Плюс 66

Матвей Корнев
          После разговора о богословии, самое время поговорить о Свете, ибо многие тут говорят о Свете, да с такой лёгкостью, что просто диву даёшься.
          Казалось бы, что тут особенного – Свет он и есть Свет: когда Свет – светло, когда тьма – темно… Если от человека исходит приятность и он говорит о Свете – значит он светел, а если наоборот – тёмен… просто и ясно, и нечего тут мудрить…
          Но давайте посмотрим, что сказано об этом в Евангелии: «… если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

          Думается, интересно было бы послушать о Свете богословов и не просто богословов, но канонезированных, а их, как уже было сказано, только трое: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.

          Иоанн Богослов:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.»
          Очевидно, здесь говорится, что Иоанн Предтеча пришёл свидетельствовать о Христе, Который есть и Слово и Свет.

          Григорий Богослов:
«Бог есть Свет неприступный. Он непрерывен, не начинался, не прекратится; Он неизменяем, вечносияющ и трисиятелен; немногие (думаю же, едва ли и не многие) созерцают Его во всей полноте. Силы, окружающие Бога и служебные духи – суть вторые светы, отблески Света первого. А свет, который у нас, не только начался впоследствии, но пресекается ночью, и сам равномерно пресекает ночь. Он вверен зрению, разлит в воздухе, и сам приемлет то, что отдает; ибо доставляет зрению возможность видеть, и первый бывает видим посредством зрения, разлитый же вокруг видимых предметов сообщает им видимость. Бог, восхотевший устроить этот мир, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным проповедником Его величия, этот Бог для существ присносущих Сам есть Свет, а не иной кто (ибо нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют Свет высочайший?). А существа дальние и нас окружающие прежде всего осияет Он этим видимым светом. Ибо великому Свету прилично было начать мироздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестройность и беспорядок. И, как рассуждаю, вначале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в теле и в солнце, а потом уже данный солнцу освещать всю Вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину; тогда, чтобы сделать еще большее чудо, осуществил здесь форму прежде вещества (ибо форма солнца – свет), а потом уже присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце. Поэтому к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, упокаивающего от дел, и этими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже совершить дело. Если же последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то это нимало не удивительно, ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей.»
          Здесь вот что интересно отметить – он говорит: «немногие (думаю же, едва ли и не многие) созерцают Его во всей полноте.» Почему немногие – какие условия нужно соблюсти, чтобы созерцать этот Свет?

          Симеон Новый Богослов:
«Кто хочет узреть оный Свет,
Тот должен следующее в сердце хранить:
[Блюстись от] телесных страстей и непотребных скверн,
Божбы и всякого гнева и возмущения,
И разсеяния, и памятозлобия,
И совершенно людей не судить;
А быть в самом помысле и сердце
Чистейшим от плотских скверн,
Кротким, смиренным, спокойным,
Откровенным и чадом мира,
Воздержным в пище и питии
И неослабно заниматься молитвой;
Началом же и концом во всем этом
Иметь главу добродетелей – любовь.»
          А здесь, думается, следует обратить особое внимание вот на что: «И совершенно людей не судить;»
          Почему так? – потому, что суд Богу – это Его прерогатива – осуждая, мы берём на себя не своё – Божие… по существу, это кража – нарушение заповеди «не укради».
          Но самое интересное то, что все заповеди взаимосвязаны – нарушая одну, нарушаем все.
          А теперь ещё раз взглянем на исходную фразу из Евангелия: «… если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

          Итак, светел тот человек, который даже если и молчит, но глядя на него, ты видишь собственную тьму…


30.01.14
23:27