Смерть императрицы

Аркадий Польшаков
                СМЕРТЬ ИМПЕРАТРИЦЫ

(Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")


«На что нам сдалась - нимкеня с москалями,
Пошла б она подальше... со своими послами,
Нам лучше выбранные в Сечи атаманы,
В походах они всегда с казаками!»

Прошло еще несколько лет, однажды атаман проснулся, сел на лавку и тут заговорили «тюремные стучалки».
Атаман прикладывает кружку к стене и слушает соседа, польско-белорусского участника восстания Тадеуша Косцюшко - Иосифа Еленского.
Тот  в кухель радостно кричит ему:
- Говорят, что императрица Екатерина умерла!
Атаман отвечает ему:
- Значит, есть Бог! Та, которая посадила меня сюда ни за что, умерла!
Сосед:
- Говорят, теперь от нового императора и мы можем получить амнистию?
Атаман:
- На что она мне сдалась та амнистия!

Весть о смерти императрицы он принял спокойно, за многие годы своей жизни он пережил многих императриц и императоров. Пережил и повию Катерину, которая засунула его сюда в одиночную камеру Соловецкого монастыря.
Ни лютого зла, ни доброжелательности он к императрице уже не чувствовал, время стерло многое.
Посланный архимандритом монах в келью атамана, сказал ему:
 - Вас зовет к себе сам архимандрит!
- Опять что-то в тундре или Белом море сдохло ? - Пошутил атаман.
- Нет! Умерла Матушка наша, императрица Екатерина Вторая!

В своей приемной архимандрит Соловецкого монастыря сообщил атаману Петру Калнышевскому это известие, сказав:
- Мы получили известие о смерти императрицы Матушки Екатерины II (она умерла 6.11 . 1796 г., период правления был долгим для России с 1762 по 1796 годы)
- Мне уже сказали об этом, Ваше Преосвященство!
- Мы ожидаем, что будет большая амнистия в связи коронацией нового императора Павла. Можете написать прошение к новому императору о своем помиловании?
 - Нет! Не писал никогда и писать не буду! Мне уже все равно будет амнистия или нет, я уже вжился в эти камни, врос в них корнями и вырви меня отсюда, я погибну.
- Что ж, как говорится - вольному воля спасенному  рай! Если у вас ко мне какие-либо пожелания, атаман?
- Хорошо бы по этому случаю, по нашей доброй казачьей традиции,  пропустить бы чарку горилочку, - заметил атаман.
- Горилочки, как у вас у меня нет, а вот водочки, я вам налью.
Петру Калнышевскому налили чарку водки. Атаман, выпив чарку и выйдя от архимандрита, сказал тогда вторую историческую фразу:
 - Когда бы эта кобылица так не "випендривалася», то все было бы хорошо, а так черти на том свете ей хорошенько «вздрючять»!
Архимандрит  промолчал, словно не услышал хулу в адрес императрицы,  и велел отправить атамана в камеру. Высшее духовенство было недовольно тем, что императрица своими манифестами отобрала у них богатые угодья и земли.

Поскольку восьмая всероссийская императрица Екатерина сыграла решающую роль в  жизни и судьбе атамана Петра Калнышевского, то было бы правильно хотя бы коротко, фронтально описать характерные черти и особенности её правления.

                * * *
Справка.
Итак, восьмая по счету российская императрица Екатерина II или еще, как её обзывали репрессированные запорожцы -  Катерына Друга Повия Велика,  родилась в Пруссии и при рождении называлась  не Екатериной, её подлинное имя -   София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, немка по рождения и католичка по вероисповеданию.
Поэтому ни каких русских или славянских корней у неё не было, но об этом простой народ не знал, знало о её происхождении только великосветское дворянство.

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше).
Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет.
 Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной теткой будущему Петру III.
Семья её  была небогатой, она  получила домашнее образование. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия.
В 1744 году по приглашению императрицы Елизаветы Петровны она вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом.
По настоянию Елизаветы и  родственников 28 июня (9 июля) 1744 г. София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.
Естественно, что здесь никакой любви между ними не существовало, а был простой сговор родителей.
21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет.
Первые годы совместной жизни Пётр совершенно не интересовался женой,  как и она, им, и супружеских отношений между ними не существовало.
Екатерина продолжает заниматься самообразованием, изучала русский язык. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады.
Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников.
Между тем, императрица Елизавета высказывала не раз и ни два им обеим, недовольство отсутствием детей у супругов.
Наконец, после двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны, называют его Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя изредка видеть.
 Ряд источников, в числе которых и мемуары самой Екатерины, утверждает, что истинным отцом Павла был любовник Екатерины С. В. Салтыков.
После рождения Павла отношения с Петром и Елизаветой Петровной окончательно испортились.
Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто заводил любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине, у которой в этот период возникла связь со Станиславом Понятовским — будущим королём Польши, возникшая благодаря стараниям продувной бестии английского посла сэра Чарлза Хенбюри Уильямса.
9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра, произнёсшего при известии о новой беременности:
«Бог знает, почему моя жена опять забеременела! Я совсем не уверен, от меня ли этот ребёнок и должен ли я его принимать на свой счёт».
В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь.
Смерть Елизаветы Петровны  25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов.
Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца.
Когда Екатерина забеременела от  другого любовника - Орлова это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шкурин поджёг свой дом.
Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила.
Так появился на свет первый на Руси граф Бобринский — основатель известной фамилии.
Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией (в то время, как русские войска взяли Берлин) и вернул ей захваченные русскими земли.
Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению, хотя это было далеко не так. Он больше всего не любил «маман» и её фаворитов, которые опасались за своё «место под солнцем».
На этом  фоне им более подходила еще не отправленная в монастырь официальная жена императора - Екатерина. Они надеялись, что с помощью этой немки, мало что понимающей в тогдашней  России, стать  фактически  управленцами России, отведя ей роль формальной императрицы.
Но как впоследствии оказалось,  немка перехитрила их всех и стала единодержавной властительницей громадной страны.
Видя такое дело, что ей грозит потеря всего достигнутого, поскольку император может упечь в монастырь, Екатерина решилась осуществить переворот с помощью  подвернувшийся ей  братьев Орловых. 
Она ловко использовала недовольство  новой политикой Петра III,  и его пренебрежительное отношения  к высокопоставленным сановникам и офицерам в высшем свете России.
Хитрая жена Петр III, Екатерина, старалась казаться русской, подчеркивала свою приверженность православию, соблюдала посты, посещала богослужения, заигрывала с русскими офицерами, стараясь привлечь их на свою сторону.
Против Петра III она составила со своим любовником графом Орловым заговор.
Братья Орловы, руководствуясь своими корыстными целями, сумели привлечь на сторону Екатерины гвардейских офицеров.
При этом известный ранее нам  Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие, и арест одного из участников заговора — поручика Пассека.
28 июля (9 июля)  1762 г. гвардейцы Измайловского и Семеновского полков, подстрекаемые братьями Орловыми, возвели на русский престол вместо императора Петра III,  императрицу Екатерину II.
Петр III вынужден был подписать акт об отречении от престола. Вскоре он был заключен под стражу, а затем убит Орловыми в Ропше.
22 сентября (3 октября) 1762 года Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина II.

Говоря о периоде правления Екатерины, то можно сказать, что он был сложным из-за постоянных внешних войн и внутренних волнений и бунтов народа, против её манифестов закабаляющих простой народ, отдавая их на откуп самодурству дворянства. 

Крепостническое законодательство ею было значительно расширено: дворянам и помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось даже подавать жалобы на помещиков.
При этом самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались при Екатерине незыблемыми.
В Жалованной грамоте её дворянству:
Подтверждались уже существующие права, дворянство освобождалось от подушной подати, от расквартирования войсковых частей и команд, от телесных наказаний, от обязательной службы, подтверждено право неограниченного распоряжения имением, право владеть домами в городах, право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей, право собственности на недра земли, право иметь свои сословные учреждения...
А что же досталось крепостному крестьянству:
Указ 1763 г. возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.
По указу 1765 г. за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось, и право в любое время вернуть сосланного с каторги.
Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка.
Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на станицах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили.
Указ от 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины и Слободской Украины переходить от одного владельца к другому.

Отсюда недовольство правлением Екатерины и многочисленные выступления против императрицы.

В 1771 году в Москве произошла крупная эпидемия чумы, осложнённая народными волнениями в Москве, получившими название Чумный бунт.
На подавление восстания были направлены войска под командованием Г. Г. Орлова. После трехдневных боев бунт был подавлен.
В 1773—1774 году произошло крестьянское восстание во главе с Емельяном Пугачёвым. Оно охватило земли Яицкого войска, Оренбургской губернии, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.
После подавления восстания были свёрнуты некоторые либеральные реформы императрицы, и усилился консерватизм.
Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению екатерининских реформ России. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях так называемого «просвещенного абсолютизма императрицы».
В марте 1794 началось польское восстание под руководством Тадеуша Костюшко, целями которого было восстановление территориальной целостности, суверенитета и Конституции 3 мая, однако весной того же года оно было сурово подавлено русской армией под командованием А. В. Суворова.
После Французской революции Екатерина выступила одним из инициаторов антифранцузской коалиции и установления принципа легитимизма.
Она говорила: «Ослабление монархической власти во Франции подвергает опасности все другие монархии.
В этой связи Екатерина любила говорить послам иностранных держав:
– Как Петр Великий гордился своими коллегиями, так я горжусь учреждением на новых землях новых городов и губерний
«Я хочу управлять сама, и пусть знает это Европа!» - говорила она Потемкину…

Россия при Екатерине пережила ряд финансовых кризисов и вынуждена была делать внешние займы, размер которых к концу правления императрицы превысил 200 миллионов рублей серебром.
Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги, что повлекло в себе выпуск фальшивомонетчиками поддельных ассигнаций, на чем и попался Сергей Пушкин.

Колониальное расширение пределов Российской империи при Екатерине приобрело масштабные формы.
После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область.
Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.). Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море.
По первому польскому разделы в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Правобережную Украину.
По третьему (1795—1797 гг.) -  литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское (акт отречения герцога Бирона).
Важным направлением внешней политики Екатерины,  являлись также колонизация  Крыма, Причерноморья и Северного Кавказа.
Поскольку, необходимость в сохранении присутствия Запорожских казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала и  в то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями, то императрица ликвидировала Запорожскую Сечь.
Часть казаков бежала за Дунай, образовав там Задунайскую Сечь, часть казаков была сослана в Сибирь, часть Низового войско была распущено, но через 15 лет о них вспомнили и создали Войско Верных Запорожцев, впоследствии Черноморское казачье войско, а в 1792 году Екатерина подписывает манифест, который дарит им Кубань на вечное пользование, куда казаки и переселились, основав город Екатеринодар.
Реформы на Дону создали войсковое гражданское правительство по образцу губернских администраций центральной России.

После победы над Турцией и императрица вместе с австрийским императором Иосифом II совершила триумфальную поездку в Крым,  по новым завоеванным землям.
В 1769—1772 годах незначительный русский отряд под командованием генерала Тотлебена воевал против Турции на стороне Грузии. В 1783 году Россия и Грузия подписали Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России. Однако в 1787 году, когда началась очередная русско-турецкая война, российские войска вышли из Грузии, оставив её беззащитной. В 1795 персидский шах Ага Мохаммед-хан Каджар вторгся в Грузию и после Крцанисской битвы разорил Тбилиси.

Своим указом от 1771 г. Екатерина ликвидировала Калмыцкое ханство, тем самым начав процесс присоединения к России государства калмыков, ранее имевшее отношения вассалитета с Российским государством.
Местная феодальная верхушка также была недовольна миссионерской деятельностью русской православной церкви по христианизации кочевников, а также оттоком людей из улусов в города и села на заработки. В этих условиях в среде калмыцких нойонов и зайсангов, при поддержке буддийской церкви созрел заговор с целью ухода народа на историческую родину — в Джунгарию.

5 января 1771 г. калмыцкие феодалы, недовольные политикой императрицы, подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги, и отправились в опасный путь в Центральную Азию.
Этот трагический поход обернулся для народа страшным бедствием. Небольшой по численности калмыцкий этнос потерял в пути погибшими в боях, от ран, холода, голода, болезней, а также пленными около 100 000 человек, лишился почти всего скота — основного богатства народа.
Данные трагические события в истории калмыцкого народа нашли отражение в поэме Сергея Есенина «Пугачев».

На момент восшествия на престол Екатерины II,  продолжал оставаться в живых в заключение в Шлиссельбургской крепости бывший российский император Иван VI. В 1764 году подпоручик В. Я. Мирович, несший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Стражники, однако, в соответствии с данными им инструкциями закололи узника, а сам Мирович был арестован и казнён.

В 1762—1764 году Екатериной были изданы два манифеста. Первый -  «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» призывал иностранных подданных переселяться в Россию, второй определял перечень льгот и привилегий переселенцам.
Уже вскоре возникли первые немецкие поселения в Поволжье, в отведённых для переселения местах. Наплыв немецких колонистов был столь велик, что уже в 1766 году пришлось временно приостановить приём новых переселенцев до обустройства уже въехавших. Создание колоний на Волге шло по нарастающей: в 1765 г. -  12 колоний, в 1766 г. - 21, в 1767 г. – 67 колоний.

Свободное переселение немцев и других в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов (в основном лютеран) в России. Им дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.
После присоединения к Российской империи новых западных земель, прежде бывших в составе Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев -  народа с иной религией, культурой, укладом и бытом. Для недопущения их переселения в центральные области России и прикрепления к своим общинам для удобства взимания государственных налогов, Екатерина II в 1791 году установила черту оседлости, за пределами которой евреи не имели права проживать.
               

                Рис. Императрица в своем будуаре.

Особенно отличилась Екатерина  в личной жизни, это было что-то вон выходящее.

Список мужчин Екатерины II огромный (от вельмож до казацких рогож)... Она была большой поклонницей  «свободной любви».
Екатерина известна своими связями с многочисленными любовниками, число которых (по списку авторитетного екатериноведа П. И. Бартенева) достигает аж двадцати трех учтенных и бог знает сколько не учтенных человек.
Самыми известными из них были Сергей Салтыков, Г. Г. Орлов (впоследствии граф), конной гвардии поручик Васильчиков, Г. А. Потёмкин (впоследствии князь), гусар Зорич, Ланской и другие.

Последним официальным фаворитом был корнет Платон Зубов, ставший графом Российской империи и генералом.

 В 1762 году она водила занос графа Орлова, обещала выйти за него замуж, но когда он устранит её законного мужа императора Петра 111, передумала иметь такого мужа (а вдруг он отправить её вслед за первым супругом...) 
 С Потёмкиным, по некоторым данным, Екатерина была якобы тайно обвенчана, но точных данных нет, а тот факт, что  потом Екатерина поменяла его на другого фаворита, говорит о многом, она обманула и Темкина-Потемкина.
Дочь императрицы и князя Елизавета Григорьевна получила фамилию Тёмкина -  с отброшенным первым слогом, как это было принято среди титулованных дворян и их детей, зачатых вне официальных браков.
Стоит отметить, что «разврат» Екатерины был выдающимся скандальным явлением на фоне общей распущенности нравов XVIII столетия.
 Надо отметить, что внедренный Екатериной институт фаворитизма в России привел к  обнищанию казны и народа, и отрицательно действовал на нравы высшего дворянства, которое искало для себя выгод и привилегий через лесть и подкуп нового фаворита, и часто пыталось провести в любовники на ложе к государыне «своего человека».
У Екатерины было двое сыновей: Павел Петрович (1754) (подозревают, что его отцом был Сергей Салтыков) и Алексей Бобринский (1762 — сын Григория Орлова) и две дочери: умершая во младенчестве великая княжна Анна Петровна (1757—1759, возможно, дочь будущего короля Польши Станислава Понятовского).

После колонизации территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель - Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и других земель за Уралом. Население возросло с 23,2 млн. (в 1763 г.) до 37,4 млн. (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы).
Но экономика России в основном продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %.
Подводя итог правления Екатерины в России, можно сказать, что для кого-то этот период был «золотым», а для кого-то черным. Для нескольких тысяч дворян, вельмож, фельдмаршалов и генералов, он был золотым,  за счет ограбления новых земель, а для миллионов крепостных крестьян и солдат, сложивших свои головы на поле брани, он был черным.
На этом можно закончить нашу краткую справку и перейти к описанию жизни нашего главного героя - Петра Калнышевского.

                * * *


После встречи с архимандритом атамана отправили обратно в его камеру.

               

            Рис. Седой атаман в камере Соловецкого монастыря.

Надо сказать, что священнослужители тоже на себе ощутили пресс реформ Екатерины и между собой в кулуарах выражали недовольство тем, что у монастырей отобрали  ранее принадлежащие им привилегии, земли и угодья.
Императрица практически подмяла под себя и русскую христианскую церковь,  духовенство попало в зависимость от светской власти, оно больше  не могло осуществлять самостоятельную экономическую деятельность, владеть угодьями, заниматься коммерческой деятельностью, что раньше  приносило монастырям неплохой доход.
Поэтому архимандрит пропустил мимо ушей острые высказывания атамана на счет императрицы, хотя и не ослабил условия содержания атамана в монастырской тюрьме.
Выжить в таких ужасных условиях Соловецкого монастыря  и пережить двух своих мучителей в неволе,  мог только такой человек, как атаман - Петр Калнышевский.
Чтобы не быть голословным приведем высказывание секретаря Белгородской провинции Максима Пархомова.
Он тоже был выслан при Елизавете в монастырь, но под «начало», а не под «караул», что значительно легче по условиям содержания.
Пархомов писал, что он с радостью готов пойти на каторгу в Петербург, чем быть в этом « ... заморском, темном и студеном, прегорькому и прискорбному месте».
Высланный на поселение в Соловецкий монастырь среди братии, разжалованный  архимандрит одного из монастырей Г. Спичинский писал Архангельском епископу. Что он устал  дышать «местным по несродству зловредным воздухом, изменениями  различными местными (климатическими), ознобами во всех костях, через эти повреждения тяжелую работу не могу делать, но и легкого послушания нести не могу;  от длительного стояния через неукротимую в ногах ломь (боль), терпеть силы не имею».
Можно представить себе состояние заживо погребенных в казематах арестантов «карательных - колодников», если такая судьба «подначальных» - Пархомов просил, как милостыни, каторги, а Спичинский за год потерял силы и здоровье.  И когда Григорий Спичинский возмутился и повздорил с  самим настоятелем Соловецкого монастыря, то тот  его сделал «колодником» и посадил его в камеру рядом с камерой атамана. Таковы были жесткие меры воспитания заключенных в Соловецком монастыре.
Атаман после смерти императрицы, в течение нескольких дней и ночей думал, рассуждал об известной ему жизни и смерти императрице. В его рассуждениях не было особой злобы к ней, многое стерлось из его памяти, забылось, а то, что сталось, уже не тревожило его так, как раньше. На все воля божья, там, на Небе разберутся с этой повией, которая столько мужиков окрутила, заставив пахать на её интересы.
Так,  тем мужикам-цапам  (козлам) и надо.
Атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, в отличие от других, ни ужасы такой бесчеловечного жизни, ни скудная пища, ни сырость и холод, ни старая лоскутная одежда не сломили.
Что ему было до всех этих мук и страданий?
И что значила для него еда: - эта похлебка с дохлыми тараканами  и заплесневелыми сухарями?
Тьфу, - ни что!
Стоило ли стесняться ему своей головы без привычного казацкого оселедца за левым ухом или одежды в дырах?
 Но перед кем ему здесь в камере стесняться?
 Не переткем!
Нет, этого всего  атаман Коша не стеснялся.
Правда, порой, особенно в ночных кошмарных снах, в который раз мучили его сомнения, прав ли он был тогда на Сечевой Раде, когда уговаривал казаков сдаться на милость императрицы. Или ему надо было принять другое решение - драться насмерть, до конца!
Он готов был снести все, но только не упреки братьев казаков, выбравших его своим батькой,  а также своих родных и близких.
Будут им гордиться потомки или наоборот будут осуждать его за это. Его волновало это больше всего.

Забегая вперед отметим, что потомки не забыли батька-атамана Петра Калнышевского, причем потомки разного уровня.
Один из влиятельных потомков бывший президент Украины В. Ющенко всегда гордился родством с атаманом Запорожской вольницы Петром Калнышевским.

                * * *

                Справка.
 Согласно исследованиям историка и писателя Даниила Кулика, прямым потомком кошевого Петра Калнышевского является нынешний Президент Украины Виктор Ющенко. Исследователь обнаружил документы, свидетельствующие о том, что в XVIII веке у Калнышевского был брат Нечипор Ющенко, казацкий старшина из села Хоруживка, расположенного неподалеку от родного села Калнышевского Пустовойтовке, что даёт основания считать наших современников Ющенко из этого села его потомками.

                * * *

Атаман строго судил сам себя, и его неспокойная совесть душу ему терзала. Его преследовали сомнения: - Нет ли его вины в том, что случилось опосля, когда жадные загребущие руки вассалов, едритов-фаворитов нимкени-императрицы ограбили и закабалили вольных сечевиков.
- Самая лучшая сделка – это сделка с совестью, - с гумором говорил себе атаман, - платить не надо…  А мне приходиться платить ежедневно, ежечасно.

Еще он упрекал себя в том, что он, старейший атаман Коша, проживший так много лет, попал так слепо и глупо, в лапы хахалей, нахлебников лисьей морды нимкени- императрицы, и должен теперь томиться здесь в подземелье всю оставшуюся жизнь.
- Чтоб её черти в аду как следует, выдрали! – говорил себе атаман.
Будь на месте императрицы другой более дальновидный политик, он мог просто заключить взаимоприемлемый договор с казаками, тем более что впереди маячила не одна еще война России с их общим врагом – Османской империей.

Приведем ниже памятные стихотворные строчки, которые, на наш взгляд, отражали мысли последнего атамана Запорожской вольницы, его переосмысленное отношение к войне, которую как верно заметил поэт, войну войною не победить:

«Любой пиит (поэт) и человек,
Ещё талантливей вдвойне,
Когда глаголет: - нет Войне!
Ведь Мир ценней её втройне!
                * * *
Он хотел бы, чтоб кануло в Лету,
Все, что связано было с войной.
Он хотел бы и мира, и света
Всей стране своей древней, святой.
Он хотел бы, чтоб солнцем согрета,
Сечь цвела, как цветок полевой.
Он хотел бы ей вечного лета,
И чтоб дождик лил чаще грибной.
Он хотел, чтоб была бы воспета
Синь небес над Днепровской водой,
И бродить в тишине до рассвета
Под речные напевы с волной.
Он хотел бы, любовью согретый,
Возвращаться с ПОБЕДОЙ домой.
И чтоб Краина, как в небе комета,
Оставалась всегда молодой!
                * * *
Войну войной не победить,
Не оправдать, не заменить.
Войны законы - для зверей
И не подходят для людей!..»

(Из сборника «Гражданская лирика» Аркадия Польшакова)

Здесь мы с вами, друзья, опять вернемся в камеру, куда был заключен императрицей атаман Коша Петр Калнышевский - батько всех запорожских казаков.
Вчерашний день был у него томительно пуст. Он страдал кошмаром несбывшейся войны и ощущал страшную усталость. В этой связи даже не стал заниматься физическими упражнениями для поддержки своего здоровья.
Но могучий ум и воля атамана перебороли нахлынувшие воспоминания и наступивший новый день, можно было оценить как вполне удовлетворительный для него.
Чем больше он сидел в камере, то по себе чувствовал, как мало-помалу его охватывало какое-то безразличие ко всему происходящему, вынужденное безделье порождало стремление бездельничать.
 Говоря другими словами: - Лень-матушка, рождает еще большую лень-старушку.
По истечении многих лет заточения его старческий организм был истощен. Ел он мало, порой ему на ту еду, которую приносили в камеру, смотреть даже не хотелось, а есть и подавно противно было.
Он никогда не пил чистую воду, не ел качественную разнообразную с витаминами пищу и, тем не менее, прожил четверть века в подземелье монастыря в полном одиночестве.
Здесь, очевидно, сказался эффект снижения его организмом при старении усвояемости питательных веществ. Ему не нужно было много пищи, чтобы находится в удовлетворительном физическом состоянии.
- Старость настаёт  тогда, когда уже нет желания спорить с  дураками и любить красунь! – так думал атаман, отмечая в камере Соловецкого монастыря свой столетний юбилей.
Годы, годами, но душой атаман был намного лет моложе.
Сидя в заточении, атаман заметил, что возраст оказывает существенное влияние на «биологические часы человека». В более молодом возрасте ему было достаточно восемь-девять часов сна, чтобы оставаться деятельным в течение четырнадцати-пятнадцати часов. А вот в более старом - хватит и шести-семи часов сна, при этом период бодрствования тоже пропорционально увеличивался.
Интересно заметит, друзья, то, что Петр Калнышевский всему миру задолго до эры космических полетов доказал, что человеческий организм, его психика, способны многое выдержать и возраст здесь не играет большой роли.
 В этой связи, опыт многолетнего заточения в одиночную камеру Петра Калнышевского был бы бесспорно полезен для длительных космических полетов на другие планеты.
Все перипетии его 25 летнего заключения были бы весьма удачной научной находкой, как в моральном, так и психологическом отношении.

Однако, друзья, вновь вернемся к повествованию о последнем атамане Запорожского вольного войска. Здоровье атамана в результате длительного пребывания в одиночной камере и недостатка физической активности ухудшилось. Пожалуй, наиболее серьезно это сказалось на зрении.
Но не сломило атамана это, страшное на первый взгляд, состояние - ОДИНОЧЕСТВО?
Что же это за зверь такой – одиночество?
Одиночество – это, как некоторые люди считают своего рода духовная смерть, вызванная разрывом связей у человека с окружающими ранее его людьми: родными, близкими, товарищами и пр... Согласно этому пониманию, чем меньше у человека было контактов, тем более он одинок. Иначе говоря, тем больше у него шансов «умереть» для общества.
Из вышеизложенного вытекает своеобразный парадокс, что чем теснее были связи с родными, чем больше времени проводил человек в их обществе, тем более одиноким он себя полагает, попав, как атаман Петр Калнышевский, в длительную изоляцию от общества.
И, наоборот, с уменьшением частоты контактов с родственниками, друзьями, товарищами, то уменьшается, идет на убыль и чувство одиночества у человека. Если человек привык на воле быть одиноким, то и в тюрьме это его сильно беспокоить не будет.
Как поется в удалой нашей песне:
«Была бы водка, а к ней селедка,
Все остальное трын-трава!..»
Однако когда человек привык к общению, а у кошевого атамана контактов с людьми, как вы сами понимаете, было множество, то ему крайне нужно было общение, хотя бы с кем-нибудь. Поэтому эта удалая песня должна исполняться несколько в другом варианте, например:
«Была бы водка, а к ней молодка,
Тогда житуха – красота!.. «

В этой связи рекомендации здесь могут быть простые:
«Если ты чувствуешь себя одиноким, назови вещи своими именами:
- Признайся, что ты один, покинут всеми или изолирован от всех;
- Признайся, что ты оставлен здесь (в тюрьме-монастыре или еще где-то) надолго.
- Не пугайся, найди в себе самого себя!
Временное или длительное одиночество означает то, что твое жизненное пространство сжалось до объема твоего тела. Тебя загнали под твою собственную, как говорил сам о себе атаман - шкиру (кожу), заставляя тем самым осознать изначальную истину:
- Ты будешь теперь одинок!
Чтобы пережить одиночество, почувствовать в себе личность, надо вжиться изнутри в себя. Из глубины своего естественного изначального внутриутробного одиночества почувствовать самого себя.
Надо помнить о том, что ты у себя изначально есть и будешь всегда от рождения до самой тризны.
Хорошо запомни это и не забывай никогда – ты у себя есть!
Потеряв ориентиры в себе, не пугайся, Бог, добрые люди помогут найти дорогу к истине.
Если трудно тебе, ты одинок, окликни себя, подай голос, скажи сам себе:
«Все будет хорошо!».
Или еще лучше напевай известную пеню: «Все хорошо! Все хорошо...»
Попав, как атаман, в одиночную камеру, дай себе знать или знак, что ты здесь, живой, не испарился никуда, что трудности, с которыми ты встретился - временные, ты преодолеешь их.
Услышь самого себя.
Держись за ниточку своего родного для тебя «Я», своего голоса – это приведет тебя к победе, к мечте, наконец, к себе.
Обращайся к себе, не стесняясь и мысленно, и что еще лучше - вслух.
Нет в мире лучшего голоса, который выведет тебя из оцепенения столь быстро и бесповоротно, как твой собственный.
Цени свой своё «Я», собственный голос выше иных.
Помни, что нет для тебя голоса более авторитетного, ибо им говорит с тобой сам Господь.
 Не пользуйся им для самообмана, не обманывай себя и других. Учись общению с собой.
Ибо только слова, заготовленные специально для других, часто бывают ложными, они не подходят для обращения к самому себе.
Зачем врать или льстить самому себе! Зачем!
Если ты крещенный и веришь в Бога, то крест православный поможет тебе в подобном случае, обрести силы, для того чтобы выжить, покаяться в грехе, признаться в своих ошибках и заблуждениях.
Крест - это своеобразный символ, излучающий добро и свет, он свяжет тебя с Богом...
Бог милостив и всем кающимся отпускает грехи. А люди все грешны, нет людей без греха.
«Кто без греха - пусть первый бросит камень», - так звучит одна из древних притч.
Поэтому все люди порой грешат. И каждый человек по-своему грешен, одни более, другие мание грешны и каждый человек имеет право на сочувствие, и сострадание.
Люди часто балансируют на грани между добром и злом, Богом и чертом, жизнью и духовной смертью. Черт может подстерегать в обличье искушения, под маской лжи человека везде.

                * * *

Продолжение читайте в романе...

Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !   Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 


1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!
============================