Все же что-то есть

Валерий Короневский
В наши дни всепроникающего телевидения трудно удивить кого-нибудь историями о ясновидении и других чудесах. Конечно, трезвомыслящие люди относятся к этим сказкам в лучшем случае с иронией, чаще с раздражением. Я естественно отношусь к последним. Но и в моей жизни были случаи, которые трудно объяснить с нормальных позиций.

Самый, пожалуй, яркий случай произошел в середине семидесятых годов. В те времена летом обычно я с семьей жил на Рижском взморье, на даче. Режим, сложившийся за многие годы, включал ранний подъем, купание в море, завтрак и на электричку — на работу. Вечером обратно: с электрички в море, потом ужин и прогулки опять вдоль моря. В выходные дни — море, пляж, друзья и знакомые. Обычный, привычный порядок. И вот однажды в воскресенье, просыпаюсь, купаюсь, завтракаю и потом вместо пляжа непонятно для самого себя зачем, отправляюсь на станцию, сажусь в электричку и приезжаю в Ригу, выхожу на привокзальную площадь и стою, не понимая, зачем приехал и что дальше мне делать. И почти не удивляюсь, когда ко мне подходит Юрка Майоров, мой однокашник и коллега по работе в Иркутске. Привет. Привет. Оказывается, он был в Москве в командировке и решил на выходные заехать ко мне, послать телеграмму или позвонить ему в голову не пришло, приехал, пришел, квартира закрыта и где хозяева неизвестно, вернулся на вокзал, стоит, размышляя, что делать — и тут я. Видимо все же в дороге он какие-то неясные сигналы посылал, которые я и услышал, не сознавая что это, и в ответ на эти непонятные но ясно ощутимые сигналы, приехал. Ощущение было, помню, какое-то неясное, что-то сомнамбулическое.

Нечто похожее было в раннем детстве, когда я закапризничав, отказался, как обычно остаться дома на время похода в магазин опекавшей меня тетки, а за время нашего отсутствия дом был ограблен и на месте обнаружили маленький ломик, которым я вполне мог быть убит. (Этот случай описан в моих воспоминаниях об Игарке http://proza.ru/2012/11/25/34 ).

Еще более непонятный случай «приема сигнала» был много лет спустя, когда я был направлен начальником в неблагополучную экспедицию в Мурманск, и к собственному удивлению к концу года сумел навести порядок и в отношениях внутри коллектива и в производственных делах, для полного успеха недоставало только выполнить квартальный план, до которого не хватало всего несколько километров работ в море. Но выполнить это мешала погода — шторм, во время которого эти работы вести нельзя. Судно уже недели две ждало погоды в районе работ. Ситуация осложнялась тем, что дело происходило в конце декабря, и все работники естественно стремились вернуться к празднованию Нового года домой к семьям. От меня все ждали команды судну возвращаться на базу и реакцию народа на отсутствие такой команды нетрудно представить, я уже выглядел врагом всего коллектива и тех, кто в море и остальных, но все чего-то ждал, причем задним числом понимаю, что чувствовал что-то вроде неясного знания, непонятной и невнятной почти уверенности, каждый день отбиваясь от просьб и требований вернуть судно. И вот 27 декабря циклон, свирепствовавший в акватории, переместился таким образом, что необходимый участок моря оказался в центре его, при полном штиле, а шторм бесился вокруг, и коллектив судна за два дня выполнил и даже чуть перевыполнил задание, обеспечив квартальный план экспедиции и крупную премию всему коллективу, вернулся в порт к самому Новому году.

С прививаемых в настоящее время понятий все просто: Бог помог, хотя я ему не молился и ни Его, ни кого другого никогда ни о чем не просил, разве шутя. Такое объяснение этому событию и другим удивлявшим людей случаям везения родилось тогда, и я сам шутя, когда мою «смелость» и удачливость некоторые на свой лад объясняли наличием «мохнатой руки» где-то наверху, смеясь, подтверждал это, только говорил, что рука эта гораздо выше и указывал пальцем вверх, на небо. Об этих случаях почти чудесного везения тоже можно было бы вспомнить и рассказать при случае.