Трагедия как счастье

Сергей Сизов Омск
Трагедия, если отвлечься от стандартного понимания человеческого счастья, может быть прекрасной и может стать настоящим счастьем для человека. И судьба человека, мужественно переживающего трагедию, высока и прекрасна. В настоящей трагедии нет ни отчаяния, ни истерики. Нет в ней и непонимания ситуации. Человек всё понимает, просто это его выбор, поскольку другого варианта подходящей для него жизни просто нет. И такой выбор обусловлен собственным мироощущением и совестью.

Да, со стороны кто-то может упрекнуть человека, живущего в трагедии, в пассивности, в том, что он не стремится к мещанскому пониманию счастья. Наконец, могут упрекнуть его в мазохизме и ненормальности. Но это будут мелкие упрёки мелких людей. Люди идут даже на смерть, потому что есть в их жизни нечто большее, чем дешёвенькое мещанское счастье. Примеры святых и героев дают нам множество подтверждений этому. Люди сознательно выбирают трагедию, поскольку это может иметь более высокий смысл. И (нередко) дать им ИСТИННОЕ СЧАСТЬЕ. И выполнение долга, сохранение своей чести может быть куда выше благополучия в обывательском понимании.

Но, ни в коем случае, нельзя переживать трагедию ради самой трагедии. Если есть возможность, не теряя себя и своей чести, жить иначе, то выбирать трагедию не нужно, да и не получится по-настоящему. Трагедия не должна быть унижена фарсом и слабостью. Где же критерий? Собственная совесть и заповеди Божии, главная из которых, ЛЮБОВЬ.

16.06.2007, 01.02.2014