Сад живописи и музыки

Ольга Гуцол
  Предисловие: Эта статья опубликована в одном из номеров журнала "Проект Байкал", где я веду рубрику "Ландшафт". электронный вариант иллюстраций см.в моем ЖЖ http://olgutsol.livejournal.com/15818.html

               
Мне сейчас удивительно вспоминать, что я не хотела ехать в этот сад.
Казалось, что я уже все о нем знаю, потому что видела передачу по телевиденью. А ехать из Лондона было весьма далеко, с двумя пересадками, а ведь и в Лондоне посмотрели  уже достаточно: одна выставка садов  в Челси чего стоит. Перебор впечатлений вредит. Так я думала, тащась за своими энергичными спутниками в какую-то даль светлую.
Ехали полдня на двух поездах, на автобусе. Да за это время 4 раза можно было из Лондона западное побережье Британии съездить и назад вернуться!  Еще и пешком долго шли. Так что только к обеду добрались, успев изрядно проголодаться.
Но видимо, многие именно так и добирались к этому саду. Долго, но упорно. И не случайно перед самым садом организовано кафе. Потому что  людей, которых мы там увидели,  мы потом встречали и в саду. И это понятно:  на сытый желудок  уже гораздо легче получать впечатления.
Билетики в виде липких кружочков  надо было приклеить на грудь, с этой забавной и надежной системой  я тогда столкнулась впервые. 
Изгородь и калитка в сад оказались до удивления маленькие, несравнимые с крепостными стенами, окружающими  российские  загородные усадьбы.
Входим.
Так вот  он, знаменитый гравийный сад. Ну да, узнаю, именно его и показывали по ТВ.
Но тут оказалось, что всё, что показывали по ТВ, как-то в подметки не годится тому, что видишь в натуре. Потому что аромат-то не показывали!  А ведь, - тут я только вспомнила, - что ведь действительно,  степные растения сильно пахнут. Но здесь  был не просто аромат. Здесь был целый букет…  Да и цвета растений в натуре оказались намного ярче,  оттенки богаче, а сочетания изысканней…
А вот и «влажный» сад. Ступени простые, но как смотрятся… Пруд  мелкий. Почему? У нас бы сделали его глубоким, чтобы купаться можно было. Или на худой конец,  рыб запустили бы… Что-то об этом рассказывали по ТВ…  Забыла.
А надо сказать, что тогда в Англии наблюдался конец мая. То есть, там уже всё цвело. Но тут всё цвело просто до наглости.
Особенно поражали те растения, которые я видела в наших лесах и лугах. Они здесь как будто из золушек все вдруг разом превратились в принцесс.
Особенно поражало то, что куда ни наведи фотообъектив, везде увидишь   законченный вид, интересный кадр.
А  когда глаза  немного пришли в себя от  красок и форм,   к зрительным впечатлениям  присоединился слух.
Если принять за аксиому, что по дороге к этому саду, я  пения птиц  не замечала, то уж возвращаясь оттуда, мы все на это обратили внимание специально. Так что говорю уверенно: птиц за пределами сада слышно не было. Оно и понятно:  поля, луга, кто там петь будет, разве что жаворонок. А в саду этой удивительной женщины - Бет Шатто -  просто какой-то птичий оркестр. Птицы так заливаются, что думаешь:  их тут не менее ста. И при отсутствии дирижера все стараются перепеть друг друга.  Причем, через какое-то время мне стало казаться, что я четко понимаю, что они все горланят «Ах, как тут хорошо! Ах, я счастлив! А я еще счастливей! Ах, как красиво!». Наверное, мне самой там захотелось стать птичкой и так запеть, а может и вправду, сад этот был волшебным, и все начинали в нем понимать друг друга?
Короче, я как-то быстро забыла про то, что не хотела сюда ехать, и мы провели в нем столько времени, что уйти из него просто пришлось, потому что еще ж и домой надо добраться, причем желательно - сегодня.
Уже в Лондоне  стали старательно переводить буклет, а позже  и в интернете я стала искать все об этом саде. Из всего найденного получилось, что в пересчете с ярдов территория этого сада -  4 га. Что этот сад супруги Шатто начали строить в 1960-м году. Место было фантастически непригодным. То гравий, то болото, то густой лес.
Муж Бетт  был фермером и ученым, он привозил растения со всего света. И они их пытались акклиматизировать  в этом  саду. И не абы как-нибудь, а устраивали для них те условия, в которых те привыкли расти.
При этом регулярного полива в саду нет. И это удивительно, особенно  в стране, где мы впервые увидели тотальный автоматический полив газонов. Но в этом саду, судя по купленному там  буклету, высаженные растения поливают только первый год. Потом оставляют на выживание. Причем оказалось, что  в туманном Альбионе именно этот район обделен дождями.  И бывают даже засушливые годы. Так вот, даже тогда растения в этом саду не поливают. А для облегчения их жизни просто обрезают им листья. Чтобы испарения меньше было. Тогда у корней появляется шанс выжить.
Тот пруд, который мы видели в центре сада, оказался бывшим болотом. Это болото, которое досталось супругам прямехонько  посреди участка, они и  расчистили, превратив  в мелкий  водоем. Водоем этот поначалу постоянно зарастал, потому что в него стекали удобрения с окружающих полей. Тогда Беатрис   посадила  вокруг пруда такие растения, которые нуждались в богатой почве, они стали активно поглощать удобрения и расти на этом корме до фантастических размеров.
Гравийный сад, оказывается,  появился только в 1991 году.  Муж Бет - Энрю Шатто - умер в 1999году, они прожили вместе 65 лет! А Бет до сих пор там живет, имеет 10 золотых медалей с Челсинской выставки, множество написанных книг, в том числе и о своих приемах создания сада. В частности, она пишет, что вдохновляется живописью и музыкой и создает свои композиции по законам, почерпнутым у этих видов искусства.
Вот, оказывается, как. А мы-то решили,  что это мы такие  умные и тонкие,  поэтому  почувствовали всю эту живопись и мелодию сада. 
В английской книге, которую мы приобрели в том  саду,  было написано, что поначалу с Бет работала в саду только одна женщина. Сейчас с ней  работает 10 человек. Судя по возрасту тех работающих, которых мы там видели, Бет Шатто дала работу многим пенсионеркам окружающих сел.
При саде существует питомник и теплицы, в которых можно купить все те растения, которые растут в саду. И люди, конечно же, их покупают. Причем такие, которые наверняка в других условиях не купили бы. Но здесь они видели, насколько может быть красиво это растение.
Уже раз в третий обходя сад, мы стали обращать внимание на детали. Например, я заметила, что деревья не за просто так  изящные и красивые. Такими их  сформировал  человек. Причем, сделал это весьма незаметно. Это как хороший парикмахер: вроде и искусства не видно, а женщина от него вышла красивее, чем была. На тех местах, где растения были еще малы, я пыталась  разглядеть задуманную композицию. Училась.
Но иногда я сколько ни приглядывалась к чему-то, так и не могла понять, как это сделано.  Например, имея уже приличный опыт работы с газонами, я так и смогла понять, каким образом  газон подходит так близко к бетонному краю пруда, как он там расти умудряется?
Для нашего российского менталитета удивительным осталось и то, что дом Бет Шатто отделен от сада всего лишь цепочкой и надписью «Приватно». И этого достаточно: никто туда не заходит.  А ведь в саду постоянно есть посетители. Судя по книге - десятки тысяч в год.
Удивило и то, что  в этом саду нет скамеек, которые, на наш взгляд, непременно должны быть в таком саду.  Причем ни сама, ни из текстов,  я так и не поняла, почему. Может быть, это сделано  специально?  Ведь если бы они были, я думаю, много людей на них сиживало бы. Может, таким образом в саду регулируется количество посетителей? Ведь когда ноги от ходьбы устают, люди идут посидеть в кафе. А там что-нибудь покупают.
И еще выражу мое постоянное удивление Англией: там, где кончается влияние человека на природу,  видно, что сама она намного беднее и невыразительней. И в очередной раз огорчаешься, что  у нас все с точностью до наоборот.
Не видела я в этом саду, (как впрочем, ив  других английских садах), такого непременного атрибута  наших  усадеб, как шашлычница, барбекюшница, или, например,  баня.  Может быть, все это было в приватной зоне? Не знаю. Бассейна  для купания тоже нигде не приметила. Так что самовольно решила, что видимо, все это – приметы истинно нашего, русского сада.
Сейчас, по прошествии времени (а было это  в 2005 году)  я могу сказать, что этот сад очень сильно повлиял на дальнейшую ландшафтную деятельность нашей фирмы.  Во-первых, мы во-всю стали использовать приемы, почерпнутые в этом саду: и маленькие холмы, на которых, как на амфитеатре,  виднее растения, и травяные дорожки, и ступени из брусьев и грунта, дешевые, не мешающие корням, и так хорошо вписывающиеся в природу. 
А главное, мы вывезли оттуда надежду на то, что если можно превратить в прекрасный сад некрасивую пустошь, то уж на наших-то благодатных и благородных ландшафтах это можно сделать - тем более.
Труднее всего оказалось привить в наш менталитет любовь к диким растениям.  Пока наш народ  их стесняются. Им, как детям,  нравятся яркие, большие, пышные цветы. И это отчасти понятно: долгая графичная зима порождает цветовой голод, и коротким летом людям хочется ярких красок и огромных цветов. Чтоб уж всё и сразу.
Но и это дало толчок к нашей мысли. Мы поняли, что надо иметь свой собственный парк, где бы можно было экспериментировать.  И с тех пор стали искать для этого территорию. Но это уже совсем другая история.
                Ольга Смирнова, архитектор