Станция Лена

Александр Кипин
              Мы  ехали на станцию Лена, поезд шел  в пределах строительства железнодорожной ветки Абакан-Тайшет (называли ее «Трассой  Мужества») и Братской ГЭС очень медленно. Осталось  в памяти — на Братской ГЭС высокая плотина и огромные дымокуры на машинах, похожих на бетономешалки. В  Братске на вокзале суетились бородатые люди в накомарниках. Лиц  они не закрывали,  накомарники заменяли им шляпы, поля которых были, лихо заломлены тем особым  романтическим манером строителей, видавших виды.
        Дальше через плотину ГЭС поезд катился с черепашьей скоростью, как будто братчане хотели показать плоды своих трудов во всем их величии. Для меня, родившегося в  маленьком городе, стоящим на входе в Дарьял,  с его Дзау ГЭС, плотина Братской ГЭС —  зрелище  величественное, как и сама Сибирь. Территория великих строек и романтики. Братская ГЭС до сих пор символ эпохи.
       В 1961 году поэт Евтушенко написал поэму  «Братская ГЭС», в 1963 году вышел цикл песен «Таёжные звёзды» и самая известная песня «Девчонки танцуют на палубе», и это было здорово, волнующе.
      Станция  Лена, она же — поселок  Усть-Кут  и речной порт Осетрово, открывающий настоящее судоходство по великой реке Лене.  Дальше по Лене плыть пароходом. На берегу дебаркадер, в нем и кассы и вокзал и весь пароходский сервис.
      Народ занял все, что можно занять, а кому не хватило места внутри, сидят на покатом берегу, огороженного заборчиком,  и зорко сверху вниз, следят за дебаркадером. То и дело с берега кто-то срывается с места и бежит к дебаркадеру, ударяется в груду тел находящихся внутри него, что-то там спрашивает и возвращается назад. Не помню, как нам достались билеты, продававшиеся строго по спискам,  на колесный двухпалубный пароход  "Москва" (название парохода,  мы  узнали, по его прибытию на пристань), но наличие билетов еще не означало, что ты непременно будешь пассажиром этого вожделенного парохода. Никто не отлучался  с берега, ждали команды на погрузку. Наконец появился в виду пароход, он прошел мимо пристани развернулся и стал причаливать. Невероятная  суматоха, всех стали выгонять с дебаркадера и берега  огороженного заборчиком за пределы этого самого заборчик. Как потом мы заметили, в одном углу заборчика стояла будка, а рядом с ней калитка — пропускной пункт.  Только  завершилось изгнание, в будке появился человек в мундире с нашивками на рукавах и нашими списками в руках. Человек в мундире приглашал обелетченных проходить на посадку, сразу  возникла свалка из тел жаждущих попасть на судно. И толпа чуть не снесла будку вместе с обладателем мундира. Тогда он применил отработанную временем тактику — вызывал на посадку по списку с предъявлением документа удостоверяющего личность, народ утихомирился и смиренно ждал, когда прозвучит его фамилия. Часа за два погрузка закончилась, а вот когда пароход отчалит и направится в следующий пункт назначения город Якутск,   никто из команды, тем более, пассажиров не знал. Но  такой факт уже никого не волновал, теперь была крыша над головой, работали буфеты и ресторан и пусть себе стоит. На два дня пароход превратился в гостиницу, можно было сходить на берег прогуляться.
       Погода стояла великолепная, вода в реке теплая и многие воспользовались  возможностью совершить омовение в великой сибирской Лене. После поезда, стояние в очередях, борьбы за места на пароходе, приятно окунуться в освежающую прохладу.
        Наконец наш колесный пароход «Москва»  двинулся вниз по течению. Судовой ход от Осетрово (станция Лена) до Якутска – 1971 километр.
        А «Якутия — удивительное место, где медведи бегают быстро, как лошади, а лошади мохнаты, как медведи». (Из заметки иностранного корреспондента)