141. В. Агошков. Тросна. Поэт ПА. Квашнин-Самарин

Василий Иванович Агошков
141. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

 
Н.К. ТЕЛЕТОВА.
Первый русский лирический поэт
П.А. Квашнин-Самарин
 

 
 В интернете мы нашли интересное исследование автора Н.К. ТЕЛЕТОВОЙ, названное просто: «Первый русский лирический поэт П.А. Квашнин-Самарин». Правда, вначале при чтении материала возникает какое-то недоумение.

Судите сами: «Пётр Андреевич Квашнин-Самарин в русскую литературу вошёл в 20-30-е гг. нашего века…». Наш век – это век 20-й. Что-то тут, как гово-рится не так, поскольку к началу ХХ века было столько лирических поэтов, что и тома не хватит, чтобы только перечислить их фамилии.

Оказывается, поэт П.А. Квашнин-Самарин жил во второй половине 17 века и в первой половине 18 века, но известно о его творчестве стало только в начале 20 века, «когда в Государст-венный Исторический музей поступил большой архив его рода. Однако как даты жизни, так даже полная и правильная форма его фамилии до сих пор остаются спорными, утверждает Н.К. Телетова. –

Первым писал об открытии этого поэта руководитель Отдела рукописей ГИМ Михаил Несторович Сперанский (1863-1938) в двух своих публикациях – на Украине (1929) и в Москве (1932). Стихи-песни записаны были Петром Андреевичем на обороте хозяйственных бумаг поместья, которые относились к 1679-1681 гг. Дважды стоит подпись под стихами – Пётр Квашнин.

…Предок Иван Квашня сражался в Куликовской битве 1380г. Андрей Ники-тич и все его предки и потомки писались Квашнины-Самарины. В сборнике мос-ковской письменности XVIIв приводятся ещё три биографически важных докумен-та. Это «Сговорная» невесты Петра Андреевича, урождённой княжны Козловской, а теперь вдовы Ржевской, от 29 января 1698г с перечислением её огромного при-даного. Перечисленное в «Сговорной» смотрели, принимали брат деда Петра Андреевича – окольничий Фёдор Иванович и сын его стольник Юрий Фёдорович, князья Шаховские».

…Публикация И.Г. Филипповой очень важна: ныне можно с уверенностью говорить о работе Квашнина над стихами, о «блоках», которые повторяются, но связываются друг с другом оригинальным авторским текстом. Интересна при авторской переработке и переадресовка скорбного набора чувств-фраз от Него к Ней и от Неё к Нему, которую позволяет обнаружить публикация 70-х гг. Отмечу в публикации 1972г удивительный сюжет о молодце, где печаль его находит самое напряжённое выражение. Сюжет, не повторенный в других записях:

Светит светло светлый месяц // Со звезды со частыми,
Куды ты ни пойдешь, // Куды ни поедешь.
Вслед за тобою погонеся,
В руках держит // Свой булатный нож.

Серповидный месяц, словно восточный меч, – находка поэта, образная, усиливающая ощущение неизбежного, неотвратимого, преследующего даже с небес. В 1977г исследователь старорусской песни Т.М. Акимова, говоря о песнях Квашнина-Самарина, особо отмечает приём повторов.

Хорошо, хорошо мой милый друг в чистом поле ездит.

Исследователь отмечает женский, женственный в подавляющем боль-шинстве, характер любовной лирики конца XVIIв в России, а также слабую сю-жетную напряжённость акцентированных на душевные переживания этих стихов-песен Квашнина-Самарина.

В 1981г выходит книга Телетовой  по генеалогии Пушки-на, в которой приводятся новые сведения о Квашниных-Самариных биографиче-ского характера, поскольку семья через брак сына Петра Андреевича Фёдора (1704-1770) роднится со Ржевскими и, далее, с Пушкиными.

Ни справочники, ни литературные энциклопедии пока имени этого поэта не упоминают. В конце XVIIв мера знатности рода Квашниных-Самариных соот-ветствовала их историческому месту. Очевидно и то, что страх перед Петром I должен был гнать представителей рода на служение к Ивану V либо к царице Прасковье Фёдоровне. Среди родных его – князья Долгорукие, Волконские.

Отец поэта Андрей Никитич с братьями в сохранившихся документах впервые упоминается в 1649г; тогда им принадлежат земли в восьми уездах. Он много раз бывал в походах. С 1675г он, стольник, служит на воеводстве. Сначала это Самара (на Волге), в 1680г – Нижний Ломов, в 1686г он наместник в Угличе, в 1688г – воевода в Саранске. Женился Андрей Никитич в 1669г на княжне Аксинье (Ксении) Семёновне Шаховской, получившей в 1682г после смерти брата Петра поместье Брыково Рузского, а позже Звенигородского уезда (ныне Истринский район). Достаётся ей от Шаховских и поместье Мурансково, знаменитое впослед-ствии Мураново. Брыково до конца XIXв – главное имение наследников рода Квашниных-Самариных.

Впоследствии его внук Фёдор Петрович на том же месте возведёт каменную церковь, строительство которой завершит уже правнук Пётр Федорович. Старший брат Андрея Никитича Павел был убит в 1671г «воровскими казаками», следующий брат, Михаил, умер, по-видимому, тоже рано; сестра Дом-на замуж выдана была – очевидно, без надела землею — за кн. Вяземского (име-ла от него сына Фёдора). Все земли этой ветви рода наследовал Андрей Никитич. У него пятеро детей — Михаил, Пётр, Фёдор, Стефанида и Марфа (её муж — Фёдор Леонтьевич Хрущёв).

см. далее.

(С) В.И. Агошков.