Зайчиха

Валентина Кочубей
               
Поезд  Ленинград – Одесса   подошёл  к  станции   и,  пыхтя  от  усталости,  остановился.  К  вагону  подскочила  небольшого  роста  женщина.  Проводница  загородила  вход:
-Куда?  Билет.
-Да  меня  там  ждут !
-Билет!
-Я  на  минуточку.  Я  сейчас  же  вернусь!
К  проводнице  подошёл  пожилой  пассажир:
-Товарищ  проводник,  разберитесь,  пожалуйста,  у  нас  на  одно  место  2  билета.
Воспользовавшись  тем,  что  проводница  отвлеклась,  Ирка  оттолкнула  её  и  ринулась  по  вагону.
-Ах,  ты,  паршивка,  прорвалась  всё – таки.  Ну,  пойдёмте  разбираться.
Ирка,  как  вихрь  промчалась  по  вагону,  все  купе  были  закрыты,  только  в  самом  конце  она  обнаружила  открытую  дверь.  В  купе  три  матросика  резались  в  карты.  Не  раздумывая,  заскочила  к  ним.
-  Спрячьте  меня,  за  мной  гонится  проводница.
-Сиди  тихо!
Поезд  тронулся. В  проёме  двери  появился  контролёр.
-Ну,  что,  красавица,  набегалась?
-А  в  чём  дело? -  спросил  один  из  матросов.
-Прорвалась  без  билета.  Я  её  уже  в  трёх  вагонах  вылавливаю.  Успевает  сбежать,  зайчиха!
-  Она   меня  искала,  -  солгал  красивый  блондин.  У  тебя  что  нет  билета?
-Нет.
-Сколько  я  вам  должен?
-Где  вы  выходите?
-В  Тирасполе.
-10  рублей.
-Вот,  пожалуйста!  И  вы  её  уже  не  будете  преследовать?
-Нет,  будем  считать,  что  дорогу  до  Тирасполя  вы  оплатили.
Контролёр  спокойно  удалился.
- Слушай  ты,  зайчиха,  как  хоть  тебя  кличут –то?
_Не  кличут,  а  зовут  меня  Ира.
-Ну,  и  куда  же  ты,  Ира,  путь  держишь?
-Хотела  в  Одессу,  а  потом  на  пароходе  за  границу.
Гомерический  хохот  трёх  мужчин  перекрыл  шум  поезда.
-И  как  ты  себе  представляешь  сесть  на  пароход?  Ты  что  таракан  запечный,  или  комар,  или  муха?  Тебе  же  где – то  спрятаться  нужно!   Слушай,  а,  может  быть,  ты  миллионерша  и  можешь  купить  билет  на  пароход  до  Рио  или  Нью-Йорка?
-Нет  у  меня  денег  даже  до  Одессы.
- Ну.  до  Тирасполя  тебе  дорогу  уже  оплатили.  Придётся  выходить  в  городочке  на  Днестре.  Это,  конечно,  не  Рио  и  не  Нью- Йорк,  но  городок  славный,  чистенький,  много  фруктов.  Так  что  не  пожалеешь!
-А  как  тебя  зовут? –спросила  она  у  красавца  блондина,  оплатившего  ей  дорогу  до  Тирасполя.
- Миша
-А  у  тебя  что  дом  в  Тирасполе  или  квартира?
-Ого,  уже  начинается  изучение  потенциального  мужа!
-Нет  у  меня  ни  дома,  ни  квартиры.  А  еду  я  к  сестре,  у  неё  свой  дом,  и  у  неё  живёт  моя  мама.
-И  много  у  тебя  ещё  родни?
-Не  очень.  У  сестры  есть  муж  и  дочь.  Есть  брат  с  семьёй,  но  он  живёт  отдельно.  Правда  у  сестры  во  дворе  два  дома:  один большой  три  комнаты  и  второй  поменьше  две  комнаты.
-Ничего  подходит.
-Матросы  переглянулись  и  снова  рассмеялись,  но  уже  не  так  громко:  до  них  стали  доходить  хищные  запросы  и  жадные  аппетиты  пассажирки  из  тамбура.
Двое  вышли  покурить: «Ты  что  спятил,  выложил  ей  всё  как  на  лопате,  она ж  теперь  от  тебя  не  отстанет».
-Да  ну,  что  ты?
-А  вот  посмотришь!  И  не  один  раз  пожалеешь,  что  так  разоткровенничался.  Плохо  ты  знаешь  таких  девиц хищниц.
-Через  пару  минут  Тирасполь ,-  объявила  проводница- готовимся  к  выходу.
-Так   можно,  Миша,  я  пойду  с  тобой?
-А,  может  быть,  лучше  в  Одессу?
-Так  она  ж  меня  высадит  после  Тирасполя  где – нибудь  в  степной  деревушке.  А  уже  скоро  ночь,  куда  я  пойду?  Где  переночую?  Кто  меня  покормит?  Надеюсь,  что  твоя  сестра  не  откажет  мне  в  тарелке  борща?
-Ну,  влип  ты,  Михась,- сказал  один.
- Похоже, -  подтвердил  второй.
   
-Нет,  нет,  поезжай  в  Одессу.  Надумала  ехать  в  Одессу,  так  поезжай!
-Я  боюсь,  ну,  пожалуйста,  возьми  меня  с  собой.  А  утром  я  соображу,  что  мне  делать  дальше. 
   Дома  Мишу  уже  ждали.  Стол  был  накрыт  по-царски.  Собрались  родственники,  во  дворе,  освещённом  десятком  мощных  ламп,  было  шумно,  весело.  Как  только  Миша  с  попутчицей  вошёл  во  двор,  у  всех,  кто  его  встречал,  вытянулись  лица  и  в  глазах  застыл  вопрос: «Кто  это?  И  почему  она  пришла  к  нам?»
Сестра  отозвала   Мишу  в  сторонку  и  спросила: «Это  кто?  Твоя  жена?  Невеста?  Подруга?» 
-Да  нет,  просто  попутчица.
-А  зачем  ты  привёл  её  домой?
-А  вы  не  беспокойтесь, -  влезла  Ирка  в  разговор, - я  не задержусь  и  завтра  же  уеду  в  Одессу,  только  вы  мне  дадите  денег  на  дорогу.
Она  как  только  вошла  во  двор,  обвела  всех  своими  колючими,  цепкими  глазами  и  поняла,  что  люди  добрые,  порядочные  и  это  позволило  ей  с  места  в  карьер  объявить,  что,  если  вы  хотите,  чтобы  я  убралась  подобру – поздорову,  дайте  денег    на  дорогу  до  Одессы.  Такого в  семье  Савченко  ещё  не  бывало.  И  как  это  Миша  накололся  на  эту  нахальную  девицу?  Просто  невероятно!
-  Ну,  вы  нас  хоть  покормите? – окинув  взглядом  стол,  спросила  попутчица.
-Идите,  умывайтесь  после  дороги  и  садитесь  за  стол.
Семья,  уже  без  особенного  подъёма  и  без  приподнятого  настроения  и  восторга,  с которым  они  ожидали  Мишу,  начала  рассаживаться  вокруг  стола.  Ели  молча,  как  на  поминках,  будто  и  не  было  праздника  по  случаю  возвращения  сына  и  брата  из  армии.
Вино  было  из  собственного  винограда,  поэтому  графины  и  стаканы  не  пустовали.
Прекрасное  домашнее  вино  девица  пила, как  компот  и  вскоре  была  до  такой  степени  пьяной,  что  завладела  вниманием  всех  и,  брызгая  слюной,  с  восторгом  рассказывала,   как  она  без  гроша  в  кармане  вырвалась   из  дома,  где  пьянки  были  ежедневными,  как  влетела  в  вагон,  оттолкнув  проводницу  и  как  за  неё  заплатил  Миша.  При  этих  словах,  она  постоянно  лезла  к  нему  целоваться.  Он  стеснялся,  усаживал  её  на  стул,  а  потом,  в  конце -  концов,  подошёл  к  сестре  и  спросил:
-Маруся,  где  её  можно  уложить  спать,  она  уже  надоела. 
-А  кто  тебя  просил  привозить  её  к  нам?
-Ну,  так  получилось.
-Иди  во  времянку,  постели  там  что -  нибудь  и  уложи. 
Ирка  долго  упиралась: «Я  хочу  ещё  выпить!» - кричала  она.
Но  с  горем  пополам,  он  увёл  её  во  времянку  и  уложил.
К  сожалению,  веселья  так  и  не  получилось.  Все  восприняли  приезд  нахальной  зайчихи,  как  плевок  в  душу.
Все  поняли,  что  она  бродяжка,  капризная,  наглая, « без  царя  в  голове».
Родственники  стали  потихоньку  расходиться,  подходили  к  Мише,  сочувственно  пожимали  руки.
-Не  задерживай!
-Отправь  её  завтра  же!
-Не  вздумай  оставить  сестре  и  маме  на  шею!—говорили  гости,  прощаясь.

Утром  она  потребовала  вина,  чтобы  опохмелиться.
-У  меня  трещит  голова  от  вашего  пойла.  Уж  не  могли  водки  купить  пили  какой- то  горький  компот.
-У  нас  не  пьют  водку,  а  только  домашнее  вино.
-Ничего  себе,  вы  кайфа  не  ловите  от  этих  помоев!
-Нам  не  нужно  ловить  кайф.  Мы  просто  получаем  удовольствие  от  виноградного  сока.
-Я  жрать  хочу,  покорми  меня!
-Сейчас  будем  завтракать  все  вместе.  А  после  завтрака  ты  поедешь  в  Одессу.
-А  я  не  хочу  никуда  ехать.  Я  останусь  у  вас:  мне  у  вас  нравится.  И  родня  у  тебя  такая  вежливая.  Передразнивая  и  кривляясь: «Будьте  добры!»  «Спасибо!»  «Пожалуста!»  Впервые  вижу  таких  интеллигентов. А  ж   тошнит!
-Не  нравится – уезжай!
-Нет,  я  останусь.  Может  быть,  сама  стану  такой  же  культурной.
-А  ты  где  спал?  Со  мной?
-Нет.  Я  спал  в  комнате  сестры  на  диване.
-А  со  мной  побрезговал?
-Может  быть,  я  же  тебя  совсем  не  знаю.
Миша  только  утром  рассмотрел,  кого  он  привёл  в  семью:  маленького  роста,  она  действительно  походила  на  девочку – подростка,  но  морщинистое,  старческое  лицо  выдавало,  что  пьёт  она  часто  и  много,  уголки  губ  опущены,  глаза  злые,  колючие,  под  глазами – мешки  и  морщины.    В  сумраке  вагона  он  не  рассмотрел  её,  а  при  ярком  свете,  понял,  что  девушка  далеко  не  девушка,  а  пропитая,  истасканная   особа,  познавшая  глубокое  похмелье.
Вышли  к  завтраку.  Маруся  подозвала   брата: «Миша,  у  меня  нет  лишних  денег,  чтобы  дать  ей  на  дорогу».
-Вот  и  хорошо, - влезла  Ирка  в  разговор, -  поживу  недельку – другую,  а  там  и  деньги  у  вас  появятся.
Все  переглянулись.
-Мне  нравится  вот  это  полотенце.  Я  хочу  им  вытираться.
Но  это  полотенце –украшение  на  икону.
-Ничего  потерпит  ваш  бог  без  этого  полотенца.
-Нельзя  его  трогать –грех!
-А  я  не  боюсь  греха.  Миша,  а  чей  это  свитерок?
-Мой.
-Он  мне  нравится.  Я  его  надену  и  пойду  в  город.  Ты  пойдёшь  со  мной?
-Нет,  мне  нужно  в  военкомат,  встать  на  учёт.
-Вот  и хорошо,  пойдём  вместе.  Я  у  вас  поживу,  пока  у  вас  деньги  появятся,  чтобы  отправить  меня  в  Одессу.
Маруся  отозвала  брата  в  сторонку: «Миша,  я  дам  денег,  только  пусть  она  немедленно  уезжает»
-А  я  не  хочу  уезжать,  мне  у  вас  нравится. 
Через  два  дня  она  собрала  в  кучку  вещи,  которые  ей  понравились.
-Дай  мне  чемодан,  я  вот  эти  вещи  забираю  с  собой.
-А  кто  тебе  разрешил?
-А  кто  мне  может  запретить?
-У  меня  нет  чемодана.  Только  вот  такая  сумка,  с  которой  я  приехал.
-Маловата,  но  ничего  как – нибудь  втолкаю.
Она  утрамбовала   вещи  в  сумке,  подошла  к  Марусе  и  окончательно  обнаглев,  спросила:
-Так  сколько  вы  мне  даёте  денег?
-Десять  рублей.
-Но  этого  мало.  Нужно  ещё  пять  рублей  на  аборт.  Миша  спал  со  мной,  а  рожать  мне  нет  резона.
-Ты  что  мелешь?  Я  даже  не  подходил  к  тебе.
-Это  ты  сейчас  так  говоришь.  А  ночью  что  было  ?  Забыл?
-Я  спал  в  комнате  сестры,  а  к  тебе  даже  не  приближался.
-Миша,  иди  до  брата  и  зови  Шурочку.  Нам  без  неё  не  справиться  с  этой  нахалкой.
Пришла  Шурочка,  как  её  звали  в  семье,  на  встрече  её  не  было,  она  ездила  в  командировку  по  школам  Гагаузии.
-Здравствуйте,  здоровеньки  булы!   Какие  у  вас  новости?  А  это  что  за  особа?
Особа  сжалась:  поняла,  что  с  этой  дамой  так  нахально  вести  себя  не  резон.  С  ней  не  поговоришь,  как  с  Мишиной  сестрой.
-Иди  сюда, - приказала  Шура.  Ты  кто?
-Я,  Ира
-Как  ты  здесь  очутилась?  Откуда  выползла?
-Я  не  выползла,  меня  Миша  привёз.
-А  как  это  он  тебя  привёз  на  тележке  или  на  саночках.
-Нет,  на  поезде.
-Значит,  ты  приехала  к  нам  на  государственном  поезде,  а  причём  здесь  Миша?
-Он  заплатил  за  меня  контролёру  и  позвал  с  собой.
-Миша,  ты  звал  её  с  собой?
-Да  нет,  что  ты,  Ивановна?  Просто  я  стал  выходить,  и  она  за  мной  увязалась.
-Но  у  меня  не  было  денег,  чтобы  ехать  в  Одессу.
-А  ты  поблагодарила  Мишу  за  то,  что  он  заплатил  за  тебя?
-Не  помню,  по – моему,  нет.
-Ничего    она  не  благодарила,  привязалась  и  пришла  сюда.
-Так  значит,  ты  ему  даже  спасибо  не  сказала  за  то,  что  он  спас  тебя  от  контролёра,  а  ты  знаешь,  что  если  бы  Миша  не  заплатил  за  тебя,  то  тебе  пришлось  бы  спать  в  участке  на  нарах.  А  там,  глядишь,  и  попала  бы  ты  в  трудовые  лагеря,  и,  наверное,  надолго.   Сколько  тебе  лет?  Только  честно!
-25,  ой  нет,  28.
-Сколько  раз  ты  была  замужем?
-Я  не  помню.
_Ну  вот,  видишь,  а  Мише  только  21  год.  Ты  уже  старуха,  по  сравнению  с  ним.
-А  чья  это  сумка?
-Моя  и  вещи  там  мои.  Она  взяла  всё,  что  ей  понравилось.
-Миша,  вызывай  участкового  милиционера.  Сейчас  оформим  это  как  кражу,  составим  протокол,  что мы  задержали  воровку.  И  пойдёт  она  по  этапу  не  в  Одессу, а  в  Сибирь.
-Нет,  нет,  не  надо,  я  всё  верну.
-Вот  и  хорошо.  А  где  твои  вещи?
-У  меня  только  вот  эта  сумочка.
-А  что  в  ней?
-Мне  дали  деньги  на  дорогу  и  на  аборт.  Всего  15  рублей.
-Какой  аборт?  Сколько  дней  ты  здесь  живёшь?
-Семь.
-И  что  ты  уже  беременная?
-Да  я  даже  к  ней  не  подходил.
-Я  из  дома  беременная.
-Ах,  вон  оно  что!  А  причём  здесь  Миша?  И  почему  ты  потребовала  деньги  у  Мишиной  сестры?
-У  меня  нет  своих.
-Так  это  твои  проблемы,  а  причем  здесь  Мишина  семья?   Деньги  вернуть  все  до  гроша.  Устроишься  на  работу,  вышли  Мише  10  рублей  за  дорогу.  Ясно?
-Угу.
-А  сейчас  свою  сумочку    под  мышку  и  ауфидерзеен!
-Что?
-Прощай,  - говорю, -  и  чтобы  тобой  здесь  не  воняло.  Поняла?
-Миша,  проводи  меня.
-Сама  прекрасно  до  станции  доберёшься.
Миша,  добрая  душа  согласился: «Я  выведу  её  только  с  нашей  улицы.  Здесь  трудно  выйти  к  железной  дороге».
-Через  10  минут,  чтоб  был  дома.
-Хорошо.
-Ну,  Шурочка,  ты – гений,  а  мы  уже  не  знали,  как  от  неё  избавиться, -с  восторгом  заговорила  Маруся.  Эта  паршивка,  даже  полотенце  с  иконы  содрала.
Ты  знаешь,  Маша,  что  говорит  русская  литература  по  этому  поводу: «Честные  люди  всегда  имеют  привычку  со  стыдом  опускать  глаза  перед  наглою  и  нахальною  подлостью».