Ford taurus из сша

Лев Ефремов
               
 
            В порту Галвестон/США/ закончился рейс транспортно – буксирного судна «Умка».  Привели в этот порт на буксире из Нигерии американский океанский трубоукладчик. Пока стояли в порту и ожидали следующего рейсового задания, экипаж получил возможность сходить в город в увольнение. Недалеко от порта находился салон, торгующий автомашинами с пробегом. Цены на авто удивительно низкие. Старпом купил  трехлетний «Форд» с автоматической коробкой передач, круиз и климатконтролем, и  прочими опциями за 1200 долларов США. Судовой плотник купил авто попроще - «Мазду» за пятьсот долларов.       
          Получили новое рейсовое задание: отбуксировать сгоревший супертанкер из Венесуэлы в Грецию. После окончания буксировки – ремонт в Греции и, после ремонта, смена экипажа в Греции. Стали старпом и плотник думать, как быть с автомашинами. Судно в СССР не идет, придется из Греции  перегонять автомашины своим ходом. Бензин в Греции дорогой, а в Галвестоне 25 центов за литр. Купили бензина 200 литров, до дома должно хватить, залили полную металлическую бочку.
          Порт Пуэрто-Фике, откуда надо буксировать танкер, находится на юге Венесуэлы. Проложили курс через Мексиканский залив, затем вдоль юго-восточного побережья Кубы в Карибское море. Около 04.00 на вахте старпома в 30 милях от Гаваны обнаружили подачу сигналов бедствия с какого-то судна. В темноте тропической ночи, кто-то подавал сигналы бедствия, зажигая фальшфейеры. На экране радиолокатора отметка небольшого объекта. Пробовали связаться по УКВ радиостанции на 16 канале – канале бедствия, никто не отозвался. Изменили курс, подошли к терпящему бедствие. Сигналы подавали с катера. Катер битком набит людьми. Более тридцати мужчин, женщин и детей. Некоторые женщины с грудными детьми. Катер лежал в дрейфе, на нем кончилось топливо, вода и продукты. Предложили отбуксировать катер в Гавану. Мужчины замахали руками, некоторые женщины заплакали. Оказалось, что это кубинцы решили перебраться из своей «свободной» страны в США. Из разговора выяснилось, что собираются они дойти до Майами, а на борту нет даже простой навигационной карты. Дали им продукты, пресную воду и отдали бензин, припасенный на дорогу из Греции.
Сняли копию с навигационной карты и объяснили, что этого запаса топлива до Майами им не хватит, и посоветовали следовать в порт Ки-Уэст. Расстались с кубинцами с тревогой на душе. Уж больно опасное путешествие они задумали.
            В Пуэрто-Фике на рейде на якорях уже два года стоял сгоревший супер-
танкер. Владельцы утрясали вопросы со страховыми кампаниями, и решали, что с танкером делать дальше. Танкер купила греческая кампания на металлолом. Американская компания подготовила танкер к океанской буксировке. Произвели необходимую герметизацию корпуса, освидетельствовали на годность к океанскому переходу.
           С приходом в Пуэрто-Фике встали к причалу для получения продуктов и необходимого для предстоящей буксировки снабжения. Старпом с плотником
решили в этом порту купить бензин для предстоящей поездки из Греции. Спра-
шивают в городе на автозаправочной станции, сколько стоит бензин. Отвечают,
цена в местной валюте – в боливерах. Стали переводить на доллары, получается какая – то непонятная цифра. Думают, не поняли. Переспросили, попросили написать на бумаге. Получается: стоит бензин – 3 американских цента за литр. Сбегали на судно, взяли канистры и помощников. Купили опять
200 литров.
       Несколько дней ушло на подготовку к буксировке. Много работы и времени
было потрачено на подъем якорей танкера. Брашпиль танкера электрогидравлический. Понадобилось промыть и затем заполнить гидравлическую систему новым маслом. Подвели с буксира электрокабели и дали электропитание на брашпиль. Завели на танкер основной буксирный трос и запасной. Борт танкера выше мачт буксира и, в случае обрыва буксирного троса в океане, на  океанской волне, на борт танкера попасть будет очень сложно, а завести новый буксирный трос, вообще, невозможно. Для этого по фальшборту танкера прокладывается запасной стальной буксирный трос и подвязывается растительными концами. Один конец этого троса крепится на полубаке, а второй ходовой конец троса соединяется с синтетическим тросом,
который бухтой укладывается на корме. Далее этот толстый синтетический трос
соединяется с более тонким синтетическим тросом, на конце которого  плавучий оранжевый поплавок - кухтыль. Этот поплавок во время буксировки
плывет за танкером. В случае обрыва основного буксира, ловится этот поплавок, и за него вытягивается вся запасная буксирная система тросов. Растительные кончики, удерживающие буксирный трос на фальшборте рвутся и
запасной трос готов к работе.
          Закончили все необходимые работы, вышли в море, и началась буксировочная операция. Людей на танкере нет. В темное время суток через фотоэлементы на танкере автоматически зажигаются навигационные огни. Время года для буксировки выбрано благоприятное, погода отличная. Благополучно дошли до рейда порта Пирей и передали танкер портовым буксирам. Подписали акты передачи объекта с получателем танкера. Тот поблагодарил капитана и экипаж за хорошо выполненную работу и спросил, нет ли каких у экипажа просьб.  Старпом воспользовался этим и попросил узнать у властей, что надо сделать, чтобы после ремонта можно было выехать из Греции на своих автомашинах.
       На следующий день этот господин сообщил, что с выездом никаких проблем не будет,  посоветовал вступить в международный клуб «Автолюбителей» и пообещал свое содействие в этом. Оставил свой адрес и телефон.
       Закончив все работы на рейде Пирея, легли на курс в пролив Эвринос, где
находился судоремонтный завод, это несколько часов перехода от Пирея. С приходом в завод судно сразу встало в док и начался плановый ремонт. Обе автомашины выгрузили с судна и поставили на стоянку на территории завода.
Прибывший на борт судна судовой агент  предупредил, чтобы автомашины с территории завода не выезжали, так как сразу же будут конфискованы. Но автовладельцы особо не беспокоились, ведь получатель танкера ранее их заверил, что никаких проблем с выездом не будет.
        Ремонт судна идет  нормальными темпами. Среди рабочих имеются бывшие советские граждане. Один из них электрик и по совместительству переводчик, спрашивает старпома:
        - Скоро вас сменит новый экипаж. Что вы будете делать с автомашинами, опять на судно погрузите?
        - Да, нет. Я и плотник на них домой в Россию поедем, своим ходом.
        - Нет ребята, разрешение на проезд по Греции вам не дадут.
        - Тогда у меня к тебе личная просьба. Узнай в чем дело. Мы притащили в
Пирей на буксире танкер и грузополучатель  заверил нас, что никаких проблем с выездом на автомашинах из Греции у нас не будет.
         Через день переводчик сообщает:
       - Проезд по Греции на своих автомашинах разрешен гражданам многих государств, кроме россиян и стать членами международного клуба «Автолюбителей» вы тоже не можете.
        - Почему?
        - Потому, что вы не сможете оформить автостраховку. Представьте, вы на своей старой автомашине совершаете аварию с греческим «Мерседесом», который стоит несколько десятков  тысяч долларов. «Мерседес» разбит, а с вас получить за ремонт ничего невозможно.
       Проблема. Что делать, скоро смена экипажа, как быть? И решил старпом
съездить в Афины к владельцу танкера. Съездил. Тот извинился и подтвердил
слова переводчика:
     - Когда я обещал вам свою помощь, я не знал, что советские моряки не могут
оформить в Греции автостраховку, а ваше государство за вас в этом случае не несет ответственность.
     Вернулся старпом на судно. Рядом в соседнем доке ремонтировался болгарский автомобильный паром. Решил попытаться договориться с капитаном парома о перевозке автомобилей на пароме. На пароме заканчивался ремонт и он вскоре должен приступить к  работе на линии Варна – Ильичевск. Поднялся на паром в каюту капитана, объяснил свою просьбу.
      С болгарскими моряками всегда были хорошие, дружеские отношения. По-
пытался болгарский капитан помочь своим советским коллегам. Связался с судовым агентом, спросил, как эту перевозку можно оформить.
       - Никак нельзя, - отвечает агент. - В договоре на ремонт в этом заводе, указано, что коммерческой деятельностью вы заниматься не будете. А на пере-
возку этих автомашин необходимо оформлять таможенные декларации, в которых будет указано, что автомашины не принадлежат членам вашего экипажа, т.е. являются грузом. 
       Этот же агент подсказывает:
       -На той стороне пролива в Халкисе стоят ваши российские суда, вы попробуйте договориться о перевозке автомашин с капитаном какого- нибудь
судна, а разрешение на переезд от завода да Халкиса я организую.
       На следующее утро поехал старпом в порт Халкис. В порту под выгрузкой стояли два советских судна. Один из них т/х «Дюрсо» после выгрузки должен идти под погрузку  в порт Новороссийск. Договорились с капитаном этого теплохода о перевозке автомашин в СССР. На следующий день судовой агент,
как и обещал, организовал переезд автомашин из судоремонтного завода в порт Халкис. На первой автомашине за рулем старпом, рядом на пассажирском сиденьи полицейский. На второй за рулем второй помощник капитана, рядом
судовой агент. Замыкала колонну третья автомашина с полицейским. Прибыли в порт, полицейский, агент и второй помощник пересели на полицейскую автомашину и уехали. Старпом остался в порту для организации погрузки автомашин на судно и оформления документов на перевозку. Просит грека –крановщика:
         - Сколько стоит погрузить две автомашины на судно?
         - За пятьдесят долларов погружу обе.
         - Хорошо. Грузи.
         - Сейчас не могу. Вот закончу выгрузку судна, тогда  и погружу.
         Стоит старпом около судна, ждет окончания работ, время идет, а надо будет потом как-то до родного судна добираться. Конец рабочего дня. Еле уговорил крановщика погрузить автомашины. Вызвал такси и только вечером вернулся на судно. А там не совсем приятная неожиданность. Прибыла половина нового экипажа. Сменилась часть машинной команды и рядовой состав. Ночью должны приехать остальные члены экипажа. Говорят, еле уговорили матроса-плотника уехать с судна на автобусе. Билеты на членов экипажа агент купил заранее, они именные. Плотник уехал совсем расстроенным. Молодой парень купил первую в жизни автомашину, порадовал
покупкой жену в Донецке, а, что сейчас с машиной – неизвестно. Самолет прилетает в Москву, оттуда все разъезжаются по своим городам. Плотник в Донецк, а старпом в Н.Новгород. Ни адреса старпома, ни его телефона он не знает. Как обстоят дела с отправкой автомашин, он тоже не знает, мобильными телефонами тогда еще не пользовались. 
      Ночью прибыли остальные члены экипажа и к утру закончился прием – передача дел. Утром автобус отвез сменившихся моряков в аэропорт, и через несколько часов они были уже в Москве. Из Москвы разъехались по своим городам. Старпом разыскал адрес плотника и отправил ему телеграмму со своими координатами. Созвонились и стали ожидать прибытия автомашин в СССР.
        В очередной раз звонит старпом в диспетчерскую Новороссийского Пароходства, отвечают, что это судно приходит в порт Новороссийск 18 сентября. Сообщает он об этом плотнику, и с женой приезжают в Новороссийск. Поселились в гостинице, ожидают приход судна в порт. Ежедневно спрашивают в диспетчерской о подходе. Вдруг им сообщают, что судно завтра вечером прибывает  в порт Туапсе. Срочно позвонили матросу в Донецк. Приехали в Туапсе, судно еще не подошло, и остановились в гостинице
недалеко от порта.
         Поздно вечером т/х «Дюрсо» ошвартовался в порту Туапсе. Дождался старпом окончания работы комиссии и поднялся на борт судна в каюту капитана. За столом вместе с капитаном сидел старший таможенный инспектор, ужинали. Старпом представился, капитан пригласил его за стол, а
таможенник вызвал своего помощника и велел осмотреть автомашины и оформить документы разрешающие выгрузку автомашин с судна и проезд их до места прописки владельцев для последующего таможенного оформления.
Старпом вызвался помочь таможенному инспектору в осмотре автомашин. Машины осмотрели, выписали необходимые таможенные документы. Старпом
поблагодарил капитана и таможенников за работу. Спрашивает:
        - А, чем вызван такой долгий переход из Греции в СССР?
        - Сразу после выхода судна из Халкиса получили задание следовать в Румынию под погрузку на Туапсе. Там с вашими машинами были дополнительные хлопоты. Хорошо, что их перевозку мы оформили соответствующим образом. Когда в Халкисе я велел моему старпому оформить
на них грузовые документы, я, как предчувствовал. Но, слава Богу, все обошлось.
            Выгружать автомашины нужно портальным краном. Пошел старпом до-
говариваться с крановщиком о выгрузке.
           - Пятьдесят долларов с автомашины за выгрузку, - требует крановщик.
           Пришлось согласиться, а, что делать. Портовые работники знают – с моряка можно содрать деньгу, никуда не денется. Выгрузили автомашины на
причал. Подошел к своей автомашине и плотник, перегнали автомашины к про-
ходной порта. Опять заминка, охранник на проходной требует еще разрешение
на выезд от милиции. Нашли отделение милиции обслуживающей район порта. Свет в окнах горит, но двери заперты и на стук в двери никто не отзывается. Время около четырех часов утра. Решили подождать до семи, ушли
в гостиницу, но не спится. В шесть, не сговариваясь, оба подошли к порту. Отде-
ление милиции заперто, подошли к машинам. Машины стоят перед  железными воротами порта. Через некоторое время  к воротам порта подошли
жены моряков, им тоже не спится, за мужей переживают. Милиционеры в отделении пока не появились. Пока ждали милицию, около проходной показался инспектор таможни. Это был тот самый инспектор, который досматривал и оформлял автомашины на судне. Старпом обрадовался и к нему
с просьбой:
         - Помоги выехать с территории порта. Не выпускают без досмотра милиции, а в отделении никого нет. Всю ночь тут простояли, а еще ехать домой
почти две тысячи километров.
         - Ладно, подождите здесь минут десять, я скоро подойду. – И ушел в рядом находящееся административное здание. Через некоторое время появился с объемным портфелем.
         - Давайте, открывайте автомашины. Будем досматривать.
         - Так, ведь, уже досматривали и все необходимые документы выписали. Вы этим и занимались.
         - Необходимо еще раз досмотреть.
         Необходимость дополнительного досмотра и большой портфель в руках инспектора, стала вскоре понятна. Начал  таможенник досмотр автомобиля плотника с багажника. Набирает в свой портфель различные сувениры, сигареты, жевательные резинки и прочую мелочь. В Греции в дорогу купили консервы, банки с пивом. Набивает таможенник свой портфель, ничем не брезгует. За воротами, метров пять от машин,  стоят жены моряков и наблюдают эту картину. Набрал инспектор полный портфель и ушел в офис. Там портфель выгрузил и опять вернулся. Продолжил досмотр и  загрузку своего портфеля. Не выдержали жены. Начали громко стыдить таможенника, а
тут уже и люди начали появляться, утро наступило. Не успел он набить битком
второй раз портфель, с горечью в голосе, с раздражением пришлось дать распоряжение охраннику – выпустить автомашины с территории порта.
       Закончился очередной этап автомобильной эпопеи. То, что впереди предстоит проехать по не очень современной дороге пару тысяч километров, это уже не так страшно, к своим дорогам привыкли. Некоторое расстояние обе машины проехали вместе, а потом разъехались. Старпом в Нижний Новгород,
плотник в Донецк. Оба доехали до дома без приключений. Отдохнули, и надо
регистрировать автомобили по месту прописки владельцев. Сначала необходи-мо оформить растаможку автомобилей. И тут очередная неприятность. Моряки
загранплавания пользовались льготой по растаможке ими купленных за границей автомашин. А с первого сентября в очередной раз вышло постановление Правительства, что этой льготой пользуются советские моряки работающие под флагом СССР, и которые вышли в море на советском судне из
советского порта и вернулись на нем в советский порт. А наши моряки из СССР
вылетели на свое судно на самолете, вернулись также на самолете, а автомашины прибыли на другом судне, правда, тоже на советском. Таможня ни
в Нижнем Новгороде, а в Донецке тем более, автомашины по льготе не оформляет. А без льготы, оформление стоит, как сам автомобиль. Начались хождения по мукам. Пришлось одному ехать на автомашине без номеров из Нижнего Новгорода, а второму из Донецка – в Мурманск. А там таких бедолаг
собрался не один десяток, да и в других Пароходствах такая же ситуация. Вышли руководители Пароходств с ходатайствами к Правительству и вышло разъяснение – дополнение, что те автомобили, которые были куплены за границей до первого сентября, т.е. до выхода Постановления, подлежат льготной растаможке, т.к. их владельцы не имели возможности своевременно прибыть в советский порт из- за специфики морской работы.
         Закончилось все для наших моряков удачно. Приобрели опыт и теперь, если решат  покупать автомашину за границей, они уже будут знать, что их может ожидать в этом случае.