Искусство

Кейт Арго
 «Искусство — суррогат жизни,  потому  искусство любят те, кому не удалась жизнь».          (В. Ключевский)

  Меня всегда интересовал вопрос искусства в нашей жизни, и что оно, вообще, из себя представляет. И вот, случайно читая очередную статью о волнующем меня вопросе, я наткнулась на высказывание В. Ключевского, которое показалось мне очень интересным. Я взяла листок бумаги и попыталась что-то написать по этому поводу. Перед тем как начать, я поискала немного дополнительной информации, касающейся интересующего меня вопроса, чтобы не ошибиться, приводя примеры. Единственное, что хочется добавить, перед тем как вы начнёте читать мой очерк —  возможно, моё мнение покажется вам чересчур субъективным. Но, несмотря на это, я надеюсь на понимание и на то, что, читая текст, вы будете только наслаждаться им. Давайте все же посмотрим, что из этого вышло. Начнём.
    В первую очередь я хотела отметить —  в данном высказывании есть то, с чем я согласна, и то, что кажется мне спорным. Я считаю, что искусство создаёт особую художественную реальность, тем самым выражая своё отношение к миру. Люди, возможно, интересуются и увлекаются искусством, дабы развить собственный кругозор, узнать что-либо новое для себя о мире или познакомиться с людьми по интересам. С моей точки зрения искусство положительно влияет на человека при условии, если оно не пропагандирует зло. Да, в конце концов, что как не духовное обогащение — награда для нас после всего процесса познания любого  художественного произведения.
        Так вот, ту часть фразы, где говорится о том, что «… искусство любят те, кому не удалась жизнь» можно опровергнуть, ведь в нашем мире было и есть, в чём я полностью уверена, большое количество любителей искусства и далеко не все они пришли к нему посредством неудач. Яркий тому пример – известный лётчик, а в будущем замечательный поэт и писатель – Антуан де Сент-Экзюпери. Очень разносторонним был этот человек. Всю свою жизнь он провёл  в суматохе, длительных перелётах и добывании истинного смысла существования. Некоторым людям такой образ жизни мог бы показаться слишком  сложным, ведь куда легче жить с уверенностью в завтрашнем дне и  в отсутствии чрезмерной активности. Но не для  Антуана де Сент-Экзюпери. Он определённо любил то, чем занимался. С каждым годом он всё больше и больше стал увлекаться литературой, что подтолкнуло его создать несколько произведений. Одним из них стал роман «Авиатор», в котором он собрал много интересных мыслей и истин. Именно этот роман положил начало  карьеры будущего писателя, а объектом вдохновения на это оказалась любимая авиация, которой он посвятил большую часть своей жизни.      
       По сей день, его книги остаются одними из самых читаемых, ведь ему удалось доступно донести свою истину, опираясь на жизненный опыт. Я неспроста напомнила вам  именно об этом писателе, ведь одно из самых любимых и известных нам всем творений Сент-Экзюпери произвело на меня настолько сильное впечатление, что было бы просто глупо не упомянуть его здесь и сейчас. Конечно же, вы уже догадываетесь, о каком творении, этого всеми любимого писателя, я хочу упомянуть. Да, я имею в виду сказку «Маленький принц», которую должен прочесть  любой человек. Ребенок ты или взрослый, бухгалтер или историк, врач или бизнесмен, неважно —  кто ты, важно – прочитать эту сказку и вынести что-то более новое для себя. Первый раз я столкнулась с ней совершенно случайно. Мой папа купил сборник книг Сент-Экзюпери, чтобы презентовать его внуку, но, по каким-то непонятным причинам, именно эта книга выпала из стопки, и таким образом,  осталась у нас дома. Папа посчитал, что это произошло не случайно, и он решил подарить её мне. Как сейчас помню, тогда мне было 10 лет. Первым делом я пролистала эту маленькую книжечку и рассмотрела картинки. Меня очень заинтересовали эти иллюстрации. Они мне показались  непохожими на те, которые я когда-либо видела. И вот я начала читать. Не буду вдаваться в подробности моих мыслей и ощущений на тот момент, а то я и так сильно отошла от темы. Скажу самое главное – за свои шестнадцать лет я прочла эту книгу 3 раза, и каждый раз она  открывалась по-новому. Очень много мыслей я даже выписала в блокнот—
Естественно, в столь юном возрасте она мне просто понравилась, потому что там были интересные рисунки и текст казался совершенно доступный. Но только именно повзрослев, я прониклась глубоким смыслом этой сказки. Я уверена, пройдёт ещё несколько лет, и я снова, прочитав её, найду для себя что-то новое. Одним словом, эта книга действительно не просто так оказалась в моих руках. Она стала для меня чем-то вроде талисмана или просто стимула хорошего настроения в плохие дни. Случай, произошедший со мной, отлично иллюстрирует пример того, как может действовать произведение литературного искусства на человека. И ни о каких неудачах и тем более суррогате жизни здесь речь идти не может.
     Так вот, продолжим. Что касается остальных произведений Сент-Экзюпери, их с лёгкостью можно назвать воспитательными, и это играет немаловажную роль в развитии формирования личности человека с момента рождения и вплоть до самой старости.
    Я не случайно упомянула  словосочетание «до самой старости», ведь оно задаёт смысл моему третьему примеру относительно суждения Ключевского. И именно этот пример будет подтверждением того, почему я отчасти согласна с ним. Сейчас речь пойдёт о пожилых людях. Я замечала, что именно они в большей степени интересуются искусством, причём в разных его проявлениях. Книги, фильмы, спектакли, музыка, живопись – все это виды искусства, которые они так любят. Я не говорю, что абсолютно все старики, не побоюсь этого слова, отдают предпочтение таким развлечениям. Нет, просто, я замечала, посещая какие-либо спектакли,  насколько много бабушек и дедушек бывает там. И это нормально, ведь они прожили целую жизнь, многое повидали, а теперь им хочется насладиться тем, что может предложить нам не только прошлое, но и будущее поколение, занимающееся искусством. Теперь, им также хочется наполнить свою, уже немного однообразную жизнь, красками, возможно, узнать что-то новое для себя, ведь ничего в нашем мире не стоит на месте, и искусство не исключение. Оно также подвержено развитию и внедрению чего-то более нового и интересного. Одним словом – прогресс повсюду, и это плюс.
        Соглашусь, в данной ситуации можно назвать искусство суррогатом жизни, так как у стариков она и правда скучная, а посредством искусства создаётся особая художественная реальность, которая украшает жизнь наших бабушек и дедушек, доставляет им эстетическое наслаждение.
     Подведём итоги. Совершенно разные примеры любителей искусства одновременно и  доказывают, и опровергают суждение Ключевского.  Получается, любителями искусства становятся по разным причинам и совершенно необязательно, что у человека не удалась жизнь. Возможно, он просто желает обогатить свои обыденные дни и поделиться мыслями по поводу того или иного вопроса. А  объектом слияния таких людей становится всеми излюбленное, почитаемое и на веки вечное   искусство.



p.s Изображение к этому тексту - моя фото работа. Для меня такого рода деятельность и есть признак любви к искусству. А, собственно, сами работы - плоды моей любви. Жаль только, что сайт не позволяет выставлять фотографии в первоначальном разрешении.