Вирус неадекватности

Андрей Девин
          Вирус неадекватности
(из сборника «Параллельный мир»)


(ПРИМЕЧАНИЕ. Текст фактически является продолжением рассказа «Конец, Света...» из сборника «Аллюзион "Конец света"», но может быть представлен самостоятельно без какого-либо ущерба для понимания).


Сидя в своём кабинете, расположенном на втором этаже местной маленькой психиатрической больницы, доктор продолжал размышлять о причинах стремительно распространяющегося недуга, который проявлялся в заметном сокращении интеллектуальных способностей у поражённых им людей. Наиболее ярко это выражалось в снижении логических и аналитических способностей, подверженности разнообразным фобиям и нередко дополнялось появлением в воспалённом мозгу каких-то сказочных картин.
Побывавшую только что у него на приёме девушку с такими симптомами доктору удалось при помощи сеанса гипноза вернуть к реальности, но он знал, что это ненадолго.
Наблюдая приходящих к нему пациентов, доктор всё чаще отмечал у них разную степень потери адекватности, что проявлялось порой совершенно неожиданным образом. Повсеместно наблюдалось, как многие люди, из которых могли бы получиться замечательные слесари, садоводы или строители, почему-то стремились реализовать себя исключительно в роли управленцев, в том числе в сферах, требующих специальных навыков и соответствующего образования. Дошло до того, что среди ответственных за оборону страны оказалось немало прекрасных во всех отношениях дам, обладавших, помимо прочих талантов, обширными познаниями в области экономики и финансов. Какое отношение это имело к укреплению обороноспособности, так и осталось самой охраняемой государственной тайной, но для закрепления эффекта развитие оборонных отраслей и ракетно-космической техники поручили журналистам и профессионалам в области пиара. Многим оставшимся не у дел кадровым военным и чудом сохранившимся кое-где специалистам–технарям, которые не испытывали желания в соответствии с духом времени превращаться в бизнесменов или не обладали необходимыми для этого способностями, в таких условиях оставалось только переквалифицироваться в заведующих складами либо подаваться в охранники. Иногда встречались и совсем экзотические случаи, когда некоторые из бывших «оборонщиков», окончательно утратив чувство реальности, подвизались в качестве артистов, писателей и даже священников.
Свою лепту в создание соответствующей атмосферы вносили и литераторы с кинематографистами, соревнующиеся в создании произведений то о разных магах и волшебниках, то о вампирах, оборотнях и прочей нечисти. Попытки обсуждения насущных жизненных проблем, предпринимавшиеся иногда в заполонивших телеэкраны эпатажных ток-шоу, особого интереса также не представляли. Их участникам было важнее не прийти к какому-то общему мнению, а просто попиариться и постараться «утопить» оппонента в своих аргументах и эмоциях.
В дополнение к этому откуда-то повылезли всякие шаманы, колдуны и оголтелые приверженцы различных культов. С фанатичным огнём в глазах они пытались навязывать свои взгляды, и, надо отметить, порой не без успеха. Вызывало неподдельное удивление явное потворство со стороны государства некоторым из этих самозваных претендентов на роль посредников между богами и людьми. Уже давно никого не смущали многочасовые трансляции по всем центральным телеканалам религиозных мероприятий и участие в них чиновников самого высокого ранга, теперь же редкая дискуссия обходилась без участия представителей той или иной конфессии. Но главное, что вызывало тревогу, всё чаще стали раздаваться предложения и даже требования о введении законов, буква и дух которых заставляли вспоминать о временах инквизиции. Мракобесие уверенной поступью шагало по стране, и вакцины от него пока не находилось...
Власти попытались притормозить распространение болезни, по традиции призвав население к массовому занятию спортом. Средства массовой информации, тонко чувствуя предпочтения руководства, принялись уделять повышенное внимание то катанию на лыжах с горок, то перебрасыванию через натянутую сетку небольшого мячика или странного предмета с пёрышками. Участникам турниров приходилось проявлять завидную ловкость, используя при таких перебрасываниях похожий на пылевыбивалку снаряд. На какой-то период чрезвычайно популярными стали различные виды борьбы. Боролись все, везде и за всё: за достижение лучших показателей, за депутатские мандаты, за освобождение заключённых, за соблюдение законов и за возможность их обойти, за мир во всём мире...
Однако наибольшее значение со временем приобрела гребля. Особенную популярность она снискала среди работников многочисленных административных структур. Обладатели атрибутов власти, вдохновлённые примером некоторых своих старших товарищей, старались изо всех сил овладеть соответствующими навыками, и, следует признать, у многих это неплохо получалось. И хотя тренировочных галер на всех постоянно не хватало, они наловчились так виртуозно грести, что могли демонстрировать своё умение где угодно, даже в отсутствие воды, а натруженные руки с успехом заменяли им вёсла. От усердия и регулярных упражнений у части служащих желание грести постепенно трансформировалось в физиологическую потребность. Иногда они настолько увлекались, что начинали грести безо всякой оглядки на писаные и неписаные правила, ставя порой местную администрацию в неловкое положение. Но в подавляющем большинстве случаев к подобным эксцессам руководство относилось довольно снисходительно, и, не считая их проявлением потери адекватности, суровых наказаний не применяло.
После долгих размышлений относительно главной причины возникновения заболевания доктор пришёл к выводу, что оно явилось следствием слишком высокого уровня развития цивилизации. Достигнутые к этому времени успехи позволили производить такое количество продовольствия и различных предметов первой необходимости, что у людей пропала нужда регулярно трудиться ради заработка и напрягать свои извилины в поисках добычи. В результате за ненадобностью мозг стал стремительно атрофироваться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но с некоторых пор появился повод подумать и над другой версией.
Среди друзей и знакомых доктора было немало специалистов самого разного профиля. С давних времён они взяли за правило периодически встречаться в неформальной обстановке, где вели беседы о новых разработках, обсуждали прогнозы на будущее, делились последними научными достижениями в своих областях. На одной из таких встреч как-то зашёл разговор о новых вирусах и возможных последствиях их воздействия на организм. Приятель доктора, профессор–микробиолог, рассказывал:
— Вы знаете, коллеги, сколько сравнительно недавно появилось новых болезней. Но, как выясняется, проводимые в некоторых секретных лабораториях эксперименты ставят себе целью не столько найти средства борьбы с ними, сколько вывести новые штаммы бактерий и образцы вирусов. Причём эти работы финансируются крупнейшими фармацевтическими компаниями, заинтересованными, как вы, друзья, понимаете, не в нашем с вами здоровье, а в сохранении и приумножении своих прибылей от продажи дорогостоящих лекарств...
Радости у присутствующих это сообщение не вызвало, но следующие слова профессора просто повергли их в шок.
— Могу добавить к сказанному, — продолжал он, — что вирусы, работающие избирательно по генному принципу и вызывающие заболевания у представителей той или иной расы или нации, уже давно — вчерашний день! Сейчас в ряде исследовательских центров активно предпринимаются попытки создания организмов, способных проникать прямо в мозг. Некоторое время такой вирус ничем себя не проявляет, он только собирает и накапливает информацию о скорости, интенсивности и характере происходящих в мозгу процессов. В результате такого «анализа» вирус определяет уровень интеллекта и в зависимости от этого показателя остаётся в «спящем» режиме или активизируется при поступлении в организм какого-нибудь совершенно безвредного «вещества–пароля». Таким «паролем» могут послужить многие соединения, активно используемые, например, в пищевой промышленности или парфюмерии. Симптомы же можно запрограммировать самые разные. И никто никогда не догадается об истинных причинах заболевания...
Обступившие профессора участники встречи отнеслись тогда к этому сообщению скептически и, возражая, пытались выяснить, кому и зачем нужен такой вирус.
— Как кому? Властям, конечно, — не без иронии отвечал профессор. — Посудите сами: управлять-то легче толпой «без мозгов», а не сообществом «интеллектуалов», где каждый считает себя личностью и принимается обсуждать указания, вместо того чтобы беспрекословно их выполнять. Да такой вирус и против внешних сил можно эффективно использовать: работа всех информационно-аналитических и многих управленческих структур противника была бы парализована! Но есть и дополнительный эффект действия на организм этого вируса: он начинает вырабатывать вещества, приводящие в итоге к существенному снижению интеллекта. И так уже многие там считают, что чересчур много «слишком умных» развелось, неплохо бы поубавить. Я думаю, коллеги, если такую заразу внедрить среди нашей прекрасной компании, то довольно скоро мы с вами, наверное, перестали бы встречаться. У нас просто отпала бы в этом потребность. Равно как и интерес к каким-то новым знаниям, разработкам...
 «Неужто и впрямь такую дрянь разработали и распространяют?» — порой думал теперь доктор, вспоминая тот разговор.
Тут он услышал доносящиеся с улицы ритмические звуки, напоминающие удары в большой барабан. Выглянув в окно, доктор обнаружил, что в этот момент внизу проходила колонна особого полицейского формирования, призванного, как утверждали власти, бороться с массовыми скоплениями граждан, потерявшими адекватность. Местная администрация внезапно обнаружила, что со всех сторон окружена врагами, более того, целые орды их сновали беспрепятственно по всей стране, высматривая секреты и организовывая всякие беспорядки. Для борьбы с этими несметными полчищами и были созданы специальные элитные подразделения, оснащённые по последнему слову техники. Своей экипировкой они напоминали путешественников к чужим планетам, а для поднятия боевого духа на построении перед каждой битвой со злодеями использовали специальную речёвку, которая заканчивалась троекратным восклицанием: «Мы держим орды!» Сейчас колонна двигалась к месту очередного сражения, а идущие в ней били специальными дубинками по своим щитам, чтобы этими звуками ещё больше деморализовать неприятеля.
Глядя вниз, доктор думал: «И на кого же подействовали этим вирусом? На демонстрантов? На полицейских? Или и на тех, и на других?..»

I.2014


Необходимое дополнение 10.11.2014:

МОСКВА, 10 ноября — РИА Новости.
Американские учёные обнаружили вирус, влияющий на когнитивные навыки здоровых людей, пишет британская газета «The Independent».
Согласно исследованию специалистов из Медицинской школы Джона Хопкинса при Университете Небраски, этот вирус ранее никогда не наблюдался в организмах здоровых людей.
Учёные обнаружили вирус случайно в процессе изучения микробов в горле человека. В ходе исследования они неожиданно выяснили, что ДНК вируса, обнаруженного внутри горла, совпала с ДНК вируса, поражающего зелёные водоросли.
Из 90 человек, принявших участие в исследовании, 40 оказались его носителями. Те, у кого он был обнаружен, показали менее удовлетворительные результаты в тестах, связанных со скоростью и точностью визуального восприятия, а также с уровнем внимания.
По словам возглавляющего исследование вирусолога доктора Роберта Йолкена, многие психологические различия между этими людьми обусловлены их генами, однако в некоторых случаях — именно микроорганизмами внутри.
«Этот ошеломляющий пример доказывает, что якобы безобидные микроорганизмы, обитающие внутри нас, могут повлиять на наше поведение и на наше восприятие», — заявил он.

РИА Новости
(http://ria.ru/science/20141110/1032548049.html)