Козёл

Эдуард Цывкин
      



       Сколько себя помню,  всегда ладил с животными.  В нашем доме, несмотря на частые переезды,  связанные с передвижным характером работы отца, всегда находилось место для самых различных зверушек. В основном не традиционно домашних, а таких как ёжики, бурундуки  и прочие мелкие представители  фауны, присущие, на момент нашего проживания,  окружающей местности. Мама всегда была против кошек и собак, по причине невозможности брать их каждый раз с собой в дорогу. А это значит обрекать питомцев на голодную бездомную в дальнейшем жизнь. И я вполне довольствовался тем, что есть, а так же общением с соседскими представителями кошачьих и псовых. Причём с последними отношения, к ужасу мамы, были сверх доверительными. Я мог запросто подойти к огромному цепному псу в первые же минуты нашего пребывания на новом месте. И это суровое животное воспринимало меня вполне дружелюбно. А отец объяснял, что психически нормальная собака никогда не кинется на ребёнка.  Особенно когда он её не боится и испытывает к ней симпатию. У собак мол, очень развито  шестое чувство.  Не очень то понимая о чём речь я недоумевал, почему кто-то может бояться этих добрых и умных животных. К тому же отец  добавлял, что бояться ни кого и ничего не надо.  Без боязни и паники легче справляться с любыми трудностями.  А чему мол, быть – того не миновать. И портить себе жизнь всякими страхами глупо и вредно. Даже насекомое чувствует настроение человека. Никогда не размахивай руками и не паникуй, при виде пчелы, осы или другого жалящего существа. Относись к ним равнодушно или лучше по-доброму и они первыми не нападут. Опасаться нужно лишь откровенных хищников. Но без паники.
      И вот, в один из  тёплых августовских дней,  прибыли мы на очередное  место работы отца - Приморский край.  Шёл мне в ту пору шестой год.  Родители  сняли комнату в частном секторе. Естественно, что я в первую очередь сделал, это познакомился со скучающим, после обильного облаивания  прибывших постояльцев и поэтому  случаю сидящему на короткой  цепи, крупным короткошерстным  кобелём по кличке Казбек.  Он был ровного светлого окраса. Лишь много позже я узнал, что пёс являлся представителем одной из свирепых пород, называемых среднеазиатской овчаркой.  Правда не обошлось без курьёза. Вышедшая из дому хозяйка, увидев меня в обнимку со своим грозным сторожем, громко охнув, выронила из рук посудину с каким-то варевом, видимо предназначенным  ему. 
       Дня через три, обосновавшись на новом месте, родители с утра ушли на работу, а я по обыкновению остался предоставленным самому себе. Конечно, мне строго настрого было указано за калитку не выходить, дабы не заблудится и не попасть в неприятности. Мама, одев меня в новые на лямках короткие штанишки  предупредила, чтобы не смел, испачкать их. В середине 50-х оставлять  детей дома одних было делом обычным. Особенно в маленьких городках при великих стройках. Люди были более благожелательны, нежели в нынешнее время. И несмотря на то, что стройки эти кишели расконвойниками, поселенцами и бывшими  зеками, о мерзостях, творящихся сейчас и не слыхивали. Даже в кошмарах такого не представляли. Единственно о чём беспокоились  родители, чтобы пожара не случилось. И чтобы чадо не заблудилось ненароком.  Или, попав на какой нибудь водоём, не дай Бог, не утонуло бы. Кстати, была сто процентная уверенность,в том что окажись рядом любой из посторонних взрослых, ничего из перечисленного  случится не могло.
       Итак, пообщавшись со своим новым четвероногим другом, я решился всё же выйти за калитку, с  тайной надеждой встретить себе подобного индивида.  Выглянув на улицу и убедившись, что она пуста и бесприютна в обе стороны, я шагнул наугад направо, к растущему у соседнего забора, высокому густому кусту. При ближайшем рассмотрении я обнаружил, что он усеян алыми продолговатыми и полупрозрачными ягодами. Это показалось мне несомненной удачей. Нет ничего более значимого, чем в таком возрасте почувствовать себя настоящим добытчиком.  Ничего не стоило сбегать за кружкой и, наполняя её для мамы с папой,  заодно самому  наесться до отвала. Но помня неоднократные предупреждения  родителей  не рвать незнакомых плодов, а главное  наученный собственным горьким опытом в отношении волчьих ягод и белладонны, я не стал спешить с дегустацией.
      Медленно обходя куст, я неожиданно увидел мальчишку своих лет, увлечённо собиравшего в ладонь и тут же забрасывающего себе в рот ягоды. Заметив меня, он приветливо заулыбался как старому знакомому и, сообщив, что барбарис  кисловатый, но вкусный,  полностью развеял мои сомнения на счёт съедобности  данного растения. Присоединившись к нему, я с удовольствием стал поглощать эти замечательные  дары дальневосточной природы. Но не успел я как следует войти во вкус, как мой новоявленный  приятель предложил пойти на соседнюю улицу, где, по его словам, располагались огроменные заросли орешника.  Орехи, подумалось мне более серьёзная добыча. И не нужно никакой посуды. Наберу полную пазуху. Вот удивлю уставших с работы родителей! И мы направились к ближайшему проулку. Когда вышли на параллельную с нашей улицу, оказалось, что она была односторонней. А  за ней зеленел кустарник и чуть далее стеной стоял лес. Мы направились к кустарнику. Оставалось  с десяток метров. И тут мой спутник резко остановился: – "Тихо! Пошли быстрей назад, - прошептал он, указывая рукой чуть левее небольшого взгорка. Я посмотрел и увидел стоявшего в пол оборота к нам обыкновенного серого козла. Козёл смотрел куда–то вдоль улицы и лениво  ковырял передним копытом обочину. Видно было, что ему  очень одиноко и он страдал от скуки. Нас он не замечал и видимо был занят какими–то своими козлиными мыслями. Я возразил:- Почему мы из–за какого–то козла должны уходить?  Тем более он на нас даже внимания не обращает.  И вообще  позор козлов бояться.  – "Ага, - парировал Коля, так звали моего знакомца, - ты просто не знаешь какой он бодучий. Он всех перебодал в посёлке. В выходные он где – то прячется, а когда взрослые на работе, всех детей гоняет. И так больно бьёт!"-
       Тем временем козёл не то, услышав, не то, почуяв нас, повернулся своей бородатой с аршинными рогами головой в нашу сторону.  Во всей его позе не было ничего воинственного. Напротив мне показалось, он как будто  лукаво  и по доброму  усмехался нам. Но вот нога его быстрее забила по земле. Голова склонилась вперёд и чуть набок.  – "Бежим!" - Воскликнул приятель, схватив меня за руку.  И от этого прикосновения меня как током ударило. Чужой страх мгновенно пронзил всё моё существо. Панический ужас охватил до самых пяток. Не чуя ног мы неслись к ближайшему забору. Вбежали в  калитку.  Пересекли чей-то двор и перемахнули через ограду. Краем глаза я видел, что козёл тем же путём мчался за нами. Ни мгновения не мешкая у штакетника,  он тут же нашёл в нём пролом. Наверняка ему до последнего сантиметра были знакомы все окрестности.  Мы преодолели ещё один забор и напрямик, по грядкам с капустой  кинулись к следующему,  успев взобраться на него до того, как нас настигло это чудовище.  Я уже увидел двор дома, где мои родители снимали угол. Оставалось лишь спрыгнуть  с полутораметровой высоты.   Мой напарник,  соскочив с забора уже дал стрекоча, а я неожиданно зацепившись лямками за частокол,  повис  вниз головой.  А козёл тут как тут. В промежутки  между досок весело и победоносно смотрят на меня его жёлтые наглые глаза.  После короткой заминки он резко  ударил  рогами в ограждение. Забор тряхнуло, раздался треск материи,  и я на несколько сантиметров приблизился к земле. После второго удара земля стала ещё ближе. Я сжался приготовившись к жёсткой посадке, но тут заполошно  залаял,  видимо дремавший до сей поры пёс и появилась пожилая женщина.  Меня висевшего по ту сторону забора она, конечно, не заметила, а вот  появление  козла на своём огороде,  среди потоптанных капустных вилков, видимо возмутило её до глубины души.  Она схватила,  какую то палку и с криком: «Ах ты, скотина окаянная», - бросилась на козла. Тот скакнул в сторону и помчался вдоль грядок,  круша всё, что  попадало под копыта, тем самым нанося ещё больший урон урожаю.  А я продолжал,  молча висеть на заборе, размышляя, что мне предстоит испытать за порванные штаны.  Что скрывать. В те годы в пролетарских семьях, в глубинке, порка считалась одним из действенных инструментов в деле воспитания детей. И они становясь взрослыми, при неудачах из-за собственных ошибок  приговаривали: «Эх,  мало видно в своё время получал я ремня».
       Сколько бы пришлось  мне так провисеть - неизвестно. Оставалась лишь ждать случайного прохожего. Но улица была по-прежнему пустынна. Кричать и звать на помощь было не в моих правилах, потому как  считал такие действия, не достойными для мальчиков. И вот с надеждой осматриваясь по сторонам, я вдруг  с ужасом увидел появившегося в конце улицы того  самого, теперь уже знакомого мне,  козла. Он бодрой трусцой уверенно приближался ко мне. Вмиг сообразив,  что может произойти ближайшие секунды, я вопреки своей жизненной позиции истошно закричал. И видимо одновременно с криком произвёл несколько резких движений. Штаны тут же полностью порвались и лоб мой,  соприкоснулся с утоптанным у забора грунтом. Падая, успел заметить как по направлению к козлу, гремя цепью,  метнулся Казбек.
       Вы когда нибудь слышали, какие звуки издаёт испуганный насмерть козёл? В моём случае он орал вполне человеческим хриплым басом и, как мне показалось, что-то наподобие: «Караул».  Но не так уж свиреп и безумен был Казбек, чтобы опускаться до растерзания козла. Он прогнал его как можно дальше и вернулся ко мне.  Оказывается, услышав мой крик Казбек рванул  и, порвав цепь, выбежал за калитку.  Благо она была в десятке метров от места моего висения. Мгновенно оценив обстановку благородный пёс  вмешался в ход событий.
       А вечером, после прихода родителей,  начался разбор полётов.  Ссадина на лбу и пришедшие в негодность штаны без вариантов говорили о том,  что их наказ - не выходить со двора не выполнялся. Никакие оправдания и сетования на злого  козла не могли спасти меня от экзекуции.               

       Но на помощь пришла хозяйка. Она объяснила, что козла того издавна дразнят мальчишки. И детей мужского пола он люто ненавидит.  Правда, вреда особого не приносит,  но пару раз  по заднице норовит поддать.  Кстати если не убегать,  поворачиваясь к нему спиной, то бить не будет, постарается сзади подкрасться. А девочек вообще не трогает.  Такой вот козёл. Ругать Казбека за порванную цепь она не стала. Всё таки поступок с его стороны совершён был благородный.  А отец  добавил,  мол, теперь ты понял, что такое паника и как она вредит людям. А не струсил бы, взял в руки, какой-нибудь дрын  и  бежал бы козёл от тебя как чумной.  И так во всём. Побеждает не сильный, а духом крепкий.