Несколько слов поясняющих суть здесь написанного

Степаныч Казахский
Получив однажды вопрос от читателя, понял, что нужно пояснить кратенько, чем же мы занимались в этой самой "Гражданской авиации". Ведь для многих пользование "её" услугами, это "восхождение на трап авиалайнера" и подрёмывание после сытного обеда от симпатичной стюардессы, во время полёта из города "N" в город "X".

Ваш покорный слуга работал в "Гражданской авиации" в отрасли обслуживавшей народное хозяйство. Она, (отрасль) так и называлась - "ПАНХ", и сия аббревиатура расшифровывалась как "Применение Авиации в Народном Хозяйстве".

Вертолетной авиации приходилось выполнять уйму дел в этой ипостаси, получая в качестве задачи определенную технологию выполнения той или иной работы на период командировки. Так как экипаж вертолета состоял (в начале моей авиационной карьеры, это вертолет Ми-4) из двух пилотов и бортмеханика, а также авиатехника - обслуживающего винтокрылую машину технического специалиста, то этот крохотный коллектив сам планировал и выполнял ту или иную задачу, поставленную командованием.

За двадцать лет я больше летал на "однопилотных" вертолетах - Ми-1 и Ми-2, где был и командиром и "стюардессой", а иногда и авиатехником, когда приходилось ночевать в чужом аэропорту или на точке, где не было технического обслуживания для моей "Читы-гриты".

Да, так вОт, авиаторы специализирующиеся на "химии" - опрыскивали поля отведенные им на данную командировку ядохимикатами, экипажи тяжелых вертолетов - таскали грузы "на внешней подвеске", или внутри фюзеляжа, экипажи средних вертолетов возили вахты буровиков, нефтяников и прочего люда, занимающегося разработкой недр.

Пилоты маленьких вертушек типа "Ми-1" и пришедшего ему на смену "Ми-2", тоже принимали участие в функционировании огромной системы под названием "Аэрофлот" делая посильную для себя работу:
- Дежурили на нефте- и газопроводах, патрулируя их, или вывозя специалистов для профилактических или аварийно-восстановительных работ. Работали с "Рыбнадзором" и "Охотинспекцией". Возили так называемых "летчиков-наблюдателей Авиалесоохраны", которые контролировали с воздуха состояние лесных массивов по-регионно, в нашей большой республике, и если надо было - организовывали тушение лесных пожаров беря на борт тройку-пятерку десантников-пожарных, одновременно координируя сверху работу наземных пожарных бригад.

Работали с "Противочумными лабораториями" - в песках и степях; возили больных, искали "потерявшихся", спасали пропавших в снежных буранах, выполняли срочные аварийные полеты по поиску и восстановлению обрывов ЛЭП, возили "представителей силовых структур" в разные периоды лет и по разным заданиям, летали с "Институтом растений" изучающим флору республики, летали с геофизиками, геологами, топографами, гидрохимиками,связистами, энергетиками, уточняли численность архаров в горах, и даже обслуживали нужды космодрома "Байконур". Моим коллегам из нашей авиаэскадрильи, даже пришлось повозить золото от "Золотодобывающих компаний", предназначенное для специальных хранилищ государства.
В общем, нашей маленькой вертушке работы тоже хватало, - можно так, кратко резюмировать "предисловие к рассказам".

В этих рассказах и байках описана в основном командировочная жизнь как она есть, одного из гражданских пилотов вертолета, "пилота-одиночки".
Мало кто себе представляет как жили лётчики-вертолетчики вообще - находясь на рабочих местах и в командировках в Среднеазиатском регионе. И мало кто догадывается, что ребята в красивой форме с шитыми золотом погонами могли провести весь рабочий сезон в "поле", живя в палатке или фанерном домике, меняясь с напарником периодически.

Мы сами создавали себе бытовые условия, и бывало вполне комфортные. Попадали в комичные и грустные ситуации, не замечая, как мимо проходит-пролетает цивильная жизнь.... В общем жили и работали в своём авиационном мире, малознакомом для простых людей.

Так как мы находились в определенном для нас командованием регионе - как уже говорил - то сами себе планировали работу и сами выполняли постепенно и день за днём, очередной объем. Иногда, конечно, делая "отступления от рабочих планов", как например рыбалка, сбор грибов или помощь в "Настройке приема телерадиосигнала" в отдаленных от областных и районных центров, местах:)

Командировочная жизнь у экипажей вертушек протекала приблизительно одинаково с той лишь разницей, что свободное от полётов время и использовалось по-разному, в.т.ч. и с разницей самих регионов в использовании возможностей для целей работы и отдыха. В общем - почти всё как у всех обычных людей:)

Ну а, чтобы было более понятно - добавил в начале несколько коротеньких рассказов о годах предшествующих работе в авиации.