Дотянуть до весны

Владимир Калабухов
                ОКНО В ПРИРОДУ

     Снега, конечно, маловато этой зимой. Да и откуда быть большим сугробам, если ползимы – без зимы, ползимы – с зимою!? А тут ещё очень холодные времена наступили – с самого крещенского сочельника до начала короткого февраля с его зимней Олимпиадой. Морозы не сибирские, там-то и за 40, и за 50. Но и у нас ниже 20, под 30, а по области ещё холоднее. Ни облачка. Луна прошла свои фазы на глазах от полнолуния до новолуния, мерцают яркие звёздочки. Людям-то что, упаковались в овчинные тулупы и меховые шубы, из-под шапок только глаза блестят, да пар идёт, тёплые рукавицы и сапоги конечности греют. А вот растительному и животному миру в природе такие холода совсем ни к чему.

     Уже была года четыре назад морозная и малоснежная зима, да ещё и с ледяными дождями. Не устояли, не выдержали малинники и черничники.

     У малины тогда прутья промёрзли так, что ни один листик, не то, что цветок, на них летом не вырос. Корневая система выстояла, и летом все малинники стали молоденькими, обновлёнными естественным путём. Первое лето – без ягод, на второй год – с первым небольшим урожаем на двухлетних прутиках, а дальше – по погоде.

     Черничные кусты, когда мало снега, на снимках выглядят зимним яблоневым садом – даже определить, что это ягодник, а не сад, не каждый сможет. Вот и им тогда досталось от Деда Мороза. Ведь брусничкины сёстры – черничные кусты живут по десять – пятнадцать лет, а сами черничники, если их не повредит человек или не спалит лесной пожар, не дай бог, существуют в мещёрских лесах на одних и тех же местах по несколько столетий! Как и у малины, промёрзшие за очень холодную зиму высокие пожилые плодоносящие стебли черники погибли. А новых, урожайных надо ждать два – три года. В прошлый июль, черничный месяц, чумазой ягоды было уже снова много.

     Ветеранская пасека в Северном Кучино. Каждый обитаемый улей укрыт от холодных ветров щитами или обёрнут утепляющими материалами. Та мокрая даже не зима, что была до Крещения, пчёлам больше вредна, ведь влажный воздух лучше проводит тепло, чем сухой, пусть даже холодный. А что за бортом сегодня за 20 градусов мороза, не беда! Просто надо им больше есть мёда-сиропа и чаще меняться местами в зимнем пчелином клубе.
 
     Плохо в морозы лесным обитателям. Зимующим дятлам с трудом удаётся достучаться до замороженных личинок короедов. А белки из-за гибели от этих жуков всех старых ёлок остались без шишек. Кто проворнее, улетел-убежал в другие леса, где есть что съесть.

     Сегодня, в последний январский денёк, утром на автобусную остановку из леса вышла Красавица – красно-коричневой масти крупная бродячая собака, от которой мне досталось в прошлом году. Обнюхав будущих пассажиров, ничего Красавице не предложивших, с обидой повернувшись к нам хвостом, собака убежала по тропинке к землянке в 48-м лесном квартале, где живёт бомж-хозяин, где, по всему было видно, у Красавицы сейчас есть щенки…

     Четыре недели календарной зимы пройдут быстро. Холода отступят, может быть, и снежку прибавится на радость лыжникам, сноубордистам и ребятишкам – любителям покататься с горок на чём угодно, хоть просто на пятой точке. Повеселит и порадует нас, наверняка, сочинская Олимпиада. И потом придёт весна! Дотянем! Здоровья и терпения вам, уважаемые читатели.

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2014 – 2018