Немцы. Гитлер капут

Зинаида Нестерова
    Колонна пленных немцев, которую провел через нашу деревню военный конвой, надолго вклинилась болью в сердца женщин о судьбе   своих неизвестно где воюющих мужей, выбила из колеи простых и одновременно тяжелых крестьянских дел.
   Откуда их вели и куда, никто не знал.

-«Мама,  они  вернутся?- спросила я.
-«Нет», – коротко ответила она.
-«Их расстреляют?».
-«Не знаю».
Она не хотела говорить на эту тему.

  В действительности немцев разместили в двух бараках  в соседней деревне. У нас там жили дальние родственники, и я эти бараки видела.

   Летом немцев использовали на сельских работах. Женщины их работой были недовольны: работали немцы медленно и неумело. Или не хотели? 

   Однако жизнь в деревне оживилась. Народу стало больше.
   Иногда в сопровождении солдата, иногда и без него (бежать было некуда, кругом глухие леса, медведи да волки) немцы ходили по домам и, обычно просили жителей поменять маленькие кусочки мыла на лук.

    Разговор начинали со слов: «Гитлер капут!», некоторые при этом плакали. Может быть, потому, что в деревне жили преимущественно женщины, которые в немецких измученных солдатах видели отражение своих мужей, их   не ругали, не трогали. Мыло не брали, но если была луковица, то ее давали.

  У мамы появилась возможность подработать на пропитание. Кому-то из офицеров она стирала одежду, кому-то зашивала прохудившиеся гимнастерки и кителя, получая за труд кулечки муки и головки сахара. Когда я заболела ангиной, меня вылечил военный фельдшер.

   Летом я очень любила играть в отведенном и обустроенном для меня мамой  местечке в огороде, огороженном тыном. Однажды, играя в своем уголке, я увидела немца, неторопливо идущего  вдоль нашего забора.

  Поравнявшись со мной, он остановился и сказал: «Ам!»

От страха я не могла сдвинуться с места. Забор был тонкой линией фронта, отделявшей меня  от врага. Мы стояли и смотрели друг на друга. Потом немец вздохнул, покачал головой и ушел.

   Через пятьдесят  лет  я  пройдусь по его земле  также неторопливо, как он тогда  шел  по  моей,  правда, совсем по другой, мирной причине.

   После окончания войны немцев куда-то увезли. Куда, никто не знал.  Только белые кресты на могилах  похороненных немцев  болью отдавались в душе.

  У каждого была своя война, но боль  от потерь  родных и близких была и  остается общей для всех, участвовавших в ней: и побежденных, и победителей!