Наталья Ключарева. Деревня дураков

Аглая Юрьева
Говорят, что первая книга Натальи Ключарёвой "Россия:общий вагон" произвела литературную шумиху. Книгу я держала в руках. Но почему-то не купила. А эту купила...почему-то. Может, обложка глянулась, может, публицистика в ней привлекала. И лежала книжка у меня нечитанной недолго: месяца два-три, не больше.
 В общем, Митя бросает все (т.е. город и аспирантуру) и приезжает учительствовать в деревню с судьбоносным названием Митино. А по соседству - другая деревня, которую жители Митина окрестили Деревней дураков, поскольку там проживают под присмотром волонтеров больные с расстройством психики.
 Какой урок жизни получает 28-летний ...мальчик? А разные уроки: и от 90-летнего старика Ефима, прозванного колдуном, и от инвалида Лены, и от каждого живущего в Митиной деревне. Уроки жесткие, жестокие, которые нередко нельзя преподать другим.
 Ключарева пишет хорошо и скупо. Мне даже кажется, что "Деревня дураков" - это только тезисы вроде тех, которые пишешь перед конференцией. Беда в том, что к художественному произведению не напишешь тезисов. Оно уже предстает читателю в той полноте (или неполноте) издания. Писательница создает свою деревню, своих героев, бытие которых - сферы, шарики, сталкивающиеся друг с другом и отскакивающие друг от друга. Это не хорошо нам известная проза "деревенщиков", которые вышли из этой среды, но по выходе в ней и растворились, это - долгие наблюдения со стороны.
 Читая, задумываешься: так может быть, и такого быть не может одновременно. Идеал мирского и духовного воплощен у Ключаревой в образах стариковской четы и деревенского попа.
 Интересно сравнить два образа: пьяницы Любки и волонтера Насти. С точки зрения жителей деревни, обе "психовки". Но без "психовки" не будет стоять их деревня. А будет ли она стоять, если два "столпа" культуры- малокомплектную школу и церковь - закрывают? И в школе, и в церкви все идет не так, как НАДО, по мнению пенсионера Гаврилова - стукача со стажем. А вслед за этим - и пожар в Деревне дураков.
 Кто остается? Пенсионеры, алкоголики и трехлетний Минкин в панамке. И какая ж из двух деревень на самом деле должна именоваться Деревней дураков?
 А следом за повестью - ряд интересных очерков. Особенно меня впечатлил очерк "Серафима", посвященной исследовательнице духовных стихов С.Е.Никитиной. Ее я знаю как ученого, а вот благодаря Ключарёвой она раскрылась во всей полноте и красе человеческой натуры.
 Читать или не читать Ключареву - дело ваше. Ничего не убудет - это точно. А вот прибавится ли - зависит от вас.
2010