Малый бизнес 15. Эйфория и самонадеянность

Андрей Амельяненко
Допустим, ты стал специалистом. Поработал в ресторане официантом, потом администратором, шеф-поваром или там заведующим производством. В крупном магазине прошел путь от продавца до директора. В компьютерной фирме от  продавца-консультанта, дошел до должности главного менеджера.  Теперь тебе кажется, что ты знаешь  весь бизнес в данном направлении изнутри. Ты чувствуешь в себе силы начать свое дело. Ты уверен в себе и семья твоя тебя не только поддерживает, но даже подталкивает к этому серьезному шагу. Лучшие друзья,  жена и дети, теща, наконец, все говорят о том, что ты лучший, что хватит тебе горбатиться на хозяина, пора начинать. А, возможно, тебя никто и не уговаривает, ты сам созрел до понимания собственной значимости. У тебя есть опыт, знания и, самое главное, желание быть независимым. Дело осталось за малым, найти денег, собрать коллектив, арендовать помещение и все, дело пойдет, закрутится, все будет в ажуре.

   Вот тут то и тормози. Прими холодный душ, остынь. Просто, остановись и задумайся. Куда ты лезешь? На что соглашаешься? Зачем тебе это надо? И, вообще, кто ты такой? Кто ты такой, что бы брать на себя ответственность, сдергивая людей с насиженного места, обещая им золотые горы? Ты подумал о том, что люди хотят простой стабильной жизни. Никто не хочет потрясений. Всем надо приносить домой стабильную зарплату, кормить семью и просто жить. А что ты можешь им гарантировать? Ничего. В планах у тебя только одни намерения, а на словах, обещания. Поэтому относись к своим обещаниям другим людям с как можно большей ответственностью. Не витай в облаках, не думай, что ты великий деятель. Ты обычный человек и у многих других мозгов гораздо больше, чем у тебя.

   Еще всегда думай о своей семье. Ты должен ее кормить. Твоя семья должна жить в нормальных, человеческих условиях. А ты, ввязываясь в бизнес, подвергаешь все то, что у тебя есть на настоящий момент, риску. Стабильный, пусть и средний, доход. Размеренный, устоявшийся, привычный ход жизни. Все, что ты сейчас имеешь, подвергается риску,  быть разрушенным. Готов ты на это? А семья твоя готова? А, задумайся, ради чего?

    Есть такой лозунг, цель оправдывает средства. Это не всегда, а зачастую,  далеко не так. Кто-то может поставить на карту все собственные сбережения, все, что у него имеется: машину, дачу, квартиру, а кто-то не хочет потерять ничего.

    Главной твоей задачей должна быть – не оказаться у разбитого корыта. Вот об этом надо постоянно помнить, из этого исходить при принятии решений. Надо ли рисковать, надо. Но всегда при этом понимать, насколько сильно ты рискуешь, какова будет потеря в случае неудачи.

    А насчет, «найти денег». Где ты их возьмешь? На кредит в банке, скажу сразу, можешь не рассчитывать. Не дадут.  И времени напрасно не трать. Там в кредитных отделах сидят спецы, которые воспринимают только один вид бизнеса: купил – продал. Все остальное для их мозгов не доступно. Вернее, они может и понимают, что твой бизнес в перспективе будет давать прибыль, но, во-первых, они не хотят рисковать, а вдруг ты прогоришь. Банк не вернет своих вложений и за это эти самые «спецы» получат по шапке, во-вторых, прибыль им нужна сейчас, они хотят получать ее, то есть проценты по твоему кредиту, регулярно, а еще лучше, всегда. Банкирам не нужно ста-бильно работающее, ни от кого не зависящее предприятие. Они хотят видеть среди своих клиентов постоянно мечущихся в поисках выхода из кризиса, не вылезающего из долговой ямы предпринимателя. Они хотят, что б ты им платил проценты. Вечно. И был у них в пожизненной кабале. Поэтому они всегда и в «шоколаде».

    Расскажу один забавный случай. Понадобилась мне с моим партнером некоторая, на наш взгляд, существенная сумма денег. Для продолжения бизнеса. Мы имели договор с солидной организацией на поставку и монтаж промышленного оборудования. Мы в то время заработали себе положительную репутацию и договор с нами заключили без проблем. Но организация эта работала по принципу, сделал – получи оплату. Авансов никому не раздавала. У моего партнера в собственности имелись акции одной из тех корпораций, которые на фондовом рынке принято называть «голубыми фишками». То есть - ликвидные,  на сто процентов. Акции эти в то время, а было это в начале 2008 года, росли, как на дрожжах. Отправились мы в банк, в составной части названия которого, была, как раз, упомянута эта самая корпорация. Акции в залог у нас приняли с удовольствием. Расшаркивались перед нами, угощали кофе. Ну, прямо, за VIP-персон принимали. Кредит выдали под минимальный процент. Взяли мы деньги, работаем. Проценты выплачиваем регулярно. А тут, как снег на голову, осень наступила. Кризис!!! И акции наши, которые в залоге то были, упали в цене в четыре раза. Мы проценты по кредиту продолжаем платить, как положено, со всей суммы. Но, что тут началось!

   Сотрудники банка, в буквальном смысле, сели на измену. Они стали названивать нам, требовать, что б мы полностью погасили кредит или увеличили количество акций в залоге. Они упрашивали нас, умоляли, наконец, стали угрожать. Ну, а мы то, что? Мы отправились к очень грамотным юристам за консультацией. Те посмеялись над поведением сотрудников банка и успокоили нас. В кредитном договоре не было предусмотрено падение стоимости акций и наша финансовая ответственность в этом случае. То есть, попросту говоря, мы могли просто кинуть этот банк. Не вернуть кредит и любой суд был бы на нашей стороне. А на те, деньги, что мы взяли у банка, мы, как по-нимаешь, приобрели бы акций в четыре раза больше, чем заложили. Я вот сейчас думаю, может, так и надо было поступить? С этими пиявками. Не ра-зорились бы они и по миру не пошли бы, это уж точно.

    О своих замыслах, идеях и стремлениях никому не говори. Не потому, что кто-то этим воспользуется, просто не забалтывай свое стремление чего-то добиться. Мысль, она материальна. На самом деле. Пока твоя задумка сидит у тебя в голове, ты постоянно прокручиваешь эту идею у себя, взвешиваешь все за и против, делаешь записи и рисуешь ее на бумаге. Она подстегивает тебя. Заставляет мозги работать. Ты собираешь информацию, перевариваешь ее, формируешь представление о том, чего ты хочешь добиться. Ты начинаешь видеть, реально осязать будущий результат своего труда. Но как только ты начинаешь высказывать это вслух кому-то, делиться мыслями, желаниями, рассказывать о том, как ты собираешься добиться успеха, все, пиши, пропало. Мысль вышла наружу. Идея, как будто, материализовалась. Ты ее выплеснул. Тебе представляется, что все уже свершилось и тебе уже ничего не надо. Поэтому, держи все внутри себя. Думай, думай, думай.

   Еще один момент. О достижениях своих, а, тем более, о перспективах, ожидаемых прибылях и будущем твоем благополучии, просто, не смей ни с кем, даже словом обмолвится. Молчи, молчи и молчи. Просто закрой рот и дери язык за зубами. Было в моей практике пару таких случаев. Один мой партнер решил нарисоваться перед своей супругой, да и ляпнул ей, в подпи-тии, разумеется, что у нас подписан договор на достаточно крупную сумму с солидным предприятием. А договор то на что, на проектирование, поставку оборудования и монтаж. А это, прежде всего, затраты, затраты и затраты. Прибыль то, как говорится, цыплят, по осени считают. А у его супружницы в голове сразу что? У-а-а-а!!! Такие деньги! Она, в мыслях своих, уже в Майами на белом лимузине и в норковых трусах. Вот. А через какое то время партнер мой задумал развестись. Не потому, что разбогател, не потому, что молодую секретаршу завел, как это в романах пишут, просто дорогая его достала. Я тому свидетелем был на протяжении лет пятнадцати. Всю жизнь доставала, а тут предел наступил. Ну и - дележ имущества. Она на суде предъявила права на долю в фирме, обозначила тот самый контракт, судья запрос в полицию, те на завод, где мы выполняли работу. Я прихожу на завод подписывать следующее соглашение, а мне юристы навстречу: вами ОБЭП интересуется. Еле-еле все уладил. Но репутацию она нам подмочила и попереживать пришлось, хотя ОБЭП ничего криминального не обнаружил. Кому хочется иметь дело с фирмой с криминальным душком. А начало то всей истории было где, в излишней болтовне моего товарища.

   Дальше – не пузырись. Не рассчитывай, что вот ты открылся и у тебя все поперло, ты стал крутым предпринимателем. Не надо, не надевай три галстука. Поначалу тебе самому придется мыть полы в своем офисе, подметать возле своего магазина, а уж таскать ящики, разгружать товар и самому стоять за прилавком, и подавно. И нет в этом ничего зазорного. Но когда ты станешь хозяином, у тебя появится наемный персонал, тогда тоже не изображай из себя, не знаю чего. Некрасиво это. И вред приносит во взаимоотношениях как с партнерами, так и с подчиненными и, что еще хуже, с партнерами будущими.
   «Никогда не судите по костюму». Это слова слуги сатаны, Коровьева, из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». И это абсолютно верные слова. Первое впечатление, основанное только на одной оценке того, как человек выглядит, не говорит ни о чем. Вообще, ни о чем. Одно дело, если человек выглядит неряшливо, не заботясь о своем внешнем виде. Часто это заставляет насторожиться, отнестись к этому представителя бизнеса с некоторым предубеждением. Но если человек одет, что называется, с иголочки. Элегантный костюм, модная рубашка, дорогой парфюм. Дорогие гаджеты, последних моделей. Такой человек заставляет меня насторожиться еще больше. Потому, что веет от него чем-то напыщенным, выставленным напоказ превосходством над собеседником.

    Сегодня только что ходил к адвокату. Нормальный парень, чуть за трид-цать. Как сегодня принято говорить: стильный такой чувак. Пиджак. Рубашка. Джинсы. Вроде ничего особенного, но видно, что одет не дешево.  Представляется: Алексей, фамилию называет, никакого апломба. Никаких пузырей.

      Сразу вспомнил давний эпизод. К нам в офис заявляется чел, тоже пиджак, тоже джинсы и в комплекте какой то невероятный аляповатый галстук. Протягивает дрожащую, вспотевшую ладонь: Григорий Васильич. С придыханием на «Г», как будто южнорусский говор. Взгляд какой-то не то извиняющийся, не то, что-то выискивающий.  И сразу к одному из моих партнеров. Как дела, что, да как? Оказывается, они когда-то раньше работали на заводе в одном цехе. И стал рассказывать, что он тоже свой бизнес открыл, все, вроде бы в порядке, и заказы у него уже появились. Мы киваем головами, молча слушаем. Потом Григорий Васильевич задает нам вопрос, точнее, делает «деловое» предложение. У него есть заказ, кажется, ремонт подъездов многоквартирного дома. Есть бригада, готовая эту работу выполнить. Ребята сидят и уже стучат молотками и кирками. И у заказчика деньги есть. Но оплата будет только после выполнения работ. От нас требуется дать денег на материалы и инструменты. Мы отказываемся, даже не вникая в суть дела. Тогда н просит дать ему на развитие пару тысяч долларов. Мы говорим, что денег у нас нет. Он долго и нудно снова пытается убедить нас в выгодности мероприятия. Мы не соглашаемся. Григорий Васильевич, уже, кажется, отчаявшись, просит хотя бы двести долларов. Но и их он не получает. Тогда он разочарованно встает и спрашивает: «А в город у вас сейчас никто не едет?». Надо заметить, тогда мы снимали под офис помещение на предприятии где, проводили ремонт оборудования, в промышленной зоне города, куда транспорт не доходил. Мы в город не собираемся. Он со словами - водителя своего отпустил, вот, - уходит.

    Или другой пример. Знакомят меня с человеком, вроде бы, есть у него за-дача, которую решить надо. Стоит мужчина, потертая кожаная куртка, шапка набекрень, подмышкой папка, постарше меня лет на десять. Встретил бы его у пивного ларька, обычное дело. Протягивает руку – Юра. Хорошо, познако-мились. Договорились о деле. Когда мы свою задачу выполнили, причем, качественно и в срок, он задал другой вопрос, уже не по нашему профилю. Обсудили, прикинули свои возможности. Взялись за работу, и потом мы с ним больше года сотрудничали. И мы заработали и Юра. Разумеется, называли мы его Юрий Владимирович. При подчиненных и при руководстве. И, вообще, он оказался полковником в запасе, академию военную закончил. Но, вот – Юра.

     К слову, у Юрия Владимировича был тогда директор. Из бывших, как они сами себя называют, сотрудников. Дело вначале 2000-х было. Ходил он в то время с ноутбуком, не расставался никогда. Дорогая, в то время, штука была. Ну, и в беседе с ним, понадобилось нам узнать произведение двузначного и трехзначного чисел. Он с важностью открыл ноутбук, включил его, открыл там калькулятор и подсчитал. Я результат за это время в уме вычислил.

    Вот и думай теперь, кто как себя позиционирует. И кто кого из себя пред-ставляет.