Хемитрихия змеиная - история маленького открытия

Алексей Захаринский
Наилучшим решением как провести это хмурое  ноябрьское воскресенье было бы спокойное чтение Даррелла или Формозова на мягком диване. А немногочисленной группе энтузиастов, решивших посвятить свой выходной день орнитологической экскурсии, явно не повезло – птиц не было видно совсем, видимо, у них был шабат. Мелкая морось с ветром уже начала заставлять экскурсантов завидовать оставшимся дома любителям чтения. Но опытного руководителя – Екатерину Сергеевну Преображенскую  из ИПЭ погода не пугала. Ей было о чём рассказать и помимо птиц, и орнитологическая экскурсия превратилась в общебиологическую. Кроме того, свою лепту вносили и экскурсанты – каждый мог рассказать о том, что знал.

Внимание группы привлёк необычный звук. Кто-то принял его за крик птицы, кто-то за скрип дерева. Для того, чтобы найти источник звука, Екатерина Сергеевна решила свернуть в лес. Оказалось, что эти звуки действительно издают деревья, одно из которых упало на другое. По привычке осмотрев землю под ними, справа на полусгнившей валежине я заметил довольно обычный аскомицет - Скутеллинию блюдцевидную (розовые кружки на снимке). Собираясь что-то рассказать об асках, я откинул прикрывающий грибки кусок бересты и замер, поражённый открывшимся мне предметом. Перед нами, словно таинственные послания древних мудрецов, открылась Хемитрихия змеиная, редчайший миксомицет, который раньше приходилось видеть только на фотографиях. Ради таких находок и мёрзнут и мокнут и рыщут по лесу десятки километров.

Не планируя серьёзных съёмок, ни штатива, ни макрообъектива я не брал. Хорошо, хоть макролинзы к полтиннику всегда лежат в сумке. Пришлось использовать встроенную вспышку.

Найти эту Хемитрихию целенаправленно было невозможно, даже если срывать кору с каждой валежины, попавшейся на пути. Её местоположение нам явно указывали. Указывали теми явлениями, которые настоящий натуралист всегда будет стремиться исследовать и рассмотреть – необычный звук, мелкие дисковидные грибы. Одним словом, это были знаки. Но либо даются они не каждому, либо не каждый обратит внимание на них. Поэтому, как мне кажется, решающую роль сыграло присутствие среди нас настоящего учёного-биолога.

А сколько раз так бывало, что какое-то безотчётное побуждение заставляло свернуть с намеченного пути, или что-то привлекало недалеко от дороги и заставляло приблизиться. Очень часто в итоге встречался какой-то редкий вид гриба или травы. Частота подобных встреч уже заставляет задуматься о неслучайности и о существовании сил, которые направляют нас, помогая делать маленькие открытия.