Путь Козерога5. Кулачные бои. Хороводы

Ирина Маракуева
               

 Но не всегда счастливая свадьба заканчивалась удачно для молодожёнов. Вот случай, произошедший в нашей деревне, в семье Кочановых.
     Молодая жена Егора, родом из деревни Лукино, была взята из семьи против своей воли и, по-видимому, так и не смогла смириться с этим - вскоре после свадьбы она повесилась.
     Слух о трагической гибели женщины распространился по всем ближним деревням, и оттуда шли и ехали люди, чтобы взглянуть на несчастную, узнать истинную причину её гибели. У каждого было своё мнение, и придти к единому решению не удалось.
     Рассказывали разное:  одни говорили, что она наложила на себя руки из-за постоянных упрёков в том, что вышла замуж без приданого; другие обвиняли её в том, что после свадьбы встречалась с другим мужчиной, который обещал на ней жениться, а родители помешали их счастью.
     Сам Егор молчал: не знал он, что толкнуло жену решиться на такое... Все рассказы о её измене отвергал, но и не видел в ней искренности супружеских чувств...
     Через три дня её похоронили. Егор до конца дней остался неоправданным, его так и считали виновным в гибели жены.
     Так была разрушена дружба молодёжи двух деревень - Лукино и Анпилогово. Ушли в прошлое радостные праздничные хороводы в Гнездиловском (Мелковом) лугу.
     Если раньше лукинские девчата были в хороводе заодно с анпилоговскими девчатами, а парни в кулачных стычках становились на сторону анпилоговских парней, то после трагического этого случая все они поддерживали противную сторону. И, более того, старались отомстить анпилоговским за загубленную молодую жизнь...
     Но причём тут молодёжь? - А вот как. Гнездиловский лог расположен между деревнями Лукино и Гнездилово. Это хорошая травяная площадка, закрытая с трёх сторон холмами, поросшими кустарником, травой и полевыми цветами. Открытая сторона лога простиралась вплоть до берегов реки Курицы.
     Здесь ежегодно в Троицу  собирались на хоровод парни и девчата из близлежащих деревень. Приходили сюда со своими гармонистами, становились в общий круг, пели песни, частушки, плясали и устраивали игры. Здесь проходили состязания гармонистов и соревнования парней и девчат в песнях и плясках.
     Состязания, как правило, завершались кулачными стычками между парнями и переходили в кулачные бои деревня на деревню. По существу, хоровод был началом кулачных боёв, что в ту пору были традиционными, наподобие кулачных боёв на реке Тускарь в городе Курске, о которых мне рассказывал отец.
     Вероятно, поэтому молодёжь ближних деревень: Анпилогово, Гнездилово, Лукино, Косиново, Брежнево - стремилась в Гнездиловский лог показать свою удаль и сплочённость, взаимовыручку.
     Кулачные стычки в Гнездиловском логе во многом отличались от традиционных кулачных боёв на реке Тускарь, однако были так же популярны.
     Если на реке Тускарь кулачные бои происходили ранней весной, когда река ещё была покрыта крепким льдом, а сама затея носила скорее спортивный характер, то потасовки в Гнездиловском логе приходились на лето, а сама затея носила скорее этнический, нежели спортивный характер. Но было и общее. Там, в Курске, сражались Стрелецкая Слобода с Ямской, тут - деревня против деревни.
     У нас всё начиналось с того, что во время состязаний в играх или в пляске парни какой-то одной деревни старались занять преимущественное положение среди девчат в общем кругу, а им противодействовали парни другой деревни. На этой почве быстро возникал конфликт, переходящий в кулачное противоборство. Тогда общий круг хоровода распадался на группы. Каждый старался держаться в группе своей деревни, чтобы не попасть в чужую кулачную потасовку.
     Азарт разгорался, всё больше парней принимало участие в борьбе и потасовка превращалось в противоборство деревень.
     Борьба продолжалась до тех пор, пока одна из противоборствующих сторон не обратится в бегство, или кто-нибудь вдруг не получит тяжёлого ранения - такие случаи были.
     Троица праздновалась в народе как праздник начала лета, когда в полях и лесах буйно растёт зелень. Масса полевых цветов покрывает разноцветным ковром поля и луга. А в деревне к празднику белили избы и убирали их зеленью. На улице, у фасадов домов, ставили кленовые ветви с зелёными листьями, дорожки подметали и также покрывали зеленью.
     В каждой хате слышался запах пирогов. Парни и девчата одевались по-праздничному, собирались в хороводы и, сопровождаемые гармонистом, с музыкой отправлялись к Гнездиловскому логу, переходя реку по перекладинам.
     Я и мои товарищи-дружки знали, что на этот раз в Гнездиловском логу нас ожидает борьба, потому что в прошлом году наши ребята наколотили лукинским, и те собираются отомстить. Да ещё и месть за односельчанку повесившуюся добавилась.
     Мы: Митя Добряков, Костик Анисин, Герасим Прокошин, Пашка Жмыхов и я - решили посмотреть эту, интересную, на наш взгляд, "войну". Было нам тогда по пять-шесть лет от роду...
     Отправились на берег реки, откуда был хорошо виден Гнездиловский лог. Разноцветная толпа людей - молодёжь из разных деревень - образовала большой круг, и, под гармонь и бубны, начались состязания по пляскам. В круг входили плясуны то из одной, то из другой деревни, показывая своё мастерство.
     Здесь не было специального жюри, но лучшие плясуны не оставались без общего внимания, им аплодировали и кричали:"Молодцы!"
     На этот раз гнездиловские ребята взяли инициативу, тем самым они получили преимущество в кругу хоровода. Анпилоговские ребята попытались противодействовать им, но поддержка лукинских позволила гнездиловским дать отпор. Завязалась кулачная битва. Наших оттеснили в сторону реки. Не раздеваясь, они бросались в реку, спасаясь от преследования - становилось опасно.
     Мы переживали за своих, но помочь им ничем не могли.
     Так закончился кулачный бой, не в пользу анпилоговских ребят. Многие потом недосчитались зубов и лишились своих нарядных рубашек.
     Что давало такое соперничество, переходящее в кулачные стычки молодёжи того времени(1916г, ред)? Какие пружины толкали молодых парней на подобные "подвиги"?
     Во-первых, побеждённые теряли в глазах девчат всякую привлекательность - как опозоренные; во-вторых, победители получали преимущественное положение среди девчат не только своей, но и противной деревни.
     Так было тогда, когда наши анпилоговские ходили в победителях. Именно тогда, на свою беду, в хороводе была та красивая бесприданница из Лукино, которую приметил Егор Кочанов - и заслал сватов. Тогда её родители предпочли более состоятельную семью Кочановых и принудили дочь к трагическому замужеству. Мы знаем, чем это кончилось...
     Взрослые мужики, и, тем более, пожилые в кулачных стычках не участвовали, как то было на реке Тускарь. Да они и не могли, потому что большинство мужиков из деревень в те годы были солдатами Первой Мировой войны, а потом и Гражданской войны в стране.