Размышления на вольную тему. Краткость - сестра...

Валентина Абакумова
Краткость - сестра таланта? Или веяние времени?

Люблю Чехова. И сегодня мне особенно понятна его формулировка, приведённая в названии. И вот почему.
Сегодняшний день - время не литературы. Как читали в 60-е! И в 70-е ещё читали. В 80-е уже меньше. Телевидение стало отнимать внимание человека и у театра, и у кино, и у книги. Это раньше, чем толще книга была, тем она казалась привлекательней. А толстые книги предполагали развёрнутые сюжеты, за которыми иногда терялась та самая мысль, ради которой автор писал эту книгу. Сегодня свободное время бывшего читателя присвоили телевизионные сериалы. Потому толстые книги уже не привлекают. По большому счёту, нет времени постигать очередной затяжной сюжет. Даже если он интересный. Потому сегодня писателю, если он намерен быть интересным, необходимо свою мысль, которую он хочет донести до читателя, поместить в самую, что ни на есть миниатюрную форму. Чтобы у читателя БЫЛО ВРЕМЯ это прочесть, а уж заметит читатель "эту мысль" или не заметит - это уже второе. Оно зависит от двух талантов: писательского и читательского.
Думать об этом меня заставило то, что я заметила за собой желание читать в той же самой Прозе.ру короткие произведения. Сначала я относила это обстоятельство к тому, что не люблю читать в компьютере. Устаю. Читать удобнее на диване... А потом стала замечать, что если в миниатюре я увидела лицо автора, которое мне понятно и интересно, то смело открываю и то, что подлиннее... Но это редко случается. Однако, и среди собственных читателей я в основном находила тех, кто заглядывает в миниатюрки. Но радует и то, что некоторые возвращаются, чтобы читать ещё и ещё.
Краткость, именно краткость - сестра таланта. Прав Чехов. А литература ради сюжета и только сюжета - это исключительно сценарные штуки для не очень хорошего кино.