Малый бизнес 10. Автосервис

Андрей Амельяненко
Конкурент ли «дядя Вася», обитающий в гаражном боксе, для станции тех-нического обслуживания, оснащенной самым современным оборудованием. Конкретнее, сможешь ли ты, не имея достаточных средств, для покупки дорогостоящего оборудования и приобретения большого помещения развить свой бизнес в этой сфере. Знаю точно - да. Ну, если ты, конечно, специалист в данном деле. Моторист, рихтовщик, диагност или, вообще, мастер на все руки. Такие люди есть. И все они зарабатывают себе на жизнь собственным трудом. А как из мелкого бизнесмена-кустаря превратиться в предпринимателя среднего уровня? Давай посмотрим.
   Начать можно, к примеру с организации автостоянки. Даже для дилетанта, это кажется делом совсем не сложным. Надо только найти и оформить в долгосрочную аренду подходящий участок, а еще лучше приобрести его в собственность. Дальше достаточно огородить его, поставить охрану и можно без особых затрат и усилий получать стабильный доход. Остается только следить за порядком. На том давай и остановимся. Посмотрим, как это выглядит у некоторых предпринимателей и как это должно бы быть организовано на самом деле. Приведу два примера с диаметрально противоположным подходом к решению поставленной задачи. Был не так давно в Москве по делам. Ездили с товарищем на моем автомобиле, остановились в гостинице,  в районе метро «Алтуфьево». Стали искать, где машину оставить на пару дней, по Москве планировали на общественном транспорте передвигаться. Удобней так. А бросать автомобиль на улице, как то не очень хотелось. Номера украдут или еще какая-нибудь неприятность приключится. Нашли автостоянку. Небольшая, огороженная, вроде бы, территория, только ворота, почему-то, открыты настежь. Посредине площадки, на возвышении, сторожка: будочка такая, небольшая, на каркасном постаменте. Возле нее сторож-азиат; сидит в полуразвалившемся кресле. Машину на два дня поставлю? Ставь, с явным безразличием. Называет цену, деньги берет вперед. Припарковался я, спрашиваю, дальше, что? Ничего, отвечает, иди, отдыхай. Ну, ты, спрашиваю, бумажку то хоть какую-нибудь дай. Какую тебе, говорит, бумажку, для туалета, что ли? Я в осадок выпал. Рядом со мной парни из Мордовии автомобиль ставят. Смеются: а вот так вот у них здесь. Через два дня прихожу машину забирать. Сторож уже другой, славянин, похоже. Сидит в будке, там, наверху. Ворота по-прежнему настежь. Захожу смело, киваю в сторону машинки своей. Заберу вон ту машину? Равнодушно, забирай. Ни техпаспорт не проверил, ни фамилию не спросил, даже не уточнил, какую машину. В той стороне не одна моя стояла. Получается, какую откроешь, заведешь, на той и езжай. А кто ты такой, ему по барабану.
    Или, поехали мы в Магнитогорск. Захолустье, казалось бы, по сравнению со столицей. Задворки великой империи. Планировали пробыть там с месяц. Ну и автомобиль, разумеется, на стоянку стали пристраивать. Первой впечат-ление, сразу, стоянка огорожена капитальным забором из металлического профиля, не как в Москве - рваной сеткой. На въезде шлагбаум. За шлагбау-мом стоит охранник в камуфляже. Спрашиваю, как бы нам машину поста-вить? Показывает на вагончик:  туда иди. Вхожу - за окошком девушка-кассир: дай техпаспорт, дай водительское удостоверение, скажи адрес и но-мер телефона. Все данные записывает в журнал, пробивает кассовый чек, еще и жетон пластиковый выдает. Охранник идет впереди машины, место показывает, следит, что б аккуратно припарковался. Когда забирали машину - процедура обратная: отдал жетон, предъявил водительское удостоверение, потом охранник идет, смотрит, как ты выезжаешь. Вот, люди понимают, что берут на себя ответственность за чужое имущество, не то, что некоторые.
    Кажется, прибыльно будет построить автомобильную мойку. Ну, это если есть средства, конечно. Подумай,  сейчас ты откроешь автомойку на два по-ста. А то и на четыре-пять. Оборудуешь все как надо. Потом сядешь возле нее, как в метро около турникета, и начнешь подсчитывать, сколько бабла к тебе потекло. Знаю я об одном таком товарище. Построил он автомойку для легковых автомобилей и именно на пять постов. Выбил землю, здание мо-дульное поставил, водопровод, отопление провел. Оборудование закупил, что б все как положено, вода по замкнутому циклу, работники в форменной одежде - не придерешься.  Потом отделкой занимался всю зиму. Денег и усилий потратил не мало. Ну, и? Автомойка то, когда функционирует? В се-зон.  Когда, допустим, после осенней грязи мороз встанет. И, хотя бы, на ка-кое то продолжительное время. Тогда народ, да, потянется к тебе – боль-шинству автовладельцев стремно ездить на заляпанной машине по чистому снегу. Особенно дамам. Да и среди мужиков аккуратистов полно. А если мо-роз не встанет. С погодой сейчас творится черти что. Будет всю зиму, то хлябь, то заморозки, то дождь со снегом, а то и плюсовая температура. Кто к тебе на автомойку поедет, да никто. Разве, что залетные какие-нибудь, сва-дьбу там, завтра возить или салон пропылесосить, девушка, особо привередливая, пожелает. Но на таких клиентов особо рассчитывать не приходится. Вот и наблюдаешь летом, когда стоит жара и нет ни капли дождя, на автомойках чистят ковры, стирают паласы – это в том случае, если предприятие находится неподалеку от жилых районов, - а так, в основном, они попросту закрыты. Персонал от безденежья разбегается, и в межсезонье, когда грязь-мороз и работа есть, работников приходится искать заново, причем, желательно путных. И что получается, не слишком то прибыльный и стабильный этот бизнес – «автобани» всякие.
     Теперь – шиномонтаж. Гвозди, стекла, шурупы всякие, куски арматуры за-остренные, торчащие из бордюров, президент наш еще не отменил. Это уже, вроде бы, тебе на руку. Опять же, переобувка: зима-лето; или просто, колесо кому подкачать. Хорошее дело. А что бы нам «шинку» не открыть? Оборудование, можно и бэушное прикупить, вагончик строительный, тоже – не проблема, обшил его сайдингом, повесил вывеску и все готово. Главное, разрешений всяких от санитарных врачей и инспекторов технадзора особо не надо, на первый взгляд. Ставь, работай сам, сотрудников нанимай, расширяйся потом – хороший бизнес. Только и тут не все так просто. Да, понятно, когда первый мороз стукнет, начнут машины на гололеде колошматить друг друга, к тебе в очередь записываться будут. С месяц ты так поработаешь, потом что? Опят залетные всякие, от случая к случаю. Сильный у тебя бизнес получится? Не очень. С голода не умрешь, но работать придется все время самому, своими руками и шиковать особо не будешь.
    Ну и как бы все это организовать надо? Что б прибыль стабильную и ощу-тимую получать? А смотреть нужно, даже если ты  только в самом начале пути, в ту самую сторону, где этот бизнес процветает. Т.е. в сторону тех же са-мых СТО. У стабильно работающего предприятия автосервиса есть и авто-мойка, и шиномонтажный участок, и насколько подъемников для ремонта автомобилей. Но начинать, даже и при наличии достаточного капитала, все равно необходимо с чего то одного. Хотя бы для того, что бы начать получать определенный доход. Допустим, с организации автостоянки, но в голове постоянно держать мысль об открытии тут же, на этой территории и шиномонтажной мастерской, пункта замены, так называемых, расходных материалов: масла, тормозных колодок, да и ремонт глушителей сейчас актуален.
    Есть у меня один знакомый предприниматель, к которому я частенько об-ращаюсь. Запасные части приобретаю, для своего автомобиля. У него не-большая торговая точка на рынке запчастей. Один продавец, плюс периоди-чески сам за прилавком стоит. Ну и он, видимо, знает, где приобрести каче-ственный товар, потому, что отвечает за свои слова. Если у него нет необхо-димой запчасти, он знает у кого она есть. Позвонит, уточнит и направит куда надо. Что скрывать, сейчас и в самом, так сказать, «фирменном» магазине можно на туфту нарваться. А он еще и скидочку постоянному покупателю сделает. Но,  самое то главное, когда покупаешь у него, он спрашивает: «А устанавливать у нас будете?» Тут же созванивается со слесарем, назначает время, опять же делает скидку на ремонт. У него неподалеку, в гаражах, спа-ренный бокс, небольшой, но два подъемника помещаются. И два человека работают. Так у него только за счет постоянных клиентов всегда работа есть. Да и выглядит он неплохо. Всегда всем доволен.