Тимманн-Делфов - певец Рубенсовского гения

Эдуард Лощицкий
       Творчество Питера Пауля Рубенса, знаменитого фламандского художника, всегда и во все времена оставалось классическим источником прекрасного в искусстве, с мастерством перенесенного из повседневной жизни и запечатленного на своих полотнах выдающимся фламандцем. Вначале ученики, а затем последователи Питера Пауля Рубенса продолжали создавать шедевры искусства, обогащая человечество гениальными творениями мировой культуры. Но, как мир наполнить тем, что прекрасно, тем, что затрагивает внутреннее состояние сердца и наполняет душу волшебством тонкого восприятия окружающей природы и ее главного творения – человека. Большинство художников, проходя путь становления мастера, работали в художественных мастерских своих знаменитых учителей, получивших статус школ по имени знаменитых творцов кисти. Познавая секреты краски, светотени, ретроспективы двух и трех мерности в построения композиции и сюжета, они копировали работы мастеров прошлого и своих современников. В центре внимания было творчество, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Верронезе, Питера Брейгеля Старшего, Питера Пауля Рубенса, Ван Дейка, Франс Франкена, Тинторетто, Йорданса и многих других гениев Возрождения, Барокко, Классицизма и последующих эпох… Множество мастеров кисти, однажды попробовав, к своим работам возвращались уже редко и служили пропагандистами творчества выдающихся мастеров, делая великолепные копии для музеев и частных собраний.
       Среди собирателей-ценителей искусства существует понятие: высокохудожественная копия с очередного шедевра – это десятая часть стоимости оригинала. Вопрос спорный, но в нем заключена главная суть: шедевров мало и они уже обрели своих хозяев (частных и музеи), а любоваться прекрасными творениями хочется многим, как и обставлять роскошные дворцы. Поэтому большинство коллекционеров прошлого и настоящего щедро платили и платят, чтобы украсить свои салоны прекрасными повторами шедевров. Придворный живописец Бельгийского королевского двора Молс – был успешным художником и умел воссоздать любое полотно своих кумиров Питера Пауля Рубенса и Йорданса. Имея свои очень неплохие работы, работая в основном над портретами представителей королевской фамилии и придворных сановников, он тем не менее основное время посвящал воспроизведению шедевров известных мастеров кисти,
       Не менее талантливым был и немецкий художник Клаус Тимманн-Делфов. Это имя мало известно широкой публике, но его неплохо знают знатоки искусства. Немец по происхождению, Клаус родился в 1800 году недалеко от Кельна и прожил долгую, полную творческих поисков жизнь. Он умер в 1899 году. За столь долгий период жизненного пути Клаус побывал во многих странах Европы.
       Его любовь к живописи с детства вдохновила на учебу в одной из художественных школ Кельна. О нем мало что известно, о Клаусе Тимманн-Делфов, но до нашего времени в скупых источниках дошло его неудержимое стремление к воссозданию полотен столпов мировой живописи, к которым он относил Питера Пауля Рубенса, его ученика, а затем соперника Ван Дейка, гениального Йорданса и признанного мэтра 17 века Питера Брейгеля Старшего «Бархатного». Постигнув определенные навыки в художественном мастерстве, в какой-то момент он дерзает повторить работу Ван Дейка, хотя Питер Рубенс был его непревзойденным кумиром. Но браться за работу по воспроизведению столь великого мэтра – он вначале не решился. Его копия с работы Ван Дейка «Амур и Психея» – была еще достаточно несовершенна, но замечена в узком кругу любителей искусства. Недостатков было много, а некоторое пренебрежительное отношение известных художников круга его учителя, заставило Клауса погрузиться в детальное изучение мастерства своих кумиров, работы которых, он решил повторить.
       Для него небыло мелочей. От психологического состояния мастера создававшего сюжет своего шедевра, его душевных переживаний, до подрамника и холста натянутого на этот подрамник… От скрупулезного изучения грунта, наносимого на полотно будущей картины, до тщательного изучения состава красок, применяемых художником в своем времени, манеры письма и наложения мазка кистью. В процессе поисков он путешествует по Италии, Фландрии, Голландии, посещает Венецию, Испанию. Он подолгу задерживается, отведывая известные музеи и изучая творчество мастеров прошлого. Клаус по многу работает на набросках, этюдах, совершенствуя свой художественный стиль, с тем чтобы, затем воплотить его в очередное воспроизведение шедевров. Он уже повторил немало шедевров Йорданса, Ван Дейка и, в какой-то момент, решается на воспроизведения полотен глубоко почитаемого кумира – Питера Пауля Рубенса. До нас не дошло, каким первым было творение великого фламандца, которое он решился повторить. «Туалет Венеры», «Снятие с Креста», «Похищение сабинянок», «Сад Любви (Эдема)», «Персей и Андромеда» – это несколько известных нам работ, одну из которых я помещу вначале данной статьи. Остальные сложно найти, но их было немало и они до сих пор выставлены в экспозициях известных музеев мира «Прадо», Дрездене, Ватикане, Галерее Уффици и др.
       Пришло время, когда Тимманн-Делфов был замечен и должно оценен. Он становится востребован. Клауса знают, а его работы заказывают Музеи Прадо, Галлерея Уфици, Дрезденский музей, известный своей неповторимой коллекцией фламандской живописи, поступают и частные заказы именитых фамилий.
       Именно в это время, делая абсолютно идентичные по сюжету и размерам великолепные воспроизведения, он по желанию заказчика привносит некоторые изменения в картины. Это не всегда, и не приобрело статус постоянства, но это указывает на Тимманн-Делфов, как на мастера уже не копииста, а ищущую художественную натуру.
       Тимманн-Делфов прожил долгую жизнь. За это время он создал немало своих, пока нам мало известных работ, но заслуга его, пожалуй в том, что он явился одним из тех малозаметных на фоне именитых мэтров кисти, но так необходимых нашему обществу популяризаторов их творчества. Обладая уникальной виртуозностью и мастерством, применяя навыки и секреты прошлого, этот художник решил однажды: свое – вторично, а шедевры должны жить и получать мировое признание радуя взоры новых поколений. Это самопожертвование, не открыло нам его талант до конца, но открыло нам его сердце, которое внесло не меньший вклад в мировую культуру, чем известные мастера кисти. Его работы редки и востребованы. Его работы выставлены во многих музеях мира.
       И тем не менее, когда мне довелось столкнуться с творчеством Тимманн-Делфов, я был поражен скудостью материала об этом замечательном художнике, и эту краткую статью я написал с единственной целью: нельзя забывать тех, кто не являясь известными кумирами прошлого, сыграли огромную роль, в том чтобы эти кумиры получили признание человечества… сыграли, оставаясь в тени их гения!