Клон. Универсальные крылья для заоблачных полётов

Антон Кольцофф
250 серий. Пятнадцать месяцев в эфире. Почти 80 тысяч подписчиков в одной только официальной группе ВКонтакте (на начало февраля 2014 года). Четвёртый показ на российском телевидении (считая все центральные и кабельные каналы). Целых пять основных сюжетных тем против одной или двух в любом другом глобовском сериале. Отменнейшая игра каждого из актёров. Колоссальный размах, грандиозный успех, всенародная любовь. Одно из самых красочных и завораживающих воспоминаний детства. Всё это — великолепный «Клон», единственная и недосягаемая вершина бразильского «мыльного» производства. Всё, что было до него, — «Земля любви», «Семейные узы», «Берег мечты», — оказалось лишь его генеральной репетицией. Всё, что было после, — «Хозяйка судьбы», «Талисман», «Проспект Бразилии», — оказалось лишь его бледной тенью. Все творческие силы, всё мастерство, вся душевность и вдохновение понадобились режиссёру Жайме Монжардиму и сценаристу Глории Перес, чтобы подарить нам неповторимый романтический шедевр, который, увидев однажды, забыть невозможно.

Я начинал смотреть «Клон», как и большинство зрителей, в 2004-м — когда он впервые вышел на российские телеэкраны. Мне было 11 лет, и тогда у нас дома стоял только маленький транзисторный чёрно-белый телевизор с собственной антенной. Увидев по нему в начале марта рекламу «Клона», я почему-то почувствовал, что не должен это пропустить, хотя на какую-либо уникальность в трейлере ничего не указывало. А 16-го числа он начался.

С тех пор до самой последней серии 24 мая 2005-го время 19:00 было для меня священным. Когда ко мне приходили друзья, им приходилось играть без меня. Когда возвращался с работы отец, меня для него не существовало. А маме не оставалось ничего другого, как присоединиться ко мне, и где-то после смерти Дьогу мы смотрели сериал вместе; а если кто-то из нас пропускал, то серия потом излагалась в мельчайших подробностях.

Последняя треть саги пришлась на время, когда наш телевизор был уже цветным. Упомянул я это не просто так: я не могу, сколько ни стараюсь, припомнить «Клон» в чёрно-белом виде. И вот почему: он настолько пропитан психологизмом, лиричностью и душевным надрывом, что на отсутствие цветов на чёрно-белом телевизоре совершенно не обращаешь внимания. Внешний марокканский антураж, конечно, очень важен, но он всего лишь часть целого в этой невыразимой истории.

Конечно, идея взаимопроникновения двух культур, латиноамериканской и мусульманской, — это одно из главных новаторских решений сериала. И запомнится он прежде всего не кварталами Рио-де-Жанейро, а потрясающими арабскими праздниками, танцами, таинственной музыкой песков и караванов. То сказочное чувство, которое мы в далёком детстве испытывали от «Аладдина» и песни «Арабская ночь», в «Клоне» превращается буквально в целый водопад ощущений. От них захлёбываешься, насмерть, а потом неизбежно воскресаешь и хочешь ещё. Никакие «Дороги Индии» с похожей, казалось бы, идеей даже рядом не стояли.

Да, я романтик. Должно быть, необычно читать такую рецензию от молодого человека. Но я так устроен, что произведения, ставшие моим внутренним миром в детстве, остаются со мной на всю жизнь. Таких вещей всего две или три среди океана симпатий и «обожаний». Они не просто любимы мной — они, можно сказать, основали меня как творческого человека, да и как человека вообще. «Клон» вызывает у меня практически священный трепет, только идущий из души и чувств, а не из духовного центра. Несмотря на то, что других парней-поКЛОНников я вокруг себя не встречал, я уверен, что людей, так же повёрнутых на «Клоне», на свете дочерта.

И сейчас, спустя десять лет, найдя единомышленницу и переступив через боязнь сильнейших чувств, которые всё это время вызывала во мне музыка из любимого сериала, я начал просмотр заново. Интересно, что более сознательный, чем при первом знакомстве с «Клоном», возраст ничуть не мешает воспринимать ленту с таким же трепетом, как и тогда. Это показатель качества. Не каждое произведение искусства с годами продолжает воздействовать на нас одинаково сильно. А знакомые песни из сериала и вовсе погружают в нечто неземное, лишённое лжи и ненужного чувства взрослости последних лет жизни, — в тот мир, в который мы улетали, будучи детьми и веря в сказки. Я по сей день опасаюсь включать в рабочее время «Sob o Sol» (тема заставки/клона), «A Miragem» (тема любви Жади и Лукаса), «Urga» (тема Жади) и «Adarghral» (тема Латифы и Мохаммеда), ибо из-за них я в прямом смысле выпадаю напрочь из реальности — как под гипнозом. И это самое прекрасное в мире чувство — прекраснее, чем любовь к человеку. Это упоение тем, что понято только тебе.

И пусть «Клон» — всего лишь бразильский сериал, пусть он длинен и слезлив, но он стоит того, чтобы с ним ознакомился каждый. Для меня же он — навеки обожаемый шедевр. Любой из сотен тысяч фанатов меня поймёт.