Брусничные ватрушки

Мария Фрейман
Каждое утро ровно в 7 часов господин Плюшкин отпирал свою кондитерскую. Так рано не открывалось ни одно кафе, а всё потому, что здесь были самые вкусные ватрушки: с брусникой, творогом, земляникой, черникой  и морошкой. И каждый житель города старался купить к завтраку что-нибудь из выпечки господина Плюшкина. И ровно в 7.30, когда жители, рассаживались за столы и разворачивали пакеты со вкусными покупками, по городу разносился аромат сочных ягод и ванили. Это была не обыкновенная сдоба!  Господин Плюшкин готовил её по рецептам своей бабушки, портрет которой висел на стене пекарни  на самом заметном месте. Старушки давно уже не было в живых, но горожане относились к её памяти с огромным почтением.

Но однажды, отперев дверь кондитерской как обычно в 7 часов утра, хозяин очень удивился – он не увидел оживлённой очереди. Перед кафе не было ни одного постоянного покупателя, и даже случайного прохожего тоже не было! Это был третий неприятный случай в его жизни. В первый раз сломалась духовка. Пекарь попытался починить её самостоятельно, но ничего не вышло. Пришлось вызвать мастера из большого города. Пока он ехал и ремонтировал печку, кондитерская не работала, а жители волновались, возмущались и даже звонили с угрозами - никто не хотел начинать утро без свежей выпечки!  Во второй раз жена господина Плюшкина решила, что она слишком толстая и села на диету. Её и в правду нельзя было назвать худышкой. Но разве это повод, чтобы отказывать себе в удовольствии? Вместе с супругой кондитера на диету сел и весь город, потому что госпожа Плюшкина запретила своему мужу делать ватрушки.

Но этот случай был особенным. Ничего не сломалось и не запрещалось – просто все мальчишки и девчонки перестали переходить улицу, они сворачивали сразу, не доходя до дороги,  в новый магазин. В этом магазине продавались всевозможные сладости:  конфеты, печенье, эклеры, кексы, пончики, пирожные и торты. Они продавались уже упакованными - в красочных картонных и жестяных коробках по очень привлекательной цене.  Кондитер расстроился и перестал замешивать тесто. Его маленькая дочка – крошка Эмма (так её назвали в честь знаменитой прабабушки) тоже расстроилась. Ведь прежде она целыми днями возилась на кухне, помогая папе. И это было её самое любимое занятие, а теперь она слонялась без дела. И вот в один из печальных дней, а весёлых дней в доме пекаря больше не было, Эмма зашла в магазин и купила печенье. Ей очень хотелось его попробовать. Господин Плюшкин открыл  коробку и с ужасом посмотрел на плотные ряды круглых хрустящих крекеров  – а вдруг магазинные сладости и в правду вкуснее тех, что они выпекали сами?! Эмма и папа откусили по кусочку, и пришли в замешательство -  печенье действительно было вкусным, но оно было НЕ НАСТОЯЩИМ!!!  Что за ерунда? Как это может быть? Эмма решила во всём разобраться.

На следующий день она опять отправилась в магазин, но не через главный вход, а через чёрный, со двора. Эмма знала: всё самое интересное  скрыто за потайными дверями. Она с ловкостью проскользнула мимо охранников. Девочка была настолько мала, что верзилы, стерегущие дверь, просто её не заметили. Потом она свернула в узкий проход, там сквозь крошечную щель на полу сочилась едва заметная полозка света. У Эммы не осталось  сомнений – внизу секретная комната. Она открыла крышку люка и спустилась вниз по винтовой лестнице. И тут её взору предстала ни коморка и ни комната, а целая подземная фабрика. В огромных котлах что-то булькало и шипело, сотни миксеров перемешивали какую-то жижу, а потом выливали её в раскалённые формы. Противни с грохотом заползали в разинутые пасти гигантских печей. А по лентам конвейеров неслись из конца в конец бисквиты и вафли. Эмма, прижавшись к стене, на цыпочках обошла всю фабрику. Здесь всем управляли роботы, и только одна единственная живая душа ютилась в углу. Древняя старушка, укутав ноги пледом, сидела в кресле–качалке и нажимала  костлявыми пальцами  кнопки пульта управления. Эмма пригляделась  и обнаружила, что бабуля удивительно похожа на портрет, который висит в их кондитерской. Неужели это та самая?

История запутывалась ещё больше. Дочка кондитера поспешила обратно. Она также незаметно пробралась наверх, но выходить на улицу через чёрный ход не рискнула. Ведь опытные сыщики никогда не используют одни и те же пути, чтобы не примелькаться. Теперь она прошла в салон магазина. И там слилась с толпой, которая одолевала прилавки с мучной снедью. Дома она рассказала папе о том, что увидела. Внимательно выслушав малютку, господин Плюшкин полез на чердак и достал пыльный альбом, в котором хранились старые фотографии. На одной из них были изображены две девочки, похожие друг на друга, как две капли воды. Сомнений не осталось, когда нашёлся документ, подтверждающий,  что это сёстры. А потом кондитер увидел обгрызенную  мышами и пожелтевшую от времени записку. В некоторых местах чернила были размыты. Скорее всего, кто-то плакал, читая её. Но общий смысл  был вполне понятен:

ЗАПИСКА

Эмма! Тебе всегда достаётся всё самое лучшее, тебя любят больше чем, меня. А всё-потому, что ты умеешь печь ватрушки. Это несправедливо!  Клянусь, что когда-нибудь этот городишка  будет у моих ног! А сейчас я ухожу из дома навсегда. Твоя сестра, Виолетта.

 

Это произошло сто лет назад. Гордая красавица Виолетта ушла из дома и направилась в большой город, там она поступила в университет и стала изучать химию. Она так и не вышла замуж, у неё не было детей, и вообще ничего не было – кроме желания отомстить! Всю жизнь она потратила на то, чтобы изобрести чудо-порошок, который бы заменял сразу всё: муку, сахар, масло, яйца, дрожжи, ваниль и шоколад. Нужно лишь добавить воды, и тесто похожее на настоящее было готово.

Господин Плюшкин решил познакомиться со своей родственницей. Он замесил тесто, подготовил начинку из сочных ягод брусники, сахарной пудры, сливок и мёда, и выпек дюжину ватрушек. Но Эмма решила, что и в этот раз пойдёт к прабабке сама! Ведь громилы, которые караулят вход,  господина Плюшкина просто не пропустят!

Она без труда проникла в подземелье, обошла сложный конвейер и остановилась позади Виолетты, но в следующее мгновенье смело шагнула вперёд и нажала большую красную кнопку. Тысячи шестерёнок заскрежетали и замедлили ход, а потом механический великан замер. Старуха разлепила плотно сжатые губы и заверещала: кто посмел нажать кнопку?!  И тут она увидела крошку  Эмму. Девочка была бледной от страха, она протягивала  ей тарелку с ватрушками. Виолетта взяла одну и попробовала, а потом съела ещё несколько. Таких, как в детстве,  с брусникой, она не ела сто лет. В её выцветшем взгляде появилась нежность. Хозяйка фабрики вдруг вспомнила о том, что когда-то умела любить и наслаждаться простыми вещами. Старуха заплакала, сожалея о том, что жизнь прошла, город лежал у её ног, а печь таких вкусных ватрушек  она так и не научилась…

В этот же день прабабушка Виолетта стала почётной гостей в доме господина Плюшкина. Она познакомилась с молодым поколением своей семьи, а её история облетела все дома в округе. В местном театре даже поставили по ней спектакль. Виолетта без сожаления закрыла свою фабрику, потому что теперь она умела выпекать сама. И всему её научила маленькая Эмма. Тем более, что это совсем не сложно…