За долами за горами...

Странница Любовь
Мои впечатления о путешествии в уникальный край республику Тува (или Тыва?)
это серия небольших рассказов и зарисовок.

ТУВА СКАЗКА СРЕДИ НЕПРИСТУПНЫХ ГОР

Вы спросите, почему я так считаю? Почему Тува сказка? Сказочная страна – так вернее будет. А вы поезжайте в Туву и сами все поймете! Но попасть туда, как и в сказку, не просто есть только два пути: узкая дорога петляющая среди неприступных гор, через крутые перевалы, на которых снег порой все лето лежит, а зимой снежные лавины могут перегородить эту дорогу на долгое время, ну, и самолетом, который, как вы знаете в непогоду не летает. А еще, эта сказочная страна пускает в свои владения не каждого! Если ты ей не понравился, будут и снежные лавины и стойкая нелетная погода, лучше тогда в Туву не отправляться - несчастье будет!
Ну вот, попугала немного.
Я отправилась в Туву поздней осенью, через Красноярск, город уникальных людей и уникальной природы.Одни Столбы чего стоят, а Енисей!Но в этот раз я ехала туда, где этот Енисей рождается. В Красноярске моросил дождь и ранним утром я плескалась в Енисее и в его водах встречала рассвет, а потом гуляла по сонным улицам… Но давайте уже отправимся в Туву, мне просто не терпится вам о ней рассказать…
Ехали мы из Красноярска в Туву по горной дороге ночью…. Когда подъехали к Ергаки  погода вдруг испортилась и повалил снег, а дальше уже и буран начался, все вокруг исчезло и только снежные вихри кружили по дороге, которая практически растворилась в этом буране и мы кое-как пробивались сквозь снежные заносы. Я тихонько паниковала… нет, я не боюсь ни снега ни бурана!Сибирячка я! Но глядя на свою ветровочку и кроссовочки  размышляла, сколько времени я продержусь в своей экипировке если такая погода зарядит на долго? И конечно же  меня волновал вопрос: выберусь я или нет из того места, куда я направлялась если вдруг снегом завалит перевал? Но плюнув и смирившись с неизбежным, я уснула в эпицентре бурана…
В Кызыл – столицу Тувы мы прибыли затемно и десантировались у каких-то строений и развалин… это был второй шок… Что это? Где это я?  А с неба падал липкий мокрый снег, и джинсы быстро превратились в мокрую тряпку прилипшую к ногам…я поплелась вдоль раздолбанной набережной, какой-то хилой речки. Сознанию незачто было уцепиться, оно уныло брело со мной и нудело: «Куда тебя черти занесли? Что за кишлак такой? И это центр Азии? Ты в своем уме, тетя? Ну, давай, наслаждайся своим приключением в мокрых штанах! А вот сейчас буран сюда доберется и кирдык тебе! Что страшно? Погоди, это только начало...Блин, за что я то с тобой мучаюсь?» Вот такое «бодрое» настроение царило у меня в голове… И тут я увидела впереди Доцан!(доцан - это буддистский храм, для тех кто не в курсе) Я рванула к нему, как к единственному пристанищу Я шла вокруг этого Доцана и разговаривала с теми богами, которые жили в нем,правда я не знала кто там жил, ведь доцан был еще закрыт.Я нарезала круги вокруг пристанища богов, крутила барабаны и говорила, говорила…
- Я приехала в этот дивный край без злого умысла… мне хочется увидеть таинственную Туву спрятанную от мира за неприступными горами…. Я благодарна, что попала сюда, и пусть мне сейчас не комфортно и неуютно, я искренне благодарна, что я здесь… Да, уважаемые Боги, я бы была еще благодарнее если бы мои штаны высохли… ну и немного солнышка мне не помешает,но если моя просьбы невыполнима, ничего я потерплю…
Вот так, неся всякую околесицу, я нарезала круги вокруг Доцана и даже не заметила, как я согрелась, как закончился снег, как солнце пробилось из-за туч. Представляете? Боги меня услышали! Поняли и расшифровали всю ту мою чушь-молитву-мантру! Мир вокруг сразу стал иным.Солнце окрасило дома золотыми бликами, засверкали стекла домов и я во всей красе увидела город, стоящий в центре Азии! Он был великолепен в бликах восходящего солнца, а еще я увидела, что стою на берегу величественной реки, несущей свои воды между живописных гор. Это был Енисей! Увидела огромные мантры на этих горах. Все вокруг меня было величественным и нереально красивым!
Я шла к Стелле стоящей на набережной в окружении маленького сквера. Вот он центр Азии! Трепет и волнение охватили меня, не знаю даже почему… Наверное потому, что путь к этому центру был труден и могу сказать  даже немного опасен.
На набережной стали появляться строители, они мостили эту набережную новой плиткой. Это я потом узнала, что город готовиться к своему столетию и оттого он кое-где раздолбан, вот в этот раздолбыш я и попала по приезду.
А Кызыл и правда красив, в нем уживаются рядом старинные деревянные столетние постройки и супер современные строения. Шаманизм, буддизм и христианство мирно соседствуют в столице Тувы, и не исключают значимости друг – друга…
Вот так началось мое путешествие в сказочную и загадочную Туву, спрятанную среди неприступных гор, охраняемую Христом, Буддой и Корбусту…

В ГОСТЯХ У СКИФСКИХ ЦАРЕЙ

Вы слышали когда-нибудь о Долине Царей? И я слышала, но слышать или читать это одно, а вот увидеть эту долину, почувствовать загадочную древность, которой пропитано все вокруг: земля, воздух, горы, небо… это совсем другое!
С Юлей мы лет пять тому назад в Иркутске познакомились и крепко сдружились. Она меня давно зазывала в Туву, а мне все некогда было.Я даже этим летом планировала из Бурятии в Туву через долину вулканов пройти, но ,увы… А мечту свою о Туве я лелеяла, и долелеялась… Мечта моя обращенная в мыслеформу, начала жить своей жизнью и проявляться в реале… Обычно это называют чудо! Вот такое чудо произошло и со мной. У меня вдруг организовалась свободная неделька и я не задумываясь схватила свой рюкзак, сунула в карман варган и вперед к своей мечте!
Как я добиралась до Тувы вы уже в курсе, повторяться не буду.Из Кызыла я в тот же день уехала к Юле в Туран, небольшой тувинский городок в часе езды от столицы, самобытный такой, маленький, среди гор… В таких городках все друг друга знают. Люблю я бывать в таких местах, там дух особый…
Но отвлеклась я.О Долине Царей ведь рассказывала.Так вот… ту долину я сначала увидела с горы Бык, а эта гора и правда на исполинского Быка, лежащего в долине похожа… я орала от восторга, прыгая на спине этого Быка и глядя на огромный простор среди неприступных гор… Эмоции рвались наружу и сдерживать их было невозможно! Представьте себе: огромная ярко жёлтая долина под синим, синим небом, по долине разбросаны блюдца озер и курганы, курганы, курганы… и все это древние захоронения, а обрамляют эту долину белые горы, уходящие в небеса… Представили? Теперь поняли, почему я так орала?
А потом Юля повезла меня в эту долину! Мы ехали по прямой, как стрела дороге, которая рассекала долину на две части. Вот благодаря этой дороге и был вскрыт курган «Аржан2» к которому мы направлялись.Стремительная дорога, как и долину, разрезала захоронение и понеслась дальше к горам, ну а археологи довершили разорение кургана. Не доезжая до «Аржана2» мы остановились у места поклонения духам и как водится у коренных народов, подношения сделали, извинились за вторжение в святое место. Солнце светило в вышине, пространство вокруг было заполнено тишиной и лишь шелест травы под ногами говорил о том, что мы еще в реальном мире…
И вот мы стоим у царского захоронения. Юля рассказывает и показывает мне в какой стороне лежала скифская царская чета, где наложницы, где прислуга, а меня уже уносило в ту древность и видя это Юля сказала:
-Иди, пообщайся…
Знает Юля мои странности. И я пошла… вход был с востока… я шла по кругу к царскому захоронению и мир изменялся вокруг… неуловимо… непроявленно… но эти изменения ощущались! У царской усыпальницы  остановилась и руки сами вытянулись в сторону камней древней могилы… В левую руку ударила холодная волна, а через правую в мое тело ворвался огонь… эти две стихии прошли через меня взорвавшись в районе груди и вырвались ввысь из головы! Что я видела? Тут я вас разочарую, я ничего не видела! Только чувствовала… чувствовала, как через меня течет мир, который давно исчез, растворился во мраке веков, но по прежнему живой… его уже не увидеть, но его можно чувствовать… он как тень нашего мира…
Я стояла, и чувствовала, как на моей левой ладони лежит уверенная рука величественного правителя, а на правой трепетная  ладонь его хрупкой спутницы… мы стояли в разных мирах и пространствах, но мы чувствовали друг друга! И царская чета была рада мне, как самому долгожданному гостю…
Кто-то скажет, что я фантазерка, но прежде, чем обзываться, поезжайте в Долину Царей, но не с целью бестолку поболтаться-потоптаться по захоронению, а пообщаться! И я вам гарантирую, что вам ответят! Ведь редко, кто едет в гости к древним царям… пообщаться… а они ведь не одно тысячелетие тут и ждут!