Мой родной, неповторимый край

Алла Семено
     В жизни каждого человека есть своё предназначение. «Оставить свой след на земле» - это не просто крылатое выражение, оно несёт в себе глубокий смысл нашей действительности. Если человек задумывается над этим, стремится сделать что–то важное в своей жизни, нужное и полезное, то его «след» глубже и значительнее для окружающих.
    Я часто размышляю на эту тему. Какую пользу от своего существования приношу я? Не каждому дано совершить подвиг и увековечить себя в памяти потомков. Вспыхнуть как звезда и погаснуть – это удел немногих. Но сколько нас, обыкновенных людей, которые ежедневно, добросовестно и ответственно, выполняют свои обязанности?! Работают, вкладывая всю душу и частичку своего сердца в любимое дело.
   Я, например, всю свою жизнь посвятила одной профессии – воспитатель детского сада. Уже много лет, изо дня в день, иду за руку с Детством. Сколько маленьких сердечек я заставила биться чаще от интересных и увлекательных познаний? Сколько любопытных огоньков зажгла в глазах своих воспитанников? Сколько девчонок и мальчишек выпустила в школьную жизнь? Не перечесть!
   Несколько лет назад мне предложили занять место педагога – эколога. Долго взвешивать «за» и «против» не стала, как – то сразу поняла – это моё. Да и кому же, как не мне знакомить детей с природой родного края. Здесь я родилась, живу и останусь тут навсегда. Не случайно пословицу «Где родился, там и пригодился», я отношу к себе, к своему образу жизни!
Наверное, многие, прочитав эти строки, спросят: «Почему знакомить с природой родного края?» На это отвечу так: «Надо помочь детям полюбить тот уголок земли, где он родился. Ведь любовь к своей Отчизне начинается с малой родины: со своего дома, с того пейзажа, который видишь за окном, со своего родного уголка земли».
    Любовь к степным просторам в моём сердце поселилась давно. Может быть, я получила её по наследству или впитала с молоком матери, а может гораздо позже, когда поближе познакомилась со степью. А она, во времена моего детства, была совсем рядом – пройди по улице, заверни за угол дома и… Степь - Матушка, раскинулась перед тобой во всей своей красе. Мы могли общаться со степью, вглядываться в бескрайние дали и вдыхать её аромат. Там мы играли, прыгали, бегали или просто лежали, рассматривая в высоком небе фигурки белых облаков, бегущих куда–то вдаль. Здесь состоялось моё первое знакомство с жителями степного края. Вот качает жёлтой головой тюльпан, а вот весело свистнув, юркнул в норку суслик – озорник. А в небе разливалась звонкая трель «певца степи» - жаворонка. Красота, чистота красок трав и цветов, вечный и таинственный окружающий мир - эти истоки экологического воспитания дала мне сама природа. И теперь, став педагогом – экологом в детском саду, я стараюсь передать свои знания и чувства моим воспитанникам.
    Любоваться красивым уголком земли просто. Как может понравиться, особенно ребёнку край, который на первый взгляд ничем не примечателен? Чтобы полюбить степь, надо помочь детям разглядеть за её, казалось бы, неприглядностью своеобразную и неповторимую красоту. Тут на ум приходит фраза: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце …». И это так. В моём воображении Матушка – Степь предстаёт в разных обличьях: весной – это юная девушка в сарафане из первоцветов. Летом - зрелая и гордая красавица с зелёными глазами. Степь – осень рыжеволосая художница, весёлая и неутомимая выдумщица. Зимой она превращается в белокурую странницу, с косами переплетёнными сухостоем. С каждой из них я люблю разговаривать, чувствуя нашу тесную связь давнего знакомства. И помолчать с ней тоже приятно, просто слушая её звуки – это голос своего родного степного края. Мне очень хочется, чтобы его услышали и мои детсадовские воспитанники. В этом мне помогает разработанный ранее эколого – краеведческий проект «Город в степи». Благодаря ему дети изучают объекты живой и неживой природы родного края. Они узнают не только растительный, животный мир степи, но и почву, водоёмы и климат. Это углубленное изучение даёт детям знания, которые помогают взглянуть на окружающий мир совсем другими глазами: осмысленными и любопытными. Совсем недавно мы проложили экологическую тропинку  в городском парке с целью  познакомиться и исследовать обитателей мира природы нашего края. Там вдали от автотрасс: шума и пыли, мои воспитанники не только знакомятся с представителями этого мира, но и наблюдают за ним и исследуют, а также  крепнут физически - заряжаясь энергией от деревьев, трав и цветов.
    Идя к своей цели, я много рассказываю о природе нашего края. В наших беседах с детьми, я стараюсь оживить каждого обитателя природы, будь то травинка, с большим трудом пробивающаяся к солнцу или дерево, мимо которого проходишь каждый день. Мне и самой нравится общаться с ними, и я искренне верю, что они меня слышат и отвечают, при этом каждый раз стараюсь обнять своего природного собеседника, прижаться щекой к шершавой коре и почувствовать его тепло. Верю и надеюсь, что услышу, когда ребёнок без моего участия будет вести диалог с природой. Но для начала надо познакомить их с обитателями зелёного мира, тем более что его представители подходят прямо к порогу детского сада. Будто бы Степь сама протягивает нам руку дружбы: вот полынь гордо качается на участке детского сада, вот пастушья сумка и ещё много природных гостей, которых не звали, но так им рады. Возникает вопрос, кто стремится познакомиться поближе: они или мы? Проводятся экскурсии за город. Недавно нам представилась возможность – старшие дети вместе с родителями  посетили «Природный парк «Эльтонский». Хозяюшка – Степь встретила нас радушно. Предоставив для взора многих своих обитателей, от полян из ковыля до байбаков, лениво провожавших взглядом наш автобус. Сколько впечатлений осталось у детей от поездки, сколько знаний они получили от самой природы.
     Знакомить детей с представителями звериного сообщества степных просторов гораздо труднее. Дети видят их только на картинках или в видеороликах. Но зато довольно часто рассказывают, что выезжая с родителями на природу, видели, то суслика, то зайца или, даже лисицу. Да не просто зайца, а русака, не лисицу, корсака. Про себя думаю, какие же молодцы, запомнили! От этих мыслей теплеет в груди, значит, все мои рассказы не прошли бесследно. Ведь любить можно только то, что хорошо знаешь. Незнание порождает равнодушие. Для этого всегда после наших бесед прошу детей рассказать о том, что узнали своим родителям. Это сближает, сплачивает взрослых и детей, рождает новые темы для семейных разговоров. И это тоже одно из звеньев в цепи воспитания любви к родному краю.
    Оглядываясь назад к началу своей экологической деятельности, вижу, что многого добилась. Подбирая нужный материал для бесед, я и сама стала более подкованной. Знания о природных особенностях степного края помогло мне быть внимательнее не только к природным объектам, но и к людям. Я научилась всматриваться вдаль и вглубь. Увидела не только скромную красоту степного края, но и красоту души нашего степного народа, тем людям, которые родились на этой суровой земле и всю жизнь преданы ей. А живут тут люди с широкой душой, чистым, открытым взглядом и горячим сердцем. Этими качествами человеческого характера наградила своих детей Матушка – Степь. Изучая вместе со своими воспитанниками природу степи, я стремлюсь привить им эти черты характера свойственные степнякам – людям, выросшим на степных просторах.
    Мне нравится моя работа. Я вижу цель, знаю, для чего живу, и это главное! Люблю свой край и стремлюсь вдохнуть эту любовь в детей. Знаю, что только поистине увлечённый своим делом педагог может зажечь искру любви к родной земле, к своей Отчизне. И сделать это для того, чтобы человек сначала маленький, а потом уже взрослый, пронёс по всей жизни эту искру, от которой, может быть, разгорится костёр – это будет огонь любви к своему родному, неповторимому краю!