1981 год. Мне всё интересно

Вячеслав Вячеславов
13 апреля. Уже сейчас рождается поколение, которое никогда в жизни не узнает вкус раков. Если лет через 50 научатся разводить раков в больших количествах, то окажется, что на них нет спроса. Кто разучился,  а кто просто не знает, что с ними делать,  а кто-то и побрезгует. Вика никогда их не ела, я тоже забыл их вкус.

Вчера с Властой пошли в ДК слушать поэтов эпохи Возрождения. Влада идти с нами отказалась, а Власта пошла, несмотря на то, что по телевидению шел фильм для детей.  Пошли пешком, в пути разговаривали. 

Власта хорошо наизусть продекламировала "Сын полка" Симонова,  а я рассказал, что когда мне было десять лет, я впервые в жизни попал в театр в Краснодаре, и даже помню название спектакля "Кто смеется последним".

— Тогда ещё звука не было? — жалеючи меня, полувопросительно сказала Власта.

До меня не сразу дошло: почему звука не было?

— Нет,  не в к/т,  а в театр,  где показывают спектакли.

Не знаю,  поняла ли она меня, ведь она ни разу не была в театре, и для нее театр,  это только то, что связано с показом фильмов. У нас нет возможности посещать театр. Нет денег, да и далеко, в Старом городе.

11 апреля объявили ленинский субботник для работающих во вторую смену. На остановке заметно меньше народа,  чем в будние дни. И автобусы ходили реже. У "Сатурна" в автобус вошел черноволосый парень в распахнутом полушубке и расстегнутым воротом рубашки. Увидев у пассажира гармонь, попросил. Тот отдал и наказал:

— Ты русские играй.

После первых тактов,  я понял,  почему так сказал владелец. Парень играл монотонную татарскую мелодию, потом запел по-татарски, и стало видно, что он сильно пьян.

Владелец попросил сидящего уступить гармонисту место, и тот поднялся. Теперь звуки гармони и выкрики звучали рядом со  мной.  Я еле удерживался, чтобы не заткнуть уши.  Удивился,  как это быстро владелец разобрался в национальности татарина, который по виду ничем не отличался от русского. Два раза владелец пытался отобрать гармонь и говорил, что надо играть русские,  но стоящий рядом, говорил:

— Пусть играет. Всё нормально.

Парень несколько раз пытался заиграть русскую, даже произнес:

 — Эх,   раз!

Но пьяные пальцы умели играть только родное.

Первая смена заканчивала работу, и в раздевалке образовались группы, готовились к большой выпивке. К шести часам цех наполовину опустел. Пришел начальник цеха с фотографом и сказал, что нужно собрать бригаду, мол,  будут вручать почетные дипломы и фотографировать.

Я собрал ребят, и, пока становились перед объективом, меня оттеснили настолько, что и лица моего не было видно. Я улыбнулся и до начала съёмки ушел к своим станкам.

Ребята целый час до семи вечера играли в домино, а мастер у токарных станков убирал опилки, а они деловито стучали костяшками по столу.  В семь часов мастер объявил об окончании субботника, на котором никто, кроме меня и его самого не работал, поблагодарил за коммунистический труд,  и, пока я выключал 13 станков, все ушли, переоделись и сели выпивать. 70% мужчин были пьяны, вахтеры, пропуская, шутили добродушно:

— Ишь,  мало выпил.

Мне повезло: едва подошел к остановке, как подъехал «Икарус» с прицепом, но народу набилось очень много, и, даже въехав в город, места не освобождались, а наоборот, людей становилось всё больше.

Шофер объявил, что никуда не поедет, пока не облегчат прицеп. Никто не хотел выходить. Так и стояли. Изредка доносились негодующие возгласы нетерпеливых. У меня была книга,  и я стал читать. Минут через 20 автобус завелся, видимо,  кто-то вышел, и шофер сказал:

— Давно надо было выйти,  прицеп поднялся, и можно снова зайти.

Многие возмущенно загалдели,  почему, мол,  сразу так не сказал, зря проманежил.

14 апреля лектор рассказал, что в Венгрии производят 169 кг мяса, у нас  59,  в Польше 79,  и у нее же 27 млрд. долг. 86% земли у частников, и они производят 46% продукции.  В Югославии долг 17 млрд.

16 апреля Кумпяк рассказал, что второй предисполкома Чадов продал свою новую "Волгу" за 35 тысяч, и это дело всплыло. Чадову подсунули "куклу" вместо денег.  Благодаря тому, что власть в его руках, он позвонил в милицию, успели перекрыть дорогу и расторгли сделку.

Начальник цеха Безнародов тоже продал свою "Волгу" за 35 тысяч, и тоже напоролся на мошенников. Один жулик с портфелем остался на квартире Безнародова с его другом, а сам Безнародов с другим жуликом поехали на такси оформлять сделку.   После оформления приехал испуганный таксист, выкрикивая:

— Всё пропало, милиция засекла, беги, кто  может!

 Мошенник с портфелем денег сел в такси и был таков,  а друг остался дома, мол,  он ни причем.  Когда приехал Безнародов и спросил,  где деньги, тот рассказал о ложной панике.

— И что же им будет за спекуляцию? — спросил я Реуцкого.
— Выговор.
— Таких надо исключать из партии.
— У них большие заслуги перед партией. Воспитывать надо.

Я же уверен, что за крупную спекуляцию надо строго наказывать. Вокруг  творятся кошмарные события,  и, если всё принимать близко к сердцу и над всем задумываться, то легко можно стать истериком.

Два дня назад Вика своими глазами видела убитого в драке мужчину 28-ми лет. Лицо чистое, на виске кровь. Люди слышали, как он звал на помощь, но никто не помог.  Другая рассказывала, что в травмпункт мужчина принес изнасилованную девочку четырех лет и сказал, что она упала с восьмого этажа, мол, он случайно подобрал. Когда выяснили, узнали, что там никто  не падал,  а мужчины и след простыл.

Третий рассказал, что одного сына женил, второго похоронил весной, нашли на пустыре за седьмым кварталом.  На этой неделе в нашем доме хоронили парня 21 года убитого друзьями.

Вчера в четвертом квартале был пожар в квартире. Отец закрыл четырехлетнюю дочь,  а сам пошел в бар. У девочки ожог легких, лежит в реанимации Жена, буфетчица в 1-м комплексном общежитии, после пожара била мужа.

На работе Митрошкин, парторг цеха сказал мне, чтобы после обеда зашел к ним, будут обсуждать вопросы редколлегии. Ещё на слете он говорил, что надеется на меня. Я не понимал, в каком качестве? Написать заметку? Это можно. Оказалось, хочет сделать редактором цеховой стенной газеты.

У меня ещё голова не болела об этой газете! И к тому же, я просто не знаю, как её делать. Точнее, нет желания. Я отказался.  Мастер, муж нашей работницы, сказал:

— Мы заставим.
— Каким образом? — возмутился я.
— Ты же партийный.

Я улыбнулся. Он оглянулся на других, понял, что с меня взятки гладки, и замолчал. Я же подумал: как хорошо, что я не коммунист, которых насилует партия, заставляет делать через не хочу.

Вскоре после этого он рассчитался с завода и уехал на Север за длинным рублем. Через несколько лет вернулся и снова устроился мастером.

Полмесяца назад Валя опубликовала заметку, что вот, мол, наши рукописи уже отбирает Москва, и приглашает приходить всех, кто пишет.  И уже на следующий день пришло 12 новеньких школьниц, сидят, молчат, присматриваются. Парни постеснялись прийти.

А я не могу сказать, только думаю, что бабочки летят на огонь, которой обожжет им крылья, хорошо, если не судьбу. Скольким вот так же давали аванс, они верили в свою гениальность, бросали привычные занятия и становились поэтами, поэтессами. Евгений Евтушенко раструбил о Нике Турбиной, и девочка возомнила о себе невесть что. Спилась, и в возрасте 28 лет, разуверившись в жизни, покончила с собой.

Позже узнал: пьяная  выпала из окна, потянувшись к другу, который возвращался из магазина с полными бутылками.

Если бы Евтушенко не сбил её с правильного пути, она бы прожила долгую, и, может быть, счастливую жизнь. Этим же сейчас грешит и Валя Рашевская.

Всю неделю нет заготовок на мои станки, до девяти мыл и чистил станки. Производительность токарных станков рассчитана так, что работы двух смен должно с лишком хватит на нормированное задание,  и ещё останется время на замену инструмента.  На самом деле,  они простаивают больше положенного. Операторы не делают принудительную замену инструмента до тех пор, пока инструмент не поломается и не перекорежит всё. А это приводит к ещё более длительному простою. Даже третья смена не  спасает нас, выходим и в выходные, и даже в праздники. И к тому же — много воруют. Но никого не волнует такое положение.

20 апреля. Когда прочитал в газете "Труд", что на металлургическом заводе ржавеет импортное оборудование на миллиард рублей, и уже многое пришло в негодность, и годится разве что на металлолом,  меня охватило шоковое состояние от спокойного тона статьи, где никого не винят, так как виновных трудно найти, да и никто не пытается это сделать.

После такого любое нарушение и злоупотребление кажется такой мелочью, что и думать не стоит. Решил больше не читать подобные заметки, чтобы не расстраиваться. Из года в год повторяется одно и то же, и нет надежды, что все это когда-то изменится.

Последнее время много читал о массовых убийствах — "культурная революция" в Китае,  массовые убийства в Кампучии, и невольно думал: Что же такое человеческая жизнь, чего она стоит? Для кого-то убить человека так же просто, как сесть на стул,  никаких угрызений совести и страха перед возмездием.   Моё существование имеет смысл в том случае,  если является для кого-то в будущем средством использования своих целей, то есть я,  моя жизнь, всего лишь переходной этап, ступенька в лестнице, чтобы потом появился человек, который оставит заметный след в жизни человечества. Если этого не случится, то моя жизнь и жизнь моих потомков бессмысленна, и не нужна.

22 апреля. Два дня назад пробегал 30 минут, сильного ветра не было, +4, бежал без шапки.  На следующий день состояние резко ухудшилось, обострилась невралгия. Бегать не мог — два дня подряд шел дождь и сильный ветер, очень холодно. Не до бега, сильная слабость, но ноги упругие, требуют нагрузки.

Перед обедом у умывальников столовой собираются люди, только начал намыливать руки, как подлетела пожилая женщина в красной кофте и приказала мне:

— Быстрее — мыло.

Удивился такой нетерпеливости, и продолжал обстоятельно намыливать грязные руки. Ишь, какая быстрая! Впрочем, тут не до мытья, когда над душой стоят, и только собрался отдавать мыло, как она,  не подняв головы,  зло проговорила:

— А что б ты провалился! — и перешла к умывальнику напротив, где было свободно и лежало мыло.

Да, такой женщине обидеть человека, что муху отогнать. Она и такие, как она, считают, что всё только для них, а они никому и ничего не обязаны. Когда идут в узком проходе, то прут напролом, уверены, что ты должен прижаться к стене, чтобы она могла спокойно пройти.

Люди очень доверчивы. Если кто-то сказал, я — честный человек, мы верим ему до тех пор,  пока не убедимся в обратном.  Иногда в шутку скажешь: Я люблю врать. — И позже, с ужасом убеждаешься, что тебе поверили всерьёз.

Недавно на лекции кто-то спросил у лектора:

— Это правда, что Максим Шостакович сбежал за границу?

Лектор не знал. На другой день я спросил об этом у Ямпольца, в надежде, что он слышал,  у него есть приемник и иногда слушает «голоса».  Он пожал плечами.

— Мне всё равно.  Неинтересно.  Да и ты только делаешь вид, что тебе интересно.

— Ну, знаешь,  если быть таким равнодушным, то остается одно — пистолет в висок и на тот свет.

Он промолчал, не желая со мной спорить. Молча, просидели две минуты. Перерыв закончился, и мы разошлись. Не завидую ему. Те профессиональные знания, которые есть у него, не приносят ему счастья, наоборот, он считает, что его  недооценивают. Вся жизнь у него наперекосяк: жена на восемь лет старше, приёмный сын не слушается, лишь в дочке души не чает, балует.

23 апреля на лито слушали о Марине Цветаевой. Мать — Мария Мэй.  В 16 лет прослушала курс филологических лекций в Сорбонне. Влюбилась в белогвардейского офицера Сергея Эфрона. 

Вернулся Воронцов из отпуска, сделал два комплимента Вале, из которых видно, что он влюблен в нее.

1 июня. Пять лет не покупал  "Наука и жизнь", читал в библиотеке, увидев в киоске, не удержался, купил четвертый номер, и разочаровался, читать почти нечего.

Прочитал статью о разлученных близнецах и мысли пришли в смятение. Что же получается? Каждый из нас потенциальный близнец, то есть при каких-то обстоятельствах у него мог быть близнец, и получается, что человек начинает жить не своей жизнью, а жизнью близнеца, то есть  почему-то он предпочитает и выбирает жену по имени Валя, сыновей называет не Сашей и Димой,  а Виктором и Олегом. Точно, как близнец, заводит аквариум, любит хвастать и не терпит шоколад.  И, если развелся с женой, то только  потому, что это сделал его брат-близнец. Каждый поступок определен поступками близнеца. Выходит, не мы куем свою судьбу,  а она отштамповывается на матрице, и пускает нас в жизнь: идите и думайте, что вы цари природы и кузнецы,   на самом деле, вы дешевая штамповка с уже уготованной судьбой.

Может быть, не только человек, но и всё наше общество — "штамповка", всё определено,  известно? Мистика! Если человек научится расшифровывать генетический код, то он сможет предсказывать не только судьбу индивидуума,  но и целого общества. Вероятно, так оно и будет. Мы много не знаем и, возможно, что моя догадка будет элементарным знанием для человека будущего, как для нас существование радиоволны.   Иной всю войну прошел без царапины, чтобы дома погибнуть от случайно свалившегося на голову кирпича.

Иной раз, кажется, что всё про себя знаю, вернее, догадываюсь. И сейчас думаю, что при всех своих болезнях я умру не от старости, а насильственной смертью. Это убеждение сидит во мне с детства, поэтому я и трусоват. Нам не дано себя знать.

Сейчас уже знаю, что в смерти ничего страшного нет. Это неизбежность, нежелательная и нежданная. Не хочется умирать,  и только. Поэтому верующие выдумали загробный мир, чтобы как-то обнадежить себя, страшно признать себя никому не нужной песчинкой.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/07/23/1284