Красавица и чудовище рецензия на мульфтильм 1991 г

Алексей Москвин 24
Знакомство моего поколения(1989 г.р.) с диснеевской классикой выпало как раз на то время, когда само искусство мультипликации (в особенности за рубежом) переживало свой неповторимый "ренессанс". Как бы не ругали американские мультфильмы в то время многие из взрослых, что нас окружали они были на тот момент несоизмеримо выше по качеству и внутреннему содержанию, чем сейчас.
 В них присутствовала серьезная литературная фабула, блестящий морально-воспитательный компонент и зачастую совсем уж не детские по глубине характеры действующих лиц, помогающие юному зрителю познавать мир во всей его сложности и неоднозначности, указывая на то, что люди не всегда являются теми за кого пытаются себя выдавать.
Истинную красоту можно увидеть лишь сердцем, но не глазами говорится в интродукции к мультфильму, о котором пойдет речь.
Вообще во времена моего счастливого детства видеокассеты были единственным видом визуального развлечения, которое находилось в постоянной доступности.
Компьютеров тогда почти не у кого не было, да и развитие их на тот момент оставляло желать лучшего поэтому "видаки" в домах, где были дети, работали как стахановцы, а новый фильм появлялся на полке почти каждую неделю.
У нас тоже был видеомагнитофон. Сначала советский, а потом появился и супермодный в то время чёрный красавец "Орион" с пейзажем Эйфелевой башни на коробке.
Этот "девайс" в свое время был моим главным помощником при общении с прекрасным, а мультфильмы Диснея, безусловно, были в высшей степени искусством, сравнимым даже с художественным кино.
С "Красавицей и Чудовищем" я познакомился примерно через 5-6 лет после его премьеры.
Кассета была с очень хорошим качеством картинки и что еще более важно с прекрасным по тем временам литературным пусть и одноголосным (отмечу особо без прищепки) дубляжом.
"Когда-то давным-давно в одной очень далекой стране в сверкающем замке жил молодой принц. И хотя у него было все, что только можно пожелать принц был избалован, он был не добрый, он был злой.
А потом однажды  зимней ночью в замок пришла старая нищенка, и предложила ему розу, за то, чтобы он пустил ее переночевать.
Принцу она очень не понравилась. Он посмеялся над ней и над ее подарком и прогнал ее. Но она предупредила его: нельзя судить по внешности, потому что красоту, истинную красоту можно найти только внутри в душе.
И когда он прогнал ее, эта старая нищенка превратилась в прекрасную волшебницу.
Принц постарался извиниться, просить прощения, но это было слишком поздно, потому, что она увидела, что в его сердце нет любви.
И в наказание она превратила его в страшное чудовище и наложила заклятье на замок и на всех кто там жил.
Чудовище, стыдясь своей ужасной  внешности, спрятался в замке, и волшебное зеркало было единственным окном во внешний мир
А эта роза действительно была волшебная роза.
Она должна была цвести до тех пор, пока ему не исполнится двадцать один год.
Если он полюбит кого нибудь и завоюет любовь какой нибудь девушки то того как упадет последний лепесток, тогда заклятие будет снято если же нет то до конца своих дней он останется чудовищем.
Годы шли.
Он впал в отчаяние. Он потерял надежду. Потому что кто может полюбить чудовище?
Вот так по версии замечательного переводчика Андрея Гаврилова начинается эта чудесная история, (сколько лет прошло, а я помню этот текст наизусть)
Как уже было замечено выше годы шли.
А в это время жила в небольшой деревушке 14-летняя девушка Белль мечтательница и фантазерка.
Она все еще живет по законам детства хоть и стала вполне себе по тем временам взрослой особой.
Но как говаривал А.С. Пушкин: ее ждут сильные и благие потрясения причем значительно раньше чем она того ожидает.
Ухаживания местного самовлюбленного метросексуала Гастона ее не интересуют. Она прекрасно понимает, что за его внешним лоском и красотой скрывается злоба и грубость и вот тут мы уже в начале фильма сталкиваемся с вопросом, который нам удастся решить лишь в финале: кто же истинное чудовище? Нарциссический и жестокий Гастон или заколдованный и превращенный в дикого зверя принц в глубине которого все же скрыто доброе сердце.
Грезы девушки развеиваются так же быстро, как и появились, так как ей приходится пожертвовать собою в пользу старого отца, заключенного в замке Чудовища куда она и отправилась на его поиски.
Чудовище соглашается на ее предложение занять место родителя, но она "должна обещать ему, что останется здесь навсегда."
Девушка с готовностью принимает тяжелый жребий, что и служит завязкой одной из величайших историй любви, известных человечеству.
Это действительно замечательная повесть о высшем чувстве на земле, способная соперничать даже с героями Шекспира.
История взаимоотношений главных героев как не парадоксально гораздо более созвучна аксаковскому "Аленькому цветочку" чем оригинальной французской сказке, по которой поставлен этот мультфильм.
Им обоим приходится пройти тяжелый путь, чтобы постичь любовь.
Вспомните, что сначала Белль не желает не то что "знакомится поближе", но даже и видеть своего тюремщика, но потом начинает различать за нелицеприятной оболочкой добрую и отзывчивую душу.
Переломным моментом становится эпизод спасения Чудовищем Белль от стаи волков.
Думаю, что многие читатели помнят эту поистине потрясающий эпизод   с великолепным музыкальным сопровождением, а фраза, сказанная впоследствии главной героиней "Спасибо, что спас мне жизнь" является внешним выражением начавшего созревать в душах обоих прекрасного чувства.
Отвечая на робкую нежность своей узницы принц "по капле выдавливает из себя" снедавшую его душу образ зверя (вспомните знаменитую песню "Как странно мне") Колоссальный с точки зрения психологизма момент.
Одной из самых знаковых сцен мультфильма (но не главных, на мой взгляд) является эпизод на балу или если говорить точнее то, что произошло сразу после него.
Едва узнав, что такое настоящая любовь, Белль и чудовище вынуждены расстаться. Сквозь волшебное зеркало девушка видит сколь болен и слаб ее отец и чудовище соглашается отпустить её к нему на помощь.
"Возьми зеркальце с собой, чтобы ты всегда могла посмотреть в него и вспомнить меня".
Сколько неизбывной печали в этой фразе главного героя, а уж если взглянуть в его глаза…  Говорить не могу у самого выступают слезы.
Белль устремляется к отцу и обнаруживает, что того собираются упечь в сумасшедший дом, а Гастон подбивает местных жителей взять штурмом замок "зверя".
Помимо этого он откровенно издевается над несчастной девушкой вставшей на защиту своего нового друга, а она в свою очередь прямо говорит, что зверем является не он, а сам Гастон. Вот и ответ на вопрос, который поставлен в заголовке.
 Поход на замок, конечно,смотрится внушительно, но наиболее мощными являются несколько моментов завершающих фильм.
Гастон вступает в схватку с чудовищем, причем перевес в итоге оказывается на стороне последнего. И вот в самый роковой момент, когда тот уже готов сбросить противника с крыши замка тот прикидывается слабым и затравленным, что удерживает заколдованного принца от последнего шага.
Гастон же остается верен себе и вероломно вонзает нож в спину зверя.
Белль подле умирающего друга пытается сохранить в нем последние искорки жизни. Самая трогательная сцена мультфильма. Не могу не привести ее полностью.
-Белль.... Ты вернулась
-Ну конечно вернулась я же не могла позволить им.... Если бы я только смогла успеть сюда раньше.....
-Нет так даже лучше. Так лучше.
-Не говори так! Ты поправишься. Теперь мы вместе! Все будет хорошо вот увидишь!
-Ну, по крайней мере, я еще смог увидеть тебя в последний раз.
-Нет! Пожалуйста, Пожалуйста, не умирай!... Я люблю тебя!
(ради этой фразы мы и смотрели этот фильм)
Эта сцена даст фору многим голливудским блокбастерам. даже Титанику.
А как тонко передал эмоции всего лишь один дублер.
Меня он в детстве заставлял плакать. Возможно, это сегодня не сумеет сделать даже группа актеров.
Ну, а после этого эпизода, когда вокруг тебя уже море слез приятно смотреть за  превращением Чудовища в принца.....
Боже мой… Сколько воспоминаний.
Безусловно моя рецензия была бы неполной, если бы я не посвятил оставшаяся ее часть свите главного героя - его слугам, превращенным в различные предметы обихода.
И конечно стоит особое внимание в этом смысле обратить на Люмьера(мужчина-канделябр) и Когстворта(толстяк часы)
Эта парочка прямо как Дон Кихот и Санчо Пансо. Они не могут друг без друга, но все, же постоянно ссорятся даже когда превращаются обратно в людей.
Помните: "Ах ты, будильник-переросток"!   
Что ж спасибо уважаемые читатели, что были со мной все это время и совершили замечательное путешествие в мир детства.
В самую великую сказку о любви.