О патриотизме

Борис Васильев 2
Время от времени в обществе вспыхивают споры о патриотизме, до кровавых соплей.
Решил и я высказаться о своем понимании слова, понятия, и о своем отношении к явлению.

Начать приходится с определений.

Территория - понятие географическое. Но именно к ней привязаны обычные люди (березки под окном, соседи), понятия ( "малая родина"), и многое другое.

На территории проживают (могут проживать) различные народы. К одному из них обычно люди себя относят, к нему привязываются (один язык, близкая кровь, традиции, и т.п.), и под своим народом понимают бОльшую часть смысла слова "Родина".

Сумма народов, проживающих на территории и привязанных к ней - это страна. Большая часть людей увязывает себя, как личность - со страной. И к стране часто относят слово «отечество» (шире, чем «страна отцов»).

Общества во всех странах создают общественно-политические структуры, называемые "государствами". Это необходимо для целей самоуправления и удобства контактов с другими странами, для оптимизации управления ресурсами народов и возможностями территории. Здесь не обсуждаем, в чью персональную пользу производится оптимизация.

В зависимости от типа структур-государств (монархические, тоталитарные, парламентские, первобытные, и т.п.), они по-разному позиционируют себя в глазах населения.
Они могут устанавливать привилегии для домовладельцев и/или плательщиков налогов, резидентов-НЕ резидентов, членов церкви и/или партий, и т.п. Они могут требовать или ожидать "любви" к государству, или к его идеологии, или к его главе.
Соответственно, разные люди могут называть "патриотизмом" совсем разные явления: приверженность территории, народу, стране, или государству. Это их право, но и источник многих путаниц.

Как лично я проявляю свой патриотизм?

Мой дед по отцу родился на дальней окраине Российской Империи. Теперь это другая страна. Я там был. Давно, один раз. Но когда там что-то происходит, например, достижения экономики, или гибель Президента, я переживаю за ту страну. За её людей.

Мой дед по матери родился на другой окраине Российской Империи. Теперь это другая страна. Я там был много раз. Когда там что-то происходит, например, достижения экономики, или незаконное свержение Президента, я переживаю за ту страну. За её людей.

Моя мать родилась совсем на другой окраине. Уже СССР. Я там жил ребенком. Был там и взрослым. Два раза, давно. Теперь это тоже другая страна. Но когда там воюют на пустом месте и гибнут люди, я за них переживаю.

У меня родственники, близкие, или очень близкие, в нескольких странах. И когда там революции, ураганы, террористические акты, или мороз невероятный, я волнуюсь за близких, за их соседей и за их земляков.

Я жил с родителями в Швейцарии. Ребенком. Очень давно. Был там недавно, проездом. Но когда что-то происходит (например, внучка друга сдала трудные экзамены, или референдум важный проводят швейцарцы), я переживаю по этим поводам.

Мои родители работали три года в Ираке. Много рассказывали. Научили нескольким словам по-арабски. И когда там война и гибнут люди, я переживаю.

Я бывал, дни или месяцы, по работе, или на отдыхе в десятках стран. И когда там происходит что-либо хорошее, я радуюсь. А когда плохое – я переживаю.

Я был дни или месяцы, по работе, или на отдыхе в десятках городов России. Во многих городах друзья – близкие, или не очень. И когда с ними, или рядом с ними происходит что-либо хорошее, я радуюсь. А когда плохое – я огорчаюсь.

Я с 15 до 17 лет работал на военном заводе. Собирал радиолокаторы. В том числе – ночью, когда надо было, хотя до 18 лет это запрещено. С 18 лет до 21 года 39 месяцев я провел под землей. Служил в Центральном узле связи ракетных войск стратегического назначения. Во Власихе (Одинцово-10). И когда что-то идет не так в Российской Армии, а тем более – в ракетных войсках, я очень переживаю.

Больше всего я переживаю, что мало сделал такого, чтобы плохого в людях и в мире стало меньше, а хорошего – больше.

Вот такой я патриот. Вот так я понимаю патриотизм.