Сны на красивой планете. Глава 25

Наталина Аваншина
1

Константин Иванович, мамин новый друг оказался обычным, ничем не примечательным мужичком. Хотелось его постричь и приодеть. Он сильно волновался и не знал, куда деть руки.

– Очень приятно, – бесконечно повторял кавалер.

Ради мамы сделала вид, что мне тоже.

После того, как Иванович ушёл, мама спросила:

– Ну, как ты его находишь?

– Он тебе правда нравится? – вздохнула я.

Мама медлила с ответом.

– Иначе бы его здесь сегодня не было.

– Тогда ладно, пойдёт. Мне важно, лишь бы ты была счастлива.


Как бы ни старалась я спрятаться от внешнего мира, новость о моём возвращении взбудоражила едва ли не всю Беларусь. Друзья и просто знакомые целыми днями звонили и приходили сами. Телефон я отключала, чтобы не досаждали праздными вопросами.

В Антане, когда я мечтала о возвращении домой, подразумевалось, что я просто продолжу прерванную жизнь, будто проектор сначала остановили в определённой точке, а позже запустили снова.

На самом деле, жить я, разумеется, продолжала и там, во всех смыслах. Но осознала это только теперь. Более того, домой вернулся человек мало похожий на прежнюю Анну.

Ярче всего изменения проявились во время встречи с одноклассниками. Весь класс пришёл ко мне домой, большая часть. С некоторыми я раньше тесно дружила, но теперь мне было странно снова видеть этих детей с их узкими стремлениями и желаниями. Они рассказывали, как прогуляли урок химии, как ходили на экскурсию куда-то там точно так же, как будто Джо рассказывала о своём дне.

И ещё витала в атмосфере некая неловкость, невысказанная пытливость, будто каждый пришёл сюда с целью задать вопрос "а ты правда была в борделе?" Впрочем, размах социальной рекламы объяснял нездоровое любопытство.

Но открыто прозвучало только:

– Тебе было страшно?

Вопрос задала Вика Сомова, признанная красавица и кокетка класса, за которой ходили толпы мальчиков и девочек, притянутые её немалым обаянием.

– Иногда, – призналась я. – Но я всегда верила, что вернусь.

Кроме проблемы общения со сверстниками, возникла и другая: что делать со школой. Со своим классом я остаться не могу, они почти заканчивают школу, я же программу за среднюю школу только начала. Сначала я твёрдо решила идти на курсы или в колледж, получить прикладную профессию. Сейчас, тем более, рабочих рук не хватает. Но тут воспротивилась мама, которая признавала для своей дочери только высшее образование.

Так что я выбрала экстернат, самостоятельно осваивая пропущенную программу. С некоторыми дисциплинами мне помогали мамины знакомые, за что я им глубоко благодарна. С математикой пришлось поднапрячься, тут не обошлось без настоящего репетитора. Забегая вперёд, скажу, что сдала достойно все экзамены, если не считать... будете смеяться, английского языка. Комиссии не понравился моё "ужасное произношение" и обилие американизмом. Между прочим, никакие это были не американизмы, а вполне разговорный язык округа Антаны. Больше акценту было неоткуда взяться. Для мамы это было, конечно, ударом. Она всегда мечтала, что дочь поступит в лингвистическую академию.

Пока что я ещё не очень уверена, куда буду поступать. Склоняюсь к экономике или юриспруденции, но останавливает, что юристов с экономистами сейчас завались. Пока время есть, подумаю.

А на курсы я всё же пошла, несмотря на жуткую загруженность с учёбой. Стану специалистом по маникюру, такое всегда пригодится.

Кстати, очень серьёзно думала, чтобы пойти в педагогический. По-моему, я неплохо лажу с детьми, да и опыт работы уже есть.

Главное, я уверена: после того, что мне пришлось пережить, я не пропаду.

2

– Мам, сегодня опять придёт твой, с веником?

Нахмуренные брови грозно сомкнулись.

– У него, между прочим, имя есть. И не веник мне дарят, а красивые цветы. Константин Иванович очень достойный мужчина, вот влюбишься сама, тогда поймёшь.

Я никому не рассказывала ни про Макса, ни, тем более, про Лоренса. Это была моя сокровенная тайна, убежище прекрасных воспоминаний. Смешно: самые лучшие моменты связаны с, как я была уверена, худшим из миров.

Дико скучала по людям, с которыми успела познакомиться. Не по Лансу с Морисом, конечно. Правда, теперь они не казались такими уж страшными. Человеческой памяти свойственно запоминать лучшие моменты. Поэтому и старые люди ностальгируют по прежним временам, даже если при этом жили впроголодь и работали как ломовые лошади.

Даже проживание в общежитии представлялось уже не изматывающим, а забавным. Там я чувствовала гордость за себя, что могу сама о себе позаботиться, что самостоятельно справлялась со всеми трудностями. Вроде замечательно, когда тебя пестуют, и не нужно со страхом всматриваться в завтрашний день. А с другой стороны, уже привык ни перед кем не отчитываться, принимать решения, ни на кого не оглядываясь.

Тут я даже была благодарна Ивановичу, что он отвлекал маму, которая, как мне казалось, носилась со мной уж чрезмерно.

Вот только человек совсем не умеет следить за собой. И пусть говорят, что по одёжке только встречают, первое впечатление ведь самое важное.

Ещё один парадокс: то, что раньше так раздражало, ну, что все такие помешанные на внешнем виде, уже не казалось смешным. И тут я оказалась согласна не с народной мудростью, а с классиком, что в человеке должно быть прекрасно всё.

Из чувства протеста сама я одевалась и старалась выглядеть как можно непригляднее, чтобы все отстали. Носила джинсы и мешковатые свитера, не красилась и не мудрила с причёсками. Было лень.

Знакомые косились с неодобрением, уверена, за спиной люди крутили пальцем у виска и судачили, как же сказалось на бедняжке такое горе... Причём, пресловутые сплетницы у подъезда, которых я уже упоминала, не стеснялись высказывать свои соображения прямо в лицо.

Почему нельзя просто порадоваться за человека, что ему удалось преодолеть кучу препятствий и вернуться живым и невредимым?

Иванович пригласил маму в кафе. Это уже весомая заявка на серьёзные отношения. Разумеется, начались переживания по поводу внешнего вида и гардероба.

– Сходи в салон, – предложила я.

– В парикмахерскую? – задумчиво переспросила мама.

Я вздохнула.

– Хотя бы так.

– Да вроде стриглась недавно...

– То стрижка, а то причёска. Так ты будешь увереннее себя чувствовать.

Уговорила. Странно, почему наших женщин после определённого возраста сложно заставить баловать себя. Впрочем, постепенно тенденция снижается. И это здорово, наши женщины самые красивые в мире, пусть они остаются такими в любом возрасте.

Я вспомнила свои "выходы в свет". Неужели это всё в прошлом?

А что я буду делать, если мама снова выйдет замуж? Ведь пока идёт как раз к браку.

Самая любимая человеческая игра – "а что, если...". Если бы я не пошла за Лансом в тот день. Если бы осталась с Лоренсом. Или отказалась участвовать в делишках Мориса, впрочем, тут от меня мало что зависело.

Все эти возможности бесили меня, сводили с ума. И в итоге вылились в жесточайшую депрессию.

3

Что такое депрессия понимают лишь те несчастные, кто через это прошёл. Обычно считают, что это баловство, мол, человеку просто заняться нечем. И советуют наподдать хорошенько под одно место, чтобы вся депрессия мигом улетучилась.
Или же путают с депрессией страшную тоску, на самом же деле, понятия отнюдь не тождественны, а одно следствие другого.

Дел у меня было выше крыши, учёба отнимала много сил, истощала морально. Тогда и появились первые, как я называла их, "приступы".

Это накатывало внезапно. Я могла спокойно сидеть за учебником или за чашкой чая, а в следующий момент бросала любое своё занятие, ложилась на диван и помирала.

Не физически, душевно.

Но так страшнее.

Когда минут через десять-пятнадцать отпускало, я как бы переводила дух, благодаря себя и провидение, что на этот раз обошлось и я не сотворила с собой ничего ужасного.

Потому что исправить можно всё и пережить тоже, кроме смерти. Смерть абсолютна и бесстрастна и не занимается исправлением чужих ошибок, как и избавлением, не её это дело.

Со своими делами управляйтесь сами.

Маму очень пугали такие мои "выпады в себя". Она пыталась отвлечь, растормошить меня и даже думала вести к специалисту.

Последнее я отметала напрочь. Когда приходила в норму, потому что во время приступов меня не волновало ничего. Шарлатанство и заговоры не признаю совсем. Чтобы помогало, нужна абсолютная вера, тогда человек, того и не подозревая, излечивает сам себя. Нет веры – нет исцеления. Даже в традиционной медицине.
Последняя, кстати, пугала медикаментами. Я чувствовала, на уровне интуитивного знания, что не слезу с таблеток, постепенно переходя на всё более сильные. Такой уж человек. И закончится всё наркотической зависимостью. Как при раке. Люди ведь умирают, на самом деле, не от рака, а от обезболивающего, передозировки.

Очень жалела, что не верила в Бога. Возможно, мне бы это помогло.

Вот что нужно было выбросить из дома, так это телевизор. "Зомбоящик" выплёвывал в израненную душу порции горечи. Ураганы, цунами, человеческие жертвы, брошенные дети, цинизм политиков. И сверху полито сладким сиропом, что всё, оказывается, хорошо, люди живут чудесно.

Всё хорошо, прекрасная маркиза...

Вот в очередном мусорном баке опять нашли новорожденного ребёнка. Вот гибнет мирное население в "миротворческой" акции. Разразилась какая-то эпидемия непонятной болезни. Тысячи рыб гибнут в водоёме по невыясненной причине...
И жертвы, жертвы, жертвы...

Сладкая жизнь осталась только на страницах гламурных журналов.

Одновременно, если вдуматься, достоверной, "голой" информации предоставляли мало, факты передёргивались. По цифрам население должно жить лучше, но соседи и знакомые лишь жаловались и с ужасом пытались предсказать, сколько будет стоить масло в следующем месяце.

– Малыш, как ты? – каждый день спрашивала мама.

Плохо, мам, очень плохо.

Наверняка в мире было и много хорошего, и про это тоже писали, говорили, показывали, но в моём состоянии душевный фильтр пропускал только негатив.
Может, запоздалая реакция на стресс, на тяжёлые условия жизни в Антане?

Соседи подливали масла в огонь. Маму закидали вопросами, почему я стала такая неразговорчивая, никуда не выхожу, какие у меня планы на будущее? Моя личная жизнь волновала всю общественность не меньше, чем разводы известных актрис и певиц.

Шушуканье за спиной раздражало ещё больше. Бабки уже по возрасту глухие, поэтому не стеснялись обсуждать нашу семью, едва ли не крича на весь двор.

Я этого хотела?

Я об этом мечтала?