Привати зато р II Глава 7

Алекс фон Джаго
 Главным перегонщиком "судов по степи" назначен был уже лейтенант русского флота Зытников. Судовую команду он набрал из своего "Яблочка". Моё семейство (со мной в этот раз), да царевичи со свитой "летели" пассажирами, правда не долго (ибо очень быстро). И загнав катера на волжскую отмель, немалым числом все присутствующие отправились к Астраханскому градоначальнику, а я, переместив военное имущество РФ в 20-й век, и вручив его законному владельцу, скоренько догнал СВОИХ в веке 19-м.
   Победителям предстояло триумфальное шествие по стране, и потребно это больше получалось стране, чем победителям. Ведь в захолустье так скучно жить и шоу людям периодически требуются. А тут ТАКОЙ "цирк с конями" приехал - САМ цесаревич, и ещё масса шоуменов. Благо, что заявились мы неожиданно - губернатор на подготовку мероприятия денег попортить не успел. Ограничились митингом "а-ля автопробег О.Бендера", закончившийся выступлением Ансамбля песни и пляски ВМФ "Яблочко", лёгким фуршетом и арендой небольшого колёсного пароходика для тура по Волге(совмещённого хоть и с неторопливым, но продвижением к столице). В главных приволжских городах всё повторялось - население уведомлялось об очередной славной победе русского оружия, а затем пели и плясали. Вначале ансамбль, а затем все остальные, заражённые вирусом энтузиазма. В пути, средство передвижения менялось, но репертуар и очередность шоу оставалась неизменной. Народ своими глазами имел возможность удостовериться в том, что русская монархия в надёжных руках. Ныне и присно.
  В Санкт-Петербурге от лубочного сценария отказаться пришлось, но суть представления осталась прежней. Тут уже "элита" пропитывалась патриотическим духом, забыв о нигилизме и прочих глупостях, откатывающих страну назад, под словоблудие о движении вперёд.
  Пока массы развлечениями заняты были, мне надлежало, "переместившись", выполнять очередные поручения "Возрождения" и прежде всего в стиле "деньги давай!". Аукцион флота ГДР для нас прошёл успешно. Одолеть Индонезию удалось даже не переплачивая, за жалких три лимона баксов. Правда, Хенрих Борн шепнул до того своим "хозяевам" на Бременской верфи, о перспективах ремонта у них 12  десантников, в случае "победы Казахстана". Дальнейшую работу коррупционного механизма Запада проследить невозможно, но действует он с гарантированным результатом. Суда уже стояли в доках города известного своими оригинальными музыкантами. Фрегаты же (пр.1159) и корветы(пр.133.1), в сопровождении мелочи направлялись на модернизацию в "родной" Зеленодольск(и ряд других заводов РФ).
  Совсем недавно весь мир имел возможность убедиться в том, что PERESTROIKA есть явление ОЧЕНЬ затратное. Так что срочно требовалось очередное вливание проклятого металла в экономику 20-го века.

 Для того, чтобы отлучка (за златом) "майора-олигарха" в ОБЕИХ мирах выглядела убедительно, в моём "родном" времени Совет "легализовал" мою жену и детей - также "сделав" им казахстанские паспорта и теперь богатеньких Буратин в Швеции ожидала окончательно достроенная моторная яхта-катамаран. Дальний перегон корпусов по рекам и каналам России в это смутное время обошелся на много дешевле, "заморских" вольвовских моторов и внутренней отделки, качественно проведённой в городке Орегрунд, что в паре сотен километрах на север от Стокгольма. Только воды, яхта категории А-Океан брала на борт 2 тонны, а топлива 10. Четыре двухместные каюты + 2 для экипажа + VIPкают-компания. Не упоминая камбуз, гальюн, душевые кабины и прочие радости жизни. Правда изготовитель алюминиевого корпуса из Уральска, ещё до перегона так запаял в форпиках парочку "Утесов"с боезапасом(продукция рядом расположенного завода), что скандинавы о контрабанде оружия даже не догадались, а нам потребовалась болгарка и час времени для того что бы довести судно до совершенства.
  Но за понты надо платить, и отделанные спокойным скандинавским (а мы назовём его русским!) стилем в светлых тонах каюты, выгодно отличались от так же недешёвого (но очень модного в 19-м веке) викторианского. Навороты поразили даже моё богатое воображение. Камера ночного виденья, спутниковые TV и связь, стерео, видео и аудио с -теками, навигация, автопилот, радар, опреснитель, кран на флайбридже, кондишка, подрулёж, 2 генератора с прихватами, и помимо штатной системы отопления электрообогрев стекла в рубке и полов везде! И всё самых известных производителей! Хотя вторично я в Anytec Marine такие деньжищи не переведу - и у себя не хуже мастеров найдём (или перетопчемся).
  Неприметная шхуна перевезла из Санкт- Петербурга через Балтику моё семейство и всё тех же царевичей. А также, разумеется, Зытникова (будущего яхтенного капитана - документы прилагались) и трёх его матросов, попутно музицировавших ещё и в "Яблочке".
   Попутно став на якорь у рыбацкой деревушки Хара, что в Эстляндии, я, согласно инструкции, "перенёс" в 19-й век вполне приличную опустевшую базу подводных лодок и военный порт. Следуя мудрой пословице не хранить все яйца (флот) в одной корзине. Да и в отличие от Финского залива, лед здесь бывал крайне редко. Увидев такие чудеса, далее шкипер шхуны постарался как можно быстрее доставить нас до Швеции. Высадив "пассажиров" на небольшой необитаемый островок у самого берега, прибалдевший вернулся восвояси. А мы с "яхтенным капитаном" надули резиновую лодку и рванули под моторчиком в 20-й век, эксклюзив на верфи принимать. А потом уже на вновь приобретённом плавсредстве возвратились и в век 19-й, и на островок за Робинзонами и Робинзоншами.

 Согласно контракту заправлены мы были "под пробку" и водой и топливом, а вот хавку в дорогу - "битте" на свой вкус и за дополнительные секи. Но как попили мы с Зыкиным в  ближайшем кроге вкуснейшего кофейка с великолепной булочкой и как глянули на счёт, так и прибалдели. Каждый по 10 баксов перепортил. Да я за такие деньги воду с хлоркой из-под крана месяц пить готов! Так что набрали на оптовом складе Доширака бомжацкого побольше, сахара мешок да кофейка растворимого, и ходу-ходу из этой гостеприимной, но очень дорогой (почти как Москва) страны, да и холодновато всё ж в родном моём времени - зима как никак.
  А робинзоны на островке (да в летнем тепле 19-го века)  пикничок устроили. Прям с  берега тресочку ловят, да на прихваченном ещё из Питера мангале (а угля то, аж куль привезли) тут же и жарят (в то время как мы с лейтенантом голимой лапшой давились). Треска, я вам скажу, если свежевыловленная, так хоть в сыром виде, хоть в печённом, получше осетрины с солониной идёт! Особенно попостившись на нашем "гарнире". Потому, отведав даров моря, и дальше захотелось эпоху (и время года) не менять. Да и не спокойна зимняя Балтика - почто лишний раз за борт такой вкусный харч метать?
  А пайку не за дорого и у "себя" набрать не трудно - Остзейские земли России всего-то в ночи хода. И, пройдя через Моозундские острова, направились мы в Ригу - места там у меня знакомые имелись. Да и Цесаревичу самолично требовалось кое-какие разъяснения в меняющейся политике государства до весьма своеобразного местного населения донести.
 Тут ведь о Крепостном праве уже забыли давно, а мира на земле не было всё едино. Потому что земли баронскими оставались, а выкуп и аренда дорогими получались. Пура (0.4 га болота) земли стоила раз в десять дороже, чем даже на недалёкой Новгородчине. А когда евреи прознали про "гуляющие" плодородные южные земли, и переселяться стали на Херсонщину тысячами, то и аборигенам туда захотелось. И с баронских земель стала уходить дешёвая рабочая сила. Следующие волны переселений выплёскивались в Приазовье, а мы своим приездом подгадали готовящуюся серьёзную "волну" в Самарскую и Саратовскую губернии. И у всех их лейтмотив один был - своя земля. И желание трудиться на ней. Через пару десятков лет переродится он в отвращение от земли, и пойдут тогда за сладкой жизнью пролетарии в города - где в очередной своей мечте опять разочаруются. А потом ... .
   Вот разрулёжем конфликта на ранней стадии царевичам (и мне, незаметно) так же заняться надлежало, не взирая на юный их возраст - для войны ведь они уже взрослыми оказались. 

 Прибытие в Ригу яхты с членами царской фамилии встречено артиллерийским салютом не было, несмотря на соответствующие флаг и гюйс. Не предупредили ведь, да и скорость наша для эпохи непривычной оказалась. Но как в Андреевскую гавань вошли, да почти не гавкаясь пришвартовались, народу набежало много. То ли на чудо техники поглядеть, то ли на нас, но тут уж ликование наличествовало. А вскоре и оказавшийся невдалеке предводитель Лифляндского дворянства (по местному - ландмаршал) - статский советник фон Этинген подкатил на коляске и "припал к августейшей руке". На царевичей и меня место в ней нашлось, а вот Катерина Матвеевна с детишками на извозчике пожелала на городской рынок съездить - камбуз то повис на ней и за запасы так же хозяйка ответственна.
  Срочно магистрат кинулся баллда банкет  организовывать, но пыл жополизов мы приостудили -  не хотелось скучать ради проформы и условностей эпохи. Визит свёлся к деловому.  Выяснилась и судьба переданного рату для пересылки в Питер груза лифчиков, что в Лиепае прикупал (для конспирации, разумеется), и до места назначения так и не доехавшего. Разворовало местное чиновничество невиданный дефицит для жён, дочерей, любовниц, и просто хороших женщин. Но устыдившись (или убоявшись) впоследствии, компенсировало деньгами - набралось аж 30 тысяч (золотом)! И нижайшей просьбой наладить регулярные поставки - Рига город торговый, сбыт обеспечить сможет (и с неплохим "наваром").
  Когда подъехал генерал-губернатор, знакомый мне ещё с Восточной войны, мелкие вопросы были разрулены, и нас только интересовало мнение князя Суворова на предмет открытия здесь мореходки, но уже статской. Торговый флот от военного отличался, а кадров для него не готовилось, потому и "делали"  заморские купчики наших отставных военморов, в бизнесе ничего не понимающих. Да и в наступающей технической эпохе переходил флот с ветра на пар и тепло. Для обращения с углём и мазутом "белая кость" готовой не оказалась. А вот дети рыбаков да моряков, за открывающийся шанс в люди выбиться, должны были и зубами цепляться. Припомнилось, как суомские пацанята субмарину драили.
   Вот и теперь, пусть с Балтийского побережья в новое Училище все желающие идут, кому здоровье позволяет морскую службу нести: ливы, курши, эсты, остзейцы, финны, литвины, русские (прям по Библии - не глядя на нацию и сословие). Первый год их пусть русскому языку да флотскому порядку учат, затем общеобразовательный курс дать потребно, а под конец специализацию по профессии. Программу с материалами впоследствии непременно вышлем, а ныне потребно о наборе объявить, да доброго учителя русского языка с отцом-командиром (классной дамой?) подыскать.
  Встречно, разумеется, возник вопрос о финансировании, так упавшие с неба 30 кусков кстати пришлись. А здание для учёбы обещал я засидевшемуся в генерал-лейтенантах светлейшему князю продемонстрировать на следующее утро (намекнув, что это шанс для карьерного роста).
  На вечер к себе на борт пригласили "на кофе" (растворимый) редакторов местных газеток (трёх немецких и одной русской, письменного латышского языка ещё не существовало) для пресс-конференции. Где Цесаревич выдал спич о грядущих преобразованиях, которых бояться не следует, и даже напротив - всячески всем поддерживать. Если, мол, пожелал батрак землёй разжиться, надобно отпустить её заслужить, а не доводить до того, что он к барону её отбирать придёт... Что в крае большой избыток баб, а в только им оставленном Туркестане 10 тысяч молодых мужиков без женской ласки маются. И если надумает какая дева себя воину подарить (разумеется, на законных основаниях) то дорогостоящая дорога будет оплачена казной (более 400 рубликов, между прочим!)... И в том же духе на 4 часа и 6 минут. После чего, в планах на будущее высказал намерение продолжить путешествие тем же маршрутом, что прошёл полтора века до того  великий предок - Пётр1-й. Через Митаву в Либаву, а там вновь турне по морю продолжить. В конце, заснялся демократический наследник престола с литераторами на общем фото и пообещал всем карточки с автографом прислать.
 Как стемнело, и народ на берегу разошёлся, пришлось нам с якоря сниматься, чтобы обещание, данное  внуку Величайшего Военачальника, исполнить. Следовало спуститься на 15 километров вниз по Двине к её устью, где испокон веков строилась и перестраивалась крепость Дюнамунде. В советское время там так же построили небольшую базу ВМФ, с приличным судоремонтным заводом №177(куда порой "по кооперации" приходилось мне как военпреду авиаремонтного заскакивать). А когда Советский Союз стал Индиям да Ливиям подлодки продавать, в Болдерае ещё очень солидный учебный центр для заморского плавсостава построили. Вот эти то ставшие ничейными новёхонькие (и ОЧЕНЬ благоустроенные) четырёхэтажные казармы, учебные корпуса и протчая, протчая  захотелось отдать тем, кто благодарен будет. Так что помоги мне мгла ночная.
  В комплекте к будущей Мореходке "перегнал в прошлое" и военный порт. Пусть там глубины у причальной стенки всего метров пять, но пока и их хватит. Да и себя пожалел - ведь для того что бы "углубляться при переносе", немалые усилия приходилось прикладывать, свисающую "ручку зонтика" вниз притягивая. Также нельзя оказалось обойти вниманием и три брошенные подлодки с плавдоком (чтоб националисты потом на Россию бочки не катили "за ухудшение экологии").  А найдя, что времени ещё достаточно, "переместил" и недавно остановившийся военный завод. Чуть же отойдя в сторону и о нас-любимых позаботился, "прихватизировав" (и соответственно переместив) оставленный военными красивый двухэтажный особняк с лепниной и колоннами, называвшийся "Штаб 156 бригады" - переименовав его в "Штаб Цесаревича" (и компании).
  Сам Цесаревич в это время занимался у себя в каюте полюбившимся ему фотоделом, проявляю плёнку и печатая фотографии. Так что не у меня одного ночка бессонная получилась, но к утру наша яхта вновь заняла своё место в Андреевской гавани. Когда заканчивали мы завтрак, запросил аудиенции прибывший с супругой князь Суворов. Тут же запустили двигатели и кофепитие, с великолепной сдобой из местной бекерии, происходило уже "на марше" в одну из трёх "империй": Уругвай, Парагвай, Болдерай (правильное подчеркнуть) в  "расширенном" составе.
  Возможно избыток эмоций от прочувствованного, увиденного и услышанного удержал наместника от глупых вопросов, когда узрел он неожиданно появившиеся  в его Уделе объекты. Царям де видней! И тут же велел коменданту расположенной неподалёку крепости взять их под охрану, а также произвести детальную инвентаризацию и составить список необходимого для нормального функционирования. 


 Очередным в "списке посещений" стоял следующий по берегу залива за будущей Юрмалой небольшой городок Тукум, от Риги отдалённый на 60 километров. А правильнее сказать только оставленные "оккупантами" и ими же построенные аэродром, склады, военный городок со всей инфраструктурой. Но это произошло в конце 20-го века, а якорь наша яхточка бросила, разумеется, во второй половине 19-го, и из-за мелководья до берега нам с царевичами и генерал-губернатором добираться пришлось уже на надувашке. Княгиня пожелала на борту остаться и помочь моей Катюше кашеварить, за то, что та обещала видик включить, как все закончат. Честно признаться, мне "Светлейшая" за чисткой картошки представлялась смутно. Но перед тем, все видели, как гардемарин Саша Романов палубу драит, и от царившего на борту девиза: "Кто не работает - тот не ест" - никто избавлен не оказывался - требовалось смириться и подчиниться.
  Ступив на песчаный пляж,  мы разделились. Суворов повел Романовым развалины Тукумского замка показывать, да местных баронов своим прибытием благодетельствовать, а я в сторону, где по старой памяти по авиационным делам бывал не раз. Прикинув, что уже на аэродроме нахожусь, переместился и стал планомерно его у Латвийской республики "похищать". Затратив на него и прилегающие объекты более суток и вымотавшись до предела. Вернувшись в 19-й век, до городка еле доплёлся, и, падая в изнеможении, только и успел, перед тем как вырубиться, попросить Суворова охрану новым чудным приобретениям Российской короны организовать. Что генерал-лейтенант проделать смог споро и даже тамошние баронские земли договорился с местной властью в казну выкупить. Военная необходимость! Но с другой стороны - взлётка, капониры, склады ядерного оружия и панельные пятиэтажки, для сельского хозяйства так же не годились, и доходов местный лендлорд с них получить уже не мог.

  Как меня обратно на борт транспортировали - не ведаю, но проснулся я от почти летаргического сна, когда уже к Либаве подходили. Все давно уже пообедали даже, а меня пайка дожидалась давно остывшей даже не смотря на то, что Катюша кастрюлю в шубу кутала. Трудоголики обречены на язву!
  Здесь пришвартовать уже к пирсу удалось - порт как никак. Хотя в моём понимании вся здешняя инфраструктура и на отсталый рыбоколхоз еле тянула. К тому же, весть о прибытии в город ливов, августейших особ нас опередила и на берегу толпилась разряженная делегация ни одного лива в себя не включающая. Бургомистр попытался закатить приветственную речь на языке, который он считал русским, но его мы понимали смутно, и разрешили на родном, но короче. Ради наших дам в этот раз на бал с банкетом согласились - не век же им камбуз не покидать, да и всем ноги  размять полезно, так что и команде на берег сойти разрешено было. Охрана судна легла на местную власть, за что и её в ответ решили порадовать. Зыкин ведь матросов из своего "Яблочка" набирал, так сакомпонировав плясунам на гармошке, дал ребятам возможность перед публикой "матросский танец" сбацать, мне почему-то больше брейком показавшийся. А после уже Катюша пропела, что из ранней Пугачёвой. Так что все от восторга рыдали. А когда под конец уже хорошо натасканный Цесаревич закатил коронную свою речь о грядущих переменах и, пройдясь по залу более часа, руки присутствующим пожимал, то бароны хоть и не поняли ничего, но всё же готовы были за будущего монарха живота не пожалеть. И не пожалели - банкет удался на славу! (правда за их же счёт).
  Православная епархия уже неделю как прислала настоятеля чудесно появившегося Святоникольского собора, и царевичи ещё и на его освящении поприсутствовать успели, так что денёк вышел насыщенным. А к вечеру, все как люди спать отправились, а я  - в родное время. Шкодить.