Два моряка

Вадим Шрейдер
       Причудливо сталкивает судьба людей, и очень по разному складываются их судьбы. Два моряка, два моих друга, с которыми я не только дружил, но и ходил в море.

     Встретились мы после очень долгого перерыва, я ушел с морей в конце 80-х, а новая встреча произошла уже за месяц до нового 2014 года. Оба клайпедчане, оба не изменили морской профессии и продолжали ходить, но как все было по разному...
      
                ДРУГ ПЕРВЫЙ.

    Встретились мы, предварительно созвонившись, в центре. возле президентского дворца. Похлопав по плечам друг-друга, отправились посидеть где-нибудь.  благо таких заведений на любой вкус в центре Вильнюса, хватает.
 
   Легко нашли, уселись.на мой вопрос: что будем?

    -Я вообще-то за рулем, могу кружку пива. но если честно . то не хочу...

    - Кофе?

 Улыбается и кивает - мы оба любители этого напитка. Сдержанно беседуем. На мой вопрос: как ты в Вильнюсе оказался? Следует неторопливый ответ.

    - Знаешь....   Когда дети выросли и стали жить отдельно. оказалось, что у нас с женой не осталось больше общих интересов. Просто друзья...

     Он ставит кружку с кофе на столик, на секунду задумывается и продолжает:

     - Зачем жить вместе?!  Мы сели- поговорили и развелись...  Остались по прежнему хорошими друзьями. Бываю в Клайпеде - всегда заезжаю к ней, а то и останавливаюсь. Если нужна помощь ей или детям- оказываю. Да и она сама не в чем не нуждается, сама может помочь. Ну и  имущество я не стал делить при разводе...

      Замолкает. Задумчиво смотрит на кружку с кофе.

     - А в Вильнюс ты как попал? - отвлекаю его от раздумий.

     - Знаешь... - его лицо оживляется, - встретил женщину - женился.  Умница! Нам есть о чем поговорить, есть общие интересы. Сама себя обеспечивала и неплохо. Логист в крупной фирме. У нее дом в Вильнюсе, поэтому сюда и переехал. Есть сын три года. через две недели ждем дочку!

     Он достает небольшой планшет и с гордостью показывает фотографии. Я начинаю завидовать - жена красавица, лет тридцати, сын крепкий малыш-похож на отца.  Фото дома на склоне холма в окружении сосен, подъездная дорожка из гравия.

     А товарищу то моему почти как мне. может на пару лет меньше. И не боится заводить семью и рожать детей!  Чувствуется в нем уверенность!

    - Ну а с работой как? Как до сих пор в море? Где?

    Он откидывается на спинку кресла. стряхивает невидимые крошки.

    - Как, как... Когда в 93-ем году, после рейса, мы ждали зарплату по пол года, а наша база уже была на грани развала, я понял, что здесь ничего нельзя будет заработать, а кочегары никому не будут нужны. отучился на машиниста плавкрана. Попутно выучил английский. Литва к этому времени уже отделилась и я ушел сначала в одну фирму. потом в другую. 

    - Были проблемы?

    - Да никаких!  Знай язык, да твой морской диплом должен соответствовать международным требованиям. То есть должен быть выдан в одной из европейских стран или США- Канада, или можно пересдать в одной из этих стран.

    - А язык?

    - А что язык? Я учил по 50 слов в день. Через месяц уже говорил, плохо, но говорил. После первого срока работы - общался свободно.

    Раздраженно машет рукой: - косность и лень, лень что-нибудь изменить!

    Я недоуменно смотрю на него.

    - Я и другим говорил....   Учите!   Учите!   Ну что там 50 слов в день! Так нет- обойдемся! Некогда, и все такое, а теперь не могут на хорошую работу устроиться!

    И он рассказывает о некоторых общих знакомых.

    - Ну а ты?

    - Нормально,фирма серьезная в оф-шоре, два месяца работаю- месяц дома. Проезд оплачивается, страховка за счет фирмы. все отчисления включая пенсионные.фирма отчисляет. Год летал в Анголу. теперь посылают в Индонезию.

    - А зарплата?

     Он усмехается:  Хватает!  На все хватает!

     Ну не принято у них об уровне заплаты, говорить.

     Перед расставанием идем по улочке к автостоянке. Он совсем не похож, на того моряка, что был в прошлом. Ни кроссовок, ни джинс, ни курток из кожи или "аляски", которые так любили наши мореманы. Дорогие ботинки. шерстяное темно-серое полупальто, на шее шарф - тонкой шести.

     Подходим к стоянке. - Узнаешь? - он показывает взглядом на машину.  Я морщу лоб. машина классического дизайна. часто видел такие в журналах, но определить марку не могу.

     - "ЯГУАР".  Четыре литра двигатель, кожаный салон.  Люблю стиль и классику!
   


                ДРУГ ВТОРОЙ.

           Поезд подъезжал к Клайпеде, я томился в ожидании, не оттого. что меня должны были встретить, а от того, что в этом чертовом, блистающем чистотой, с отличным сервисом, наличием интернета и прочими благами нельзя было курить. Ну нельзя!!!  Штраф за курение-сорок долларов и терпел все пять часов пути. Первые два часа я жутко мучался, потом жажда никотина немного притупилась, но увидев знакомые места - пригороды Клайпеды, рванул в тамбур с опухшими ушами, доставая на ходу сигарету.

      На перроне никого не было. Странно. Только что созванивались и мой товарищ должен был ждать. Прохаживаюсь по привокзальной площади. выкуривая одну за другой пару сигарет, потом направляюсь к рядом расположенному скверу. там мы обычно сидели и пили пиво, на удобных лавочках, в тиши парка ... Воспоминания...

      А ну вот и он!   Идет быстрой походкой мимо сквера ко мне. Обнимаемся, что-то бормочем друг- другу, невразумительное но приветственное. Двадцать три года с последней встречи....

     Сидим уже дома у него. это в десяти минутах пешком от вокзала. Разбираем пакеты. по пути зашли в магазин. Немного удивляюсь, но молчу, квартира выглядит как нежилая. Товарищ  готовит нехитрую закуску и видимо поймав мой немного недоуменный взгляд, говорит, что здесь почти не живет, а все время у знакомых.

    Сидим пьем пиво, крепкого спиртного не брали. болтаем так не о чем: как доехал, как погода? Разговор пока не складывается. Сославшись на усталость, он предлагает отдохнуть, но я весь в порыве встречи с городом в котором так давно не был, отказываюсь и один ухожу в центр Клайпеды.

    Разговор пошел уже вечером. Помня об утренней закуске, я зашел в магазин и купив продуктов и спиртного, готовил на кухне, что-то вроде казахского бешбармака. По ходу пропускали по рюмочке, закусывая остатками утренней роскоши, слово за слово... и поехали.

    - Ты чего это домой, не едешь?  Жена у тебя в Питере. - спросил я, нарезая овощи.

    - Да знаешь, Вадик...  не хотел говорить. но там все сложно!

    - То-то я смотрю домой не рвешься.

    - Да какой там домой... Мой дом теперь здесь. - он хмурит уставшее лицо, сплошь в морщинах. немного обвисшие щеки, и качает совершенно седой головой.

    А я помню его высоким, стройным, симпатичным - девчонки так и вешались на него. а сейчас просто старик.а ведь он всего на два года старше меня! Я наливаю еще по рюмке, накладываю горяченького.

     - Ну рассказывай! Как жил?

    Он поддергивает на коленях, мешковатые старые джинсы, выпивает рюмку и начинает совсем о другом, видимо не легко ему о своей жизни говорить.

     - Ты знаешь...  Я не смогу тебя повозить, не в Ниду, не по городу,  машина сломалась. старенькая уже - пятнадцать лет у меня, а сменить денег не хватает.

     -Да ладно не в этом суть. город бы посмотреть, да на косу съездить. так это я и без машины успею. Как жил то?  Что семьей?

      Выпиваем еще по рюмке, закусываем. он закуривает со мной за компанию и начинает рассказ.

      - Ты знаешь... (эта присказка так и осталась у него с прежних времен). Жизнь наша кара****ская. Сначала ходил по контракту, было все хорошо и деньги были. небольшие но были. Семья под Питером, моя не захотела здесь! Мотался между Клайпедой и Питером, здесь мать - там жена и сын. В Питере прикупили комнатку, сделали ремонт, потом мебель и технику. Так все заработки за несколько лет и ушли.  Потом сын в институт, закончил, работает.  Как-то так получилось что и не нужен им. жена себе там завела и давно оказывается.

       Он хмурится. смотрит в куда-то в угол, замолкает.а я и молчу не трогаю. Через минуту он оживляется, улыбается своей прежней улыбкой. но глаза грустные. Наливаем еще по одной.

     - Что так? И на развод не подавала?

     - Да Вадик. Да. Правда... он на секунду замолкает. - Тут я с одной  встречаться начал, так  пока не в Питере, а она возьми и роди. Теперь алименты...
     Опять замолкает. взгляд останавливается на бутылке.Я торопливо, опять наливаю.

     - И...?   мой вопрос на секунду повисает.

     - Ну узнала... развод...  Квартира на ней, имущество то-же, я ведь иностранный гражданин. Все на ней! Все что зарабатывал там и осталось!

     - Ну, а сейчас то что?

     - С этой клайпедской поругался. жениться не хотел- уже, думал в Питере наладится. не получилось. Хотел с сыном начать общаться. так он не хочет! Все как-то так...

     - Ну ты что совсем один?

     - Да нет...  Есть знакомая. муж умер. живем теперь вместе. Видишь здесь и не бываю совсем.

     Он обводит взглядом, квартиру - требующую хорошего ремонта. Я то-же молчу. не хочу разрушать настроение. Вспоминаю, что он радовался, новой работе и задаю вопрос.

      - Слушай, а зарплата то у тебя сейчас. ты говорил хорошая.

      - Да. сейчас ничего... Полторы тысячи евро. но ты знаешь. все уходит. Алименты каждый месяц, квартплата. в смысле коммунальные, а работаю четыре месяца и два дома. Пока сижу, считай денег в полтора раза меньше. Искал подработку- никто не берет временно. А комиссию с каждым годом все трудней проходить! То-же деньги надо давать на лапу.  Дурак не пошел учится, ходил бы механиком или штурманом. Знакомые отучились , теперь не пашут физически, да и деньги совсем другие.

     - Да не важно...  неужели нельзя было куда-то на постоянную устроится?

     - Да можно было. но экзамены по языку не сдал... Три раза не сдал! А хотел на фирму в оф-шоре там сразу две-две с половиной в месяц. А через год, после испытательного срока, оплачивают каждый месяц, даже когда отдыхаешь и все отчисления на пенсию...

      Раздраженно машет рукой, и наливает нам еще по одной. закусив продолжает:

     - Да куда теперь, до пенсии еще далеко, алименты платить еще почти десять лет, в море скоро медкомиссия не пустит....   надо,что-то думать...   А что?!

      На следующий день мы гуляли по городу, ездили на косу, и даже в последний день, когда я уезжал в Вильнюс, он был все в тех же мешковатых джинсах. растоптанных кроссовках и в куртке из плащевки.

      Лишь только, когда я сидел уже в автобусе, он поднял голову увидел меня в окне. взмахнул рукой и его лицо на секунду озарилось прежней его улыбкой, разом сбрасывая десяток лет с плеч.