Послесловие

Владимир Морозов 5
            На этом, очевидно, можно закончить. Конечно, чтобы изложить марксизм не то что в полном объёме, но просто в более-менее развёрнутом виде, необходимы тома. Написанное здесь далеко не охватывает все его теоретические положения. Это не более чем первое, элементарное знакомство с ним. Вот почему я дал этому тексту такое название - "Азбучные истины марксизма".

     Марксом заложены основы этой науки. Только основы. Дальнейшая история показала, как много ещё требуется понять и открыть.

     После революции 1917 года в нашей стране произошло некоторое упрощение теории. Это, по-видимому, неизбежно случается на первоначальных этапах революции, когда к теории поднимается низовой народ. Но постепенно само развитие революции, сталкиваясь с новыми проблемами, опять заставит поднять качество теоретической мысли.
   
     Однако история нашей страны дала после 50-х годов очень сильных ревизионистских исказителей марксизма. Не только ни о каком развитии его не могло быть и речи, но и в уже известных истинах многое замалчивалось или перекраивалось под буржуазный интерес новых власть имущих. Целое поколение последнего советского времени выросло на этих, якобы "марксистских", учебниках, в которых на самом деле был не подлинный марксизм, а внешне марксистскоподобная, но по сути глубоко антимарксистская идеология. К сожалению, это сказывается и до сих пор.
   
     Одновременно с загниванием СССР шли и революционные процессы в недостаточно развитых странах империалистической периферии. Эти революционные движения, зачастую с очень высокой положительностью относившиеся к марксизму, искавшие в нём ответов и помощи, вынуждены были в силу своеобразия своих революций дорабатывать, приспосабливать, развивать некоторые его положения. Их революционная практика не могла не обогатить марксизм, но неразвитость и большая мелкобуржуазность этих обществ также не могла не сказаться. Вот почему эти новые наработки очень неоднозначны и требуют серьёзного анализа и упорядочивания.

            Сейчас молодое поколение всё более и более выделяет из своей среды тех, кто не только не желает оскотиниваться вместе со всеми и катиться вниз, но и стремится подняться гораздо выше среднего уровня и овладеть необходимыми знаниями для решения тупиковых проблем общества. Всё больше молодых людей обращаются к левым идеям и марксизму. Но в свете сказанного перед этим, разве удивительно, что в головах у них, как правило, царит невероятный винегрет из упрощённых прописей и мелкобуржуазной путаницы, из троцкистских радикализмов и положений анархизма, из хрущёвско-брежневских искажений и недостаточно глубоко понятых новаций маоизма?

     Этому нельзя удивляться. Овладеть сегодняшнему поколению чистым, качественным марксизмом, тем более - поднятым на уровень современной жизни, дело очень непростое.

                - - - -

            Давайте пробежимся по основным темам этого текста. Давайте тезисно соберем всё это вместе.

     - Мы начали с выделения в истории того объективного, то есть не зависящего от воли людей, которое определяет ход развития человечества. Таковым, согласно марксизму, является производственный фактор и в частности необходимость соответствия производственных отношений всё более развивающимся и усложняющимся производительным силам.

     - Отсюда выведена настоятельная необходимость на определённом, высоком этапе развития осуществить переход к общественной собственности.

     - Переход этот может совершиться лишь через период революционной борьбы, - период нелёгкий и долгий. Были указаны объективный и субъективный факторы, наличие которых обязательно для успеха революции.

     - Далее была рассмотрена неизбежность накапливания отрицательностей при капитализме, - последней фазе частнособственнического общества, - и показана объективная необходимость превращения капитализма в единый мировой хозяйственный механизм.

    - Отдельно разобрана роль антиимпериалистической борьбы народов, угнетаемых этим международным капитализмом. Указано, что хотя эта борьба не избавляет мир от капитализма, но является необходимым историческим этапом, подготавливающим все условия для такого избавления.

     - Далее в тексте показаны классы капиталистического общества: крупная капиталистическая буржуазия, мелкая буржуазия и пролетариат. Показаны их отличительные особенности и историческая роль. Классовая борьба определена как движущая сила истории, обязательная до полного перехода к строю общественной собственности. Подчёркнута принципиальная важность классового подхода при оценке всех общественных явлений.

     - При рассмотрении темы о государстве были уточнены важные термины этой темы и особо - значение терминов "демократия" и "диктатура". В общих чертах были сформулированы существенные отличия демократий буржуазной и социалистической.

     - Очень кратко обрисованы основные практические принципы революционного пролетариата: роль партии, методы работы в массе, правильное отношение к мелкой буржуазии, к оппортунизму, к насилию, войне и национальному вопросу.

     - В завершающей части даны общие положения о новом строе, - строе, основанном на общественной собственности. Показаны экономические и политические отличия социалистической его стадии от более высокой, коммунистической. Подчеркнута важнейшая роль качества социалистического государства. Отмечено не только политическое, но и политэкономическое значение диктатуры пролетариата, без которой немыслима общественная собственность на первоначальной стадии нового строя. Разобраны основные черты социалистической государственности, показаны объективные сложности её построения. Отдельно уделено внимание теме бюрократизма.

     - Немало места уделено и очень важной теме, - правильной политике по отношению к мелкобуржуазности, - теме настолько важной, что даже целым рядом объёмных сочинений её не охватить во всей глубине. Проблема мелкобуржуазности в революции - одна из центральных по своей сложности и значению.

     - Выделены три этапа классовой борьбы в общем ходе долгой революции: борьба против прежней капиталистической буржуазии, утратившей власть и собственность; борьба против контрреволюционной части мелкой буржуазии в ходе строительства основ нового строя; борьба против неизбежно вновь рождающейся буржуазности, ещё имеющей объективную базу своего возрождения вплоть до полной высшей стадии нового строя. Классовая борьба по мере революционного продвижения к коммунистическому обществу не затухает, а приобретает всё более сложные формы, требуя на каждом из своих этапов соответствующей переорганизации в диктатуре пролетариата.

     - В конце завершающей части текста особо подчёркнут объективно интернациональный характер революции. Социалистическая революция против капитализма, который стал единым мировым механизмом, не может не быть также единой и мировой. Окончательно вопрос решается победой не в отдельных частях, а на мировой арене в целом. Полномерное коммунистическое общество - это общественная собственность ВСЕГО человечества над ВСЕЮ мировой производительной силой, взятой вместе.

                - - - -

            Кроме некоторых общих положений об историческом материализме в тексте совсем ничего не сказано о марксистской философии в целом. Тема огромна и трудна, и её изложение очень усложнило бы и утяжелило текст. Тем не менее усвоить марксизм полноценно без овладения его материалистической диалектикой невозможно.

     Людям, желающим понять хотя бы основные принципы этой диалектики, видимо, стоит приступать к этому на более высоком уровне своих общемарксистских знаний. Самостоятельное изучение марксистской философии - дело очень непростое.

            Марксистская философия ставит и решает великие вопросы развития в самом общем, так сказать, "алгебраическом" виде. Явления экономические или политические также протекают по этим общим законам, но с учётом присущей им конкретики. Думаю, понятно, насколько важно перед решением конкретных проблем знать общие правила такого решения.

     Как в математике знание общих формул и теорем, относящихся ко всем соответствующим случаям совокупно, позволяет потом применить их к конкретной задаче, со своими конкретными числовыми значениями, так и знание марксистской философии даёт необходимое общее направление для решения конкретных общественных задач. Не имея такого общего путеводного принципа, мы терялись бы и тонули в чрезвычайно пёстром разнообразии отдельных проблем, двигались бы лишь методом многих проб и ошибок, при каждой новой задаче начиная это вновь и вновь.

     Нельзя разбирать частные вопросы, - говорил Ленин, - не разобравшись сначала с более общими; в противном случае вы будете при решении частного всё время натыкаться на ваше незнание общего.

     Очень удачно в этом смысле высказался Герцен, назвав диалектику "алгеброй революции".

                - - - -

             Марксизм, как уже говорилось, не является законченной теорией. Марксизм - это живая наука, развивающаяся таким же образом, как и любая другая наука.

     Можно назвать ряд тем, в которых очень важно разобраться сегодняшним марксистским теоретикам, - тем, ещё очень далёких от достаточной ясности.

     Ну, например, разнообразие видов капитализма.

     Далее - тема антиимпериалистических революций, закономерности их возникновения и развития.

     Способы соединения социалистической революционности с несоциалистическими антиимпериалистическими революционностями.

     Положение в развитых империалистических центрах, анализ империалистических обществ с их приспособительными новациями последнего времени.

     Выработка основ союза пролетариата с мелкой буржуазией.

     Вопросы правильной организации классовой борьбы при социализме.

     Пути преодоления товарности при социализме.


     Ну, и много других тем, которые ставит перед нами современная история. Пределов для развития марксизма нет.

                - - - -

            Заканчивая это послесловие, хочу сказать, что ни в коем случае не считаю свое изложение безупречным. Думаю, что в нём есть и неточности, и недоработки.

     Совершенно невозможно написать правильный текст без серьёзной и строгой внешней критики. Любая критика, - хоть умная, хоть не очень, - даёт величайшую пользу автору, заставляя его по-новому взглянуть на многие, казалось бы, уже понятые им вопросы.

     Мне очень-очень нравится одна старая притча, думаю, многим известная.

     В притче говорится, что бог решил дать людям истину. Но как он её дал? Он растёр истину в мельчайшую пыль и дал эти пылинки всему прошлому, настоящему и будущему человечеству.
   
     То есть какая-то пылинка истины есть у всех. Никто не обладает всей истиной, но частичка её есть у каждого. Только собрав всё вместе, мы постигнем её целиком.
   
     Но пылинки ведь не только у всего существующего человечества. Они и у прошлого человечества, которого уже нет. Но найти их надо; если их не извлечь из прошлой истории, истина будет неполной.
   
     Но и это не даст всю полноту истины. Ведь она распылена и в будущем человечестве. И каждое новое поколение будет приносить с собой новые её пылинки.

     Вот почему смешон тот, кто полагает, что он овладел истиной во всей её полноте. Нет ничего более неправильного, чем самонадеянная уверенность.

    "Всякая истина крива", - говорил Ницше.



             Я бы очень хотел получить строгую, безжалостную критику читателей. Мне не нужны похвалы. Они ничего не дают. Если критика будет разгромной и уничтожительной, тем лучше. Тем больше пользы. Если я стою в каких-то вопросах на неправильных позициях, так зачем мне стоять на них и дальше? Помогите сойти с них на правильные.

     Зная известную ленивость наших читателей, предполагаю, что просьба о критике большей частью останется без ответа. Но на всякий случай оставляю адрес электронной почты (mvm88mvm@mail.ru).


            Завершить же хочу словами из Лессинга. Пусть это будет напутствующим обращением к читателям.

     - "Учить надо ясно и цельно, без загадок, без утайки. Если хочешь научить правде, надо учить ВСЕЙ правде или не учить вовсе..." -

     И ещё очень замечательные его слова, обращённые к ученикам:

     - "Тысячу раз ошибайтесь, но ради бога, рассуждайте!" -

( mvm88mvm@mail.ru )