ИЛ-76 в небе Африке. Как все начиналось

Маркус Норман
          История завоевания самолетом ИЛ76  африканского неба в конце 20го века заслуживает отдельного рассказа. А может быть, даже целой повести. Ведь российские транспортники появились в африканском небе отнюдь не по мановению «волшебной палочки». Нет.
          Здесь все было с одной стороны до безобразия банально, а с другой – быстро и оперативно, по-военному.
          Когда в 90-ые годы прошлого столетия в бывших республиках СНГ начался «парад суверенитетов», то в «незалежной Украине» национальное командование военно-воздушными силами моментально сориентировалось в новых рыночных условиях. Два или три полка транспортной авиации (а это несколько десятков ИЛ –76) были отправлены на «вольные хлеба». Что бы не заржаветь, в перспективе,  без керосина, запасных частей на быстро хиреющих без государственного финансирования украинских аэродромах.
          Это при советской власти транспортникам-большегрузам придавалось особое значение в возможном конфликте с армиями стран НАТО. Поэтому, дислоцировались они на передовых рубежах, преимущественно в Украине и Белоруссии. Как только Союз распался, многие полки военно-транспортной авиации остались за пределами России, благополучно став собственностью новых, молодых государств.
          Наш умудренный жизненным опытом военный пенсионер, а сейчас борт-техник на ИЛ76, не в силах уснуть, как его более молодые коллеги по экипажу. Поэтому, развлекает себя и меня старыми воспоминаниями о днях военной службы на Украине.
- Понятно, что такой «наплыв» достаточно мощной и работоспособной техники на международный рынок авиаперевозок серьезно, в разы обрушил цены на транспортные услуги. Многие мелкие иностранные компании-авиаперевозчики обанкротились, когда братья-украинцы предложили перевозить многотонные грузы на своих Илах буквально за копейки. Демпинг был конкретный, беспощадный, а конкуренция минимальной.
     Толя чуть прикрыл глаза, вспоминая свои первые командировки на Ближний Восток и в Африку. Девяностые годы, без сомнения, стали «золотым десятилетием» для многих выскочек из стран СНГ или той же Украины, в одночасье пробившихся на международный рынок сверхприбыльных грузоперевозок.
     А ведь Африка тогда еще продолжала полыхать во многих точках. Например, в Анголе правительственные войска воевали с УНИТой. Причем, наши «летуны» имели возможность доставлять грузы обеим враждующим сторонам.
-   Представляешь, Маркус, загружаем мы в утробу  ИЛ-76 танк или БТР и кучу ящиков с разным оружием, - продолжает рассказывать борт-техник. - Прилетаем на один из ангольских аэродромов. Там нас встречает парочка черных пиндосов. Оказывается, представители двух враждующих сторон. Перетерев между собой «актуальные вопросы современности», начинают делить - пилить груз. Один, большой начальник от правительственных войск Анголы, забирает танк или БТР. Другой – представитель УНИТ а загружает в свой грузовик ящики с оружием – ручными гранатометами.
      Ситуация понятна? Дальнейшая «война» двух сторон продолжается ровно столько времени, пока не израсходуют все заряды к гранатометам и, соответственно, не сожгут всю наступательную технику: танк или БТР. Далее им остается ждать следующего борта с оружием, танками, БТР и боеприпасами.
      Толя закуривает, мечтательно вздыхает.
- Золотые были времена. За перевозку одного танка или БТР нам платили на кабину по две-три тысячи долларов премиальных. Это сверх заработной платы, оговоренной контрактом. А в день мы могли сделать несколько рейсов с боевыми машинами и прочими грузами на борту.
  Любая война априори представляет собой большой, прибыльный бизнес. Когда Россия, Украина, другие бывшие республики СССР только учились самостоятельно жить, искали свой новый путь, их наиболее предприимчивые граждане, авантюристы в душе, отправлялись в дальние страны. Без страха, упрека и сомнений в душе. Первопроходцам всегда приходится тяжело, но именно они снимают самые жирные сливки. Пуркуа па ?
На фото: Как выглядит ИЛ76 вы и сами знаете. А вот такие хижины – кафешки пиндосов вам вряд ли приходилось прежде встречать. Впрочем, а где еще разжиться пивом белому человеку в Африке?