Один, Тор, валькирии и Валгалла

Конан Сын Юриста
Мифология скандинавских народов характерна милитаристской направленностью. Нельзя сказать, что это уникальное явление в мировой культуре, но достаточно особенное, чтобы понятия скандинавских мифов стали нарицательными. В этой связи, а также под впечатлением от пересмотра фильма "Тор-1", сериала "Викинги (1 сезон)" и в предвкушении от ожидаемого фильма "Тор-2" захотелось представить, какие события в далеком прошлом послужили основой для появления таких представлений.
Кратко напомню, о каких элементах скандинавских мифов идет речь. В первую очередь многие вспоминают верховного бога Одина, разумеется, кузнеца Тора и валькирий - крылатых воительниц, уносящих павших воинов в Валгаллу - чертог Одина.
Один-всеотец владеет чертогом, имя которому "зал мертвых" - Валгалла. Купол чертога сделан из щитов, стены - из копий. В нем много дверей и много места для павших, которые днем рубятся в яростных сечах, опять и опять убивая друг друга. К вечеру они воскресают и пируют всю ночь, предаваясь ласкам валькирий. Утром начинается вечная битва и так будет до самой последней, имя которой Рагнарёк и в ней наступит гибель богов. Впрочем, боги погибнут не от воинов, а от более могучих сил, но это другая история. Нам же интересно другое - что происходило в далеком-далеком прошлом, что дало столь причудливое отражение в настоящем. Не совсем настоящем - тысяча лет отделяет нас от времени, когда викинги вырвались из водных ущелий своих гор - фьордов - на простор морей, омывающих Европу, проникли в ее реки и доплывали аж до Италии. Во Франции они было точно - плавали по Сене до Парижа. Осев в Европе и Англии они позабыли старых богов и уверовали в единого бога христиан.
Тем не менее, что-то было в гораздо более отдаленном времени, что соответствует и залу Одина, и валькириям, и воинам, погибающим и воскресающим для ежедневной битвы.
Попытаемся это разгадать. А в помощь привлечем гипотезу, столь угодную сердцу автора, состоящую в том, что могущественная технологическая працивилизация, погибшая 12 тысяч лет назад во всепланетном катаклизме, оставила после себя группы людей, которые сохранили, возродили и пронесли через тысячелетия огонь уже не прежней культуры, не удержавшейся на поверхности Планеты, а новой, скрытой ныне в глубине океанов. Выжить могли только те институты общества, которые были предназначены для оперирования в чрезвычайных условиях. Это военные гарнизоны, экспедиционные партии в отдаленных районах, строители подземных тоннелей.
А теперь к делу. В горном районе, ныне известном как Скандинавия, был гарнизон. Был ли он дислоцирован там до эпохи Катаклизма или переместился уже после нее, трудно сказать. Вероятно в горах все ж были убежища, бункеры для той или иной цели и в них расквартировались военные. Очень вероятно, что после падения астероида - а было скорее всего так, к этому склоняются немало ученых в последние годы - наступила разруха, невосстановимый коллапс экономических и культурных связей, начались конфликты за ресурсы. Не исключено, что это могло продолжать даже в течение нескольких поколений. Воинский контингент яростно сражался за ЧТО-ТО. Раненных бойцов с полей сражений выносили работницы вспомогательных медподразделений, снабженные легкими летательными аппаратами. Это прообразы валькирий - могучие вооруженные девы на крылатых конях, дочери Одина. Главой гарнизона был одноглазый Один - бог всеотец. Как иначе? Настоящий командир всегда отец солдатам. Излеченные воины опять отправлялись в битвы, патрули, разведку. Через поколения это стало передаваться как смертная сеча днем, исцеление погибших и раненных к вечеру, ночной пир с валькириями и с утра - опять бой. Так рассказывали отцы и деды своим потомкам и те передавали дальше эстафету пересказа, который раз от разу становился все более лаконичным, лишался технических деталей и вскоре засверкал холодным светом ограненного бриллианта повести о богах и небесном чертоге павших.
Богов у викингов было достаточно - Фрея, Локки, Тор. Много. Сказать, что это все должностные лица уцелевшего гарнизона, было бы слишком самоуверенно. И так достаточно фантазий для плодотворной и насмешливой критики. Остановимся лишь на Торе - боге кузнецов с его молотом Мьёлнером или Молниером по-славянски. Скорее всего это прообраз замполка по технической части. Главный инженер, главный техник, второй человек в гарнизоне после Одина, который осуществлял верховное командование людьми, а Тор распоряжался техническими и энергетическими ресурсами.
Что случилось дальше? Наверное, гарнизон не смог по каким-то причинам присоединиться к тем, кто обосновался в глубинах. Причиной тому была, скорее всего, массовая разобщенность после Катастрофы, каждый выживал как мог и только поколения спустя наиболее удачливые получили главный приз - жизнь на начавшей возрождаться Планете. А коли мы знаем народ викингов и их наследников - жителей Скандинавии, то, думается, их предки так и остались на поверхности, выжили в борьбе с напастями в своих скалистых, изрезанных фьордами горах и оставили своим потомкам воспоминания в виде мифов о богах. Вот только про самое страшное - всеобщую катастрофу - они говорили как об ужасе, ожидающем в грядущем, назвав это Гибелью Богов от удара безжалостных стихий: великого змея, который вздыбит океаны, и чудовищного волка, который проглотит солнце.

16.12.2013