Почему бывают смены года

Олег Слюсарь
На улице морозно. Светит яркое солнце. Снег белый, белый! Лыжня манит.
Двое братьев Сережа ( по старше) и Володя собираются покататься на лыжах.
Одевают лыжные костюмы, ботинки.
    Входит бабушка и говорит: « Передали по телевизору, что завтра будет понижение  температуры  до 30 градусов мороза. Сегодня вам повезло, а завтра я вас не пущу на лыжах».
Володя спрашивает: « И от чего это все зависит – то Зима, то Лето, то Весна, то Осень…то тепло, то холодно?»   
- От Луны – отвечает Сергей.
 - Шутишь! – не верит брат. В разговор вступает и бабушка: «Ну-ка, ну-ка с этого момента… Мне тоже интересно».

- Вы, что не знаете,  почему зима, весна, лето, осень - бывают? – продолжает Сергей.

Молчат. Потом Володя говорит: « Это что то, связано с тем  как Земля с Солнцем расположены.»
-  Ну ты,  в общем, прав, но еще дело в Луне. –
Давай, для наглядности, проведем такой эксперимент.
Бабушка у нас будет Солнышком. -
Бабушка заулыбалась.
-Поставим ее в центр комнаты. С одной стороны от Солнышка встану я, а с другой – ты.
Представим:  Я буду Земля . Моя голова – северный полюс Земли. Я стою прямо и являюсь осью собственного вращения Земли.  За сколько времени я ( Земля) обойду Солнышко?
- Это я знаю. За год – говорит твердо Володя.
- Молодец, правильно –
А бабушка подумала, какой умный Вова.
- Теперь встань на место, куда лететь Земле не год, а полгода.
  Володя правильно становится напротив Сережи, а между ними оказывается бабушка (Солнышко).
Теперь ты тоже Земля и твоя голова северный полюс, только через полгода своего движения вокруг Солнышка.
Вот если бы все было так, то ничего не изменилось.
Как грело Землю Солнце в начале года, так и грело через полгода, да и во все другое время:  на экваторе  (посредине Земли) – жарко,  а на полюсах - холодно.
Понятно это? –
- Понятно – сказала Володя, а бабушка кивнула.-

- А теперь я наклонюсь* к бабушке всем телом и ты  наклонись, как стоишь, только лицом от бабушки (  так бывает наклонена Земля через полгода своего оборота вокруг Солнца).
Видишь: моя голова будет ближе к Солнышку и нагреется, а твоя – дальше от Солнышка – получит тепла меньше.
Значит у меня будет Лето в Северном полушарии ( 21 июня), а у тебя ( через полгода) – Зима (21 декабря).
В промежутках по времени  будут ВЕСНА и ОСЕНЬ.
В южном полушарии все будет наоборот.
Я понял – сказал Володя. – Если ось Земли будет наклоненной к Солнцу, то и будет происходить смена времен года.
- Молодец, пятерка тебе –

- Да, теперь и я поняла, почему бывают смены года – сказала бабушка.
Поскольку ось Земли немного наклонена к Солнцу, то
Земля, облетая Солнце, каждые полгода как бы подставляет голову ( северный полюс) и  говорит: погрей, а потом через полгода…погрей мне ноги (южный полюс).

- Но, кто так умно придумал? -

-Это природой так случайно сделано во времена,  когда появлялись планеты, их спутники, Солнце. Связанные силами взаимного притяжения и притяжения к Солнцу, они так расположились, что Земля осью вращения наклонилась к Солнцу -  сказал Сережа.

- А вот теперь понятно, почему Луна  нужна? -

- Да не очень – почти одновременно сказали бабушка и Володя. -

- Представьте. Если Луну убрать, то равновесие сил притяжения между Землей, соседними планетами и Солнцем нарушится. Равновесие сил возникнет  где нибудь при другом угле  наклона оси Земли к Солнцу.  Может так статься, что наклон увеличится настолько, что полюса Земли будут поочередно обращены прямо  к Солнцу.  Полюса будут поочередно каждые полгода таить или замерзать, а на экваторе будет всегда холодно…
Можно только фантазировать:  возможна будет жизнь на Земле или нет. И возникла бы она вообще …? -
- Ничего себе. Я думал,- сказал Володя, что Луна для красоты...чтоб ночью светлей было. Да еще я слышал, что приливы и отливы морей от нее... -

Скоро ребята уехали кататься на лыжах, а бабушка все думала: как же все умно придумано.
Раньше думала, вся польза от Луны, что поэты стихи пишут...Да у молодых сердце волнуется.... Тут бабушка, как то сильно задумалась, будто вспомнила что то...

Нет, не обошлось здесь без Всевышнего.
Ну, очень умнО.

           * - угол наклона оси вращения Земли относительно плоскости орбиты равен примерно 25,5 градуса.