Замок Ворвик или Замок Уорвик. Англия

Шестакова Евгения
Мы приехали в город Ворвик и отправились в замок.
Этот замок является самым посещаемым замком на территории Великобритании. Не только туристы, но и сами британцы буквально валят сюда толпами на целый день. Мы были в нем в будний день, и было такое впечатление, что никто кругом не работает, а только ездит сюда развлекаться.
Замок построен в середине 11 века Вильгельмом Первым Завоевателем. Первый замок был деревянным.


На этом месте или где-то очень рядом стояла англосаксонская крепость, которая сдерживала набеги викингов.  Древнее поселение упоминается в хрониках в 914 году.
На долгие столетия замок стал главным местом пребывания нескольких поколений Графов Варвиков.


Замок стоит на берегу реки Эйвон и до начала 17 века это была самая настоящая неприступная крепость. Затем все это было превращено в частное владение и земля вокруг замка была превращена в сады.


Кто смотрел британский сериал «Белая королева», или читал историю Англии, тот знаком с именем Ричарда Невелла, которого называли – Делателем королей.
Этот исторический персонаж тесно связан с историй замка Ворвик.  Невил приказал заключить в замке английского короля Эдуарда Четвертого.
Как только замок был готов, его тут же начали перестраивать и достраивать. В 12 веке это было каменное и массивное укрепление.


 И продолжалось этого до 14 века, когда, во времена Столетней войны фасад, выходящий на город, был переоснащен новыми оборонительными сооружениями.  Замок выдержал осаду и во времена Английской революции.
В Википедии написано, что The Tussauds Group купила Уорикский замок в 1978 и открыла его для туристов. Замок охраняется как входящий в Каталог Памятников Древности , а также входит в первую категорию Списка архитектурных и исторических достопримечательностей Великобритании, наравне с Букингемским дворцом и Вестминстерским дворцом.

В замок мы попадаем через старый донжон, в котором сохранилась средневековая  решетка. Одна из башен называется Кларенс, вторая – Медвежья. Жилые помещения располагались у восточной стены. Наполняться произведениями искусства и роскошной мебелью Ворвик начал в 18 веке. После обширной реконструкции.


Заглядываем в путеводитель – В сыром  подвале Башни Цезаря находилась мрачная темница. Согласно местной легенде, относящейся, по крайней мере, к 1644 году, в ней содержались узники, пленённые в знаменитом сражении Столетней Войны Битвы при Пуатье в 1356 году. Поэтому Башню Цезаря называют ещё и Башней Пуатье, возможно ещё и потому, что выкуп, уплаченный за пленников пошёл как раз на её строительство.

Замок Ворвик, и все вокруг него, пропитано самой настоящей историей. Путешествовать по Уэльсу и не заехать сюда – это почти преступление.
В замке почти везде можно фотографировать. В подвалах и старых залах реконструирована жизнь и быт тех времен. Восковые куклы сделаны очень хорошо, детям, да и взрослым довольно интересно на все посмотреть.
Нас предупреждали, что в полуподвальном этаже, который служил и конюшнями и мастерскими – может вонять. Чем-то пахло, но не таким неприятным, как в Йорке, в музее викингов, где от вони можно было просто задохнуться…

Замок Ворвик - http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200693183/

Стратфорд-на Эйвоне (Stratford-upon-Avon)
Небольшой городок в графстве Йоркшир, в котором мы остановились на пол дня. Город известен своим Шекспиром..)
Англия делится на две части – одна часть людей верит в то, что все пьесы писал сам Шекспир, вторая – что не сам.
Прочитав немало материалов на эту тему, я все же отношусь к тем, кто не верит, что малограмотный, никуда не выезжавший человек, писал такие великие произведения. Наша гид думала точно так же, поэтому мне очень интересно было ее слушать.
Позже, когда мы были на экскурсии в Лондоне в Вестимистерском аббатстве, у нас была другая гид – она слепо влюблена в Шекспира и во все, что он написал, поэтому, в Уголке поэтов, она рассказывала нам совсем другие истории.
Бесспорно лишь одно – Уильям Шекспир родился в этом городе, в котором сохранилось довольно много старых домов.  И похоронен он в местной церкви.
Река Эйвон пересекает все графство Йоркшир, или Уоркшир.  Город маленький, в нем живет около 24 000 человек, но он необычайно древний – основан в самом конце 12 века епископом этой области.  Там, где сейчас стоит церковь Святой Троицы – раньше был монастрырь.
Практически со времени основания города, король Ричарад Первый даровал городу хартия, согласно которой проводились еженедельные ярмарки и дальше Стратфорд-на Эйвоне развивался как торговый город.
Все шло хорошо, в 15 веке богатый купец на свои деньги заменил деревянный мост каменным, который стоит до сих пор, вымостил дороги, перестроил местную церковь.
Город окружает плоская равнина, которая возделывалась с давних времен, дальше идут невысокие   Котсуолдские холмы, а севернее Арденский лес, который раньше славился обилием дичи.

Заглядываем в путеводитель – «При царствовании Эдуарда VI, городу была предоставлена местная независимость. Городская корпорация, имевшая свою печать, возглавлялась бейлифом и советом из четырнадцати членов муниципалитета и четырнадцати олдерменов. Молодые люди из окрестных селений, недовольные наследственным положением землепашцев, переселялись в город, чтобы научиться ремеслу и добиться лучшей участи. Одним из таких молодых людей был Джон Шекспир - отец Уильяма Шекспира.
В XVI века после возникновения в Лондоне большого театрального дела ведущие труппы актеров стали заезжать в Стратфорд во время своих турне по провинции. Первыми приехали "слуги ее величества королевы" и "слуги графа Вустера".
Стратфорд находился в стороне от основного течения национальной политической жизни, однако он не был сонной заводью. Это был весьма привлекательный город, утопавший в зелени вязов: только на земле, принадлежавшей корпорации, их было чуть меньше тысячи. Около 1540 г. Джон Леленд, хранитель королевских библиотек, так описывал Стратфорд: "В нем две или три весьма большие улицы, помимо переулков помельче,- замечает он.- Одна из главных улиц идет с востока на запад, другая с юга на север... Город довольно добротно построен из строевого леса". Леленд упоминает о "больших ярмарках", которые проводились ежегодно 14 сентября на воздвиженье. В "весьма красивой часовне" на Черч-стрит он задержался, чтобы полюбоваться пляской смерти, "любопытным образом изображенной" на ее стенах.»

Дальше нас ждет прогулка по старому парку, в котором растут древние липы и другие огромные деревья в Старом городе. Мы идем в южную часть города, туда, где стоит перестроенная в 15 веке церковь Святой Троицы. Тот самый купец, перестроивший на свои деньги церковь, покоится в этой же церкви, в алебастровом саркофаге рядом с Шекспиром.
Причем, Шекспир зарыт в крипте, на глубине 7 метров под землей. А сверху, возле алтаря, лежит просто плита. Могилы тут нет.
Это было предсмертное желание Шекспира.
Почему так - никто не знает.

Сведения от нашего гида.

Что касается авторства Шекспира, процитирую лишь несколько строчек

 В книге "Шекспир" М. Морозов сообщает, что "антишекспиристы" появились еще в XVIII веке, и первым претендентом на авторство в 1772 году был назван Фрэнсис Бэкон. Автор цитирует Герберта Лоренса, друга знаменитого актера Дэвида Гаррика: "Бэкон сочинял пьесы. Нет надобности доказывать, насколько он преуспел на этом поприще. Достаточно сказать, что он назывался Шекспиром".

Вопрос об авторстве произведений Шекспира впервые возник в 1785 г., когда Джеймс Уилмот сделал предположение, о том что Фрэнсис Бэкон является автором этих произведений. Эти выводы он сделал когда посетил Стратфорд, чтобы собрать сведения о жизни Шекспира. Нашлось лишь несколько юридических документов с шестью подписями Шекспира, оставленными едва ли привычной к перу рукой, и ни одного документа подтверждающего его литературную деятельность

В 1856 г. журналистка Делия Бэкон в своей статье выдвигает предположение о том, что пьесы Шекспира были плодом коллектива авторов (Уолтер Рэли, Эдмунд Спенсер и др.), во главе которого был Фрэнсис Бэкон. Для доказательства своей версии она отправилась в Англию, где провела несколько лет изучая материалы эпохи Шекспира. В Стратфорде в церкви Святой Троицы, она попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, однако ее задержали местные сторожа. Делия Бэкон первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия.

Автор пьес хорошо знал французский язык (в "Генрихе V" целая сцена написана на французском), итальянский, латынь, разбирался в греческом, прекрасно ориентировался в истории Англии, в древней истории и так далее. Сюжет "Гамлета" взят из книги француза Бельфоре, переведенной на английский только через сто лет. Сюжеты "Отелло" и "Венецианского купца" заимствованы из итальянских сборников, также появившихся на английском только в XVIII веке. Сюжет "Двух веронцев" взят из испанского пасторального романа, до появления пьесы никогда не публиковавшегося на английском.

Установлено, что Шекспир знал произведения Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо, ему была прекрасно известна греко-римская мифология, литература, история, он использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, причем не только в переводах, но и в оригиналах. Исследованиями ученых установлена основательность познаний автора пьес в английской истории, юриспруденции, риторике, музыке, ботанике (специалисты насчитали 63 названия трав, деревьев и цветов в его произведениях), медицине, военном и даже морском деле (доказательством последнему - команды, отдаваемые боцманом в "Буре"). Ему прекрасно были известны Северная Италия, Падуя, Венеция... Короче, в произведениях Шекспира видны следы чрезвычайно эрудированной личности, высоко образованной, владеющей языками, знающей другие страны, быт самых высокопоставленных кругов тогдашнего английского общества, включая монархов, знакомой с придворным этикетом, титулатурой, родословными, языком самой высокородной знати.

Что документально известно о том, кого считают автором пьес - Шакспере из Стратфорда? Сначала о нем вообще ничего не знали. При жизни его нет никаких следов и свидетельств того, чтобы кто-то принимал его за писателя. Через 50-100 лет после его смерти стали искать эти следы, документы. И вот что узнали: вся его семья - отец, мать, жена и - о ужас! - дети - были неграмотны. И от него самого не осталось ни одного клочка бумаги, написанного его рукой.

Не найдено ни одной книги из его библиотеки (в то время как от многих других его современников и сейчас еще продолжают находить книги с подписями, чем-то вроде экслибрисов и прочее). От каждого писателя того времени найдена хоть какая-то рукопись или письмо, или чьи-то заметки о нем. Здесь же нет ни одного письма или заметки современника с упоминанием вроде: "Я видел Шекспира, нашего актера, драматурга". Такого писателя никто в Англии не видел!

Зато есть документы, показывающие, что Шакспер из Стратфорда занимался мелким ростовщичеством, упорно преследовал своих соседей - кузнеца, аптекаря - за долги по судам. Был активным приобретателем. Нет никаких данных, что он получил хотя бы начальное образование. Предание говорит, что он немного учился в городской начальной школе (вроде нашей церковноприходской).

Предание говорит: отец Шакспера, перчаточник, испытывал трудности и рано забрал его из школы, сделал подмастерьем. Все это было тогда обычным явлением, но где же он мог обрести высочайшую, ни с чем не сравнимую образованность, эрудицию, знание языков и т. д.?
Шакспер был членом актерской труппы. Какие роли играл и играл ли вообще, неизвестно. Есть предание, что он играл роль тени отца Гамлета. Возможно, участвовал в массовых сценах.
Он был пайщиком театра, то есть актером-совладельцем - это подтверждено документально. Считают, что он давал туда свои пьесы. Это как бы был его вклад в дело. Прекрасное предположение, но оно не подтверждено никакими документами. Нет никаких документальных указаний на то, что кто-то из актеров труппы "Глобуса" считал Шакспера при жизни писателем, драматургом.



Возвращаемся к нашему Шекспиру, которого автор статьи упорно называет  Шакспером.
Обратимся к завещанию Шакспера, составленному нотариусом с его слов. Его нашли через сто с лишним лет. Человек, который его отыскал, был в отчаянии. Он писал своему другу, что в завещании нет ни одного слова, которое могло бы быть связано с Шекспиром - Великим Бардом. Там расписаны ложки, вилки, деньги на несколько поколений вперед, проценты, пенсы... Все расписано - вплоть до посуды и кровати, о которой потом так много писали. И - нет ни одного слова о книгах, хотя многие книги стоили дорого.

А где его рукописи? Имя Шекспира было в то время уже известно, издатели за его пьесами, сонетами гонялись. А как к ним попадали шекспировские рукописи, неизвестно. Его современники - писатели, поэты, драматурги - зарабатывали на этом. Кроме него! Он, который за два фунта гонял по судам неимущего должника и, вероятно, засадил в тюрьму соседа-кузнеца (пролетария, по-нашему), совсем не упоминает какие-то рукописи. А ведь за пьесу можно было получить у тогдашнего антрепренера шесть фунтов!

Когда умер Шакспер из Стратфорда, никто в Англии не произнес ни звука! Единственный отклик на смерть гения - запись в стратфордском приходском регистре: "25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер, джент.".
В те времена было принято: когда умирает поэт, может, даже не очень известный, коллеги писали на его смерть элегии, издавали памятные сборники. На смерть Джонсона - целая книга элегий. Умер Бомонт - торжественные похороны, элегии. Умирает Дрейтон (кто у нас знает Майкла Дрейтона?) - студенты образовывают целую процессию по улицам города (кстати, Дрейтон был незнатного происхождения и беден)... Целые сборники оплакивали кончину Сидни, Спенсера, Донна... А здесь - ни слова, ни звука.
Подытожим: шекспировский вопрос возник из-за невиданного в мировой культуре противоречия между тем, что известно об авторе из его произведений, и теми бесспорными фактами, которые говорят о жизни и делах Уильяма Шакспера из Стратфорда.
http://www.stratford.ru/gililov.html

фото - http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200693671/