Образование по-японски

Александр Зинковский
ПРИМЕЧАНИЕ:
Данное  интервью Сергея Блинникова (его биографическая справка находится по ссылке  -   С.И.Блинников)пока еще нигде не публиковалось.
Беседовал - Александр Зинковский


Когда одна из самых богатых и передовых стран мира, скажем, такая как Япония, десятками лет преуспевает в развитии  своей науки, техники и культуры, то в ее образовательной системе, очевидно,  имеются какие-то особые достоинства. С вопросом,   чем «образование по-японски» отличается от «образования по-русски» я обратился к известному российскому астрофизику, ведущему научному  сотруднику  Института  Теоретической и Экспериментальной Физики (ИТЭФ) и Государственного Астрономического Института им. Штернберга (ГАИШ) доктору физико-математических наук С.И.Блинникову, имеющему богатый опыт общения с японскими коллегами.


- Сергей Иванович, Вы часто бывали в Японии по обмену научным опытом. А в СМИ, меду прочим, до сих пор вспоминают об аварии на ядерной электростанции станции в Фукусиме с утечками радиоактивных веществ. При этом нередко подчеркивают, что японцы - настолько дисциплинированные граждане, что, если бы такие землетрясения и цунами произошли где-то, скажем, у нас в России, или в Европе, в США, то количество жертв и разрушений было бы намного больше. Вы обращаете  внимание на эту их особенность, когда бываете в командировках в Стране Восходящего Солнца?

- Что они такие дисциплинированные и патриотичные коллективисты? Да, конечно, это

– заметно. Вот  я и говорю, что их обычно никто не гонит, но, в таких ситуациях, как с, например,  мощным землетрясением и цунами они  просто все дружно берутся за работу и наводят порядок.

- А Вы  в Японии, где преимущественно бывали?

- Это был Токио, токийский университет.  Я там бывал, начиная с  96-го года, где-то вот – сентябрь, октябрь, ноябрь. Мы с коллегами были в Токио, ну, а  еще - на конференции в Атами. Это – к югу, там есть вулкан Хаконе, но не очень далеко от Токио,  где-то - час езды. Потом, 97-й год, опять пару раз был, а потом 99-й, 2000-й, 2003-й в Осаке был еще пару раз. А 2006-й, 7-й, 8-й, и, вот, в прошлом году – опять ездил в Японию по работе, как  астрофизик. Читал лекции японским студентам, аспирантам и преподавателям.

- Вы, в среднем,  попадали туда где-то раз в год?

- Но не каждый год. С 97-го по 99-й я не был в Японии ни разу.

- Вообще-то, у Вас получается достаточно длительный  опыт общения с японскими студентами и учеными. Интересно, а какое впечатление производит на Вас сама японская система образования? Она лучше или в чем-то хуже нашей системы?

- У нас раньше было, наверное, лучше. Сейчас я, вот, вижу – наши студенты мало кто чем интересуется, все же «ценности образовательные» куда-то сдвинулись. А японцы слушают все очень внимательно, больше того, в 96-м году я в первый раз читал лекции, так они каждую мою лекцию записывали на камеру, а потом просматривали. Причем, кто-то сидел в моей аудитории, кто-то сидел еще там на два кампуса с камерой, и слушали они меня еще и в других университетах за много километров.

- То есть, они, по сравнению с Россией и Западом – какие-то особенно внимательные студенты?

- Да. Кроме того, все мои записи  потом кто-то разбирал. Я читал лекции на английском,  а они не все понимают устно на английском, поскольку привыкли к своим иероглифам, помогающим им лучше понимать смысл.  Например, в Осаке после моей лекции на следующей неделе один из японских аспирантов переводил всю мою лекцию на японском и пересказывал ее устно. Но я все им еще печатал на английском и раздавал.

- Если у них в таком почете английский язык, значит, они переняли и всю английскую систему образования?

- Имеется, все-таки, большая разница между японским и западным образованием. Японское школьное образование придерживается собственных традиций, которые не так легко сравнивать с  западными системами. У них есть  как бы «начальная» (поступают в 6-летнем возрасте, учатся 6 лет),  «младшая» (учатся 3 года)  и «старшая»  школа (учатся еще 3 года), в целом  – 12-летнее образование, причем очень сложное. Первые 6 лет японским детям приходится учить   порядка тысячи  иероглифов, а в последнем, 12-м классе,  они уже используют  около двух тысяч иероглифов.

- Да еще они и пишут-то их  геометрически правильными столбцами. Очевидно, требуется  иметь исключительные навыки по каллиграфии, а также очень тренированные зрение и память,   чтобы все это быстро писать и читать?

- У японцев полностью грамотные люди выучивают, где-то с десяток и более тысяч иероглифов, но точное число я не знаю. Так, например, газету еще не всю школьники могут понять. У них, чтобы газету нормально читать, надо знать не меньше трех тысяч иероглифов. Поэтому читают там подростки и молодые люди не книжки с газетами, а комиксы с картинками, где мало текста и много изображений.

- Наверное, японцам читать эти тысячи иероглифов гораздо труднее, чем нам читать наши буквы?

- Зато, если  кто-то у них  пошел в университет или институт, колледж, вот он уже где-то несколько тысяч иероглифов на первых курсах и выучивает, а потом свободно читает любую литературу. Вообще-то, я всегда удивлялся их работоспособности. Например, в Осаке я читал японцам  свою лекцию по астрофизике 2 академических часа,  то есть - 90 минут. Затем целую неделю японский аспирант все это пересказывал,  и я должен был там сидеть. А,  если он говорил в какой-то момент: «Вот тут-то я и сам не понял», тогда я вставал и опять по-английски им это рассказывал. Но потом они все это тут же начинали опять по-японски между собой обсуждать, пока все не поймут. И мои 90 минут у них «плавно превращались» часа в три или  четыре.

- У меня, все-таки,  напрашивается один вопрос: «А для чего нужны японцам такие «непрактичные» науки,  как астрономия и астрофизика?».

- Ну, это еще как сказать. Сейчас, когда ракеты летают и наводятся по квазарам, астрономия очень даже нужна всем развитым странам. Ведь, любая высокоточная система определения координат, скажем, та же -  GPS,   в наше время калибруется именно по квазарам, то есть по удаленным на миллиарды световых лет точечным и ярким космическим объектам.

- Значит, квазары, все-таки, нужны?

- Еще бы! Мы, вот, обсуждаем сейчас, что Гагарин  выходил в космос еще 50 лет назад. А сегодня метеорология, все спутники связи, наведение военных ракет и так далее без хорошей астрономии не работает, потому что координаты нужны всем, а самые точные координаты у нас только по квазарам сейчас определяются.  Это давно уже.

Продолжение следует...

Фотография (автопортрет)сделана Сергеем Блинниковым в Японии 2 года назад, публикуется с его разрешения, так же как это интервью.


- А что Вас больше всего удивляло в японской системе образования?

- Больше всего меня поражало то, что они устную английскую речь всегда воспринимают трудно, поэтому они все записывают.

- Они каждый  письменный материал воспринимают легко, а устный тяжело из-за того, что у них в родном языке нет определенных  звуков или  у них что-то еще не так?

- Нет, просто все образование в Японии строится на иероглифах, то есть, на зрительной памяти. Поэтому, если у японца написано по-английски, то он все понимает, а устно это понимание у него  не так хорошо идет.

- Выходит, зрительная память у японцев развита лучше, чем у нас, потому что любой иероглиф - это уже рисунок и каллиграфия?

- Конечно. Ведь у них – тысячи иероглифов, которые так мало отличаются друг от друга, там, где-то внутри, что на наш «западный» взгляд и  вообще не различаются. Японцы все хорошо рисуют. Ведь, если кто-то из них  неаккуратно напишет, вернее,  нарисует свои  иероглифы, то его уже никто не поймет, хотя, сейчас им в этом еще и компьютеры помогают.

- Но, ведь, несмотря на компьютеры, у большинства из них все равно с детства должна оставаться  художественная и графическая основа иероглифического письма.   А что там еще интересного в их образовании, в науке?

- Исторически у них ситуация  с образованием в 19-м веке была похожа на то, что происходило и в России. У нас тогда тоже был скачок «из отсталости в прогресс», когда в 1861 г.  Александр II отменил  крепостное право и в конце 19-го века начал бурно развиваться российский капитализм. Японцы к середине того века  отставали от нас во всех планах очень существенно.  Но, в 1866-1869 гг. там была революция Мэйдзи, после которой в Японии тоже начал быстро развиваться капитализм, сопровождавшийся промышленной революцией, и она к концу века  вывела Страну Восходящего Солнца  в число самых передовых стран мира, в том числе и в образовании.

- Но темп развития у них был намного выше нашего, и это выявила русско-японская война 1904 – 1905 гг., которую мы проиграли. Особенно это было заметно на флоте, где концентрировался весь научно-технический прогресс. Их флот к 1904 году был сильнее российского. Поэтому войну 1904-1905 гг., так же, как решающее Цусимское морское сражение той войны,   мы  проиграли полностью. После тех поражений мы смогли  вернуть себе потерянные территории только в 1945 г., быстро разгромив Квантунскую армию в Северном Китае и Корее,   и  доказав тем самым, что мы снова обогнали их в развитии науки и техники.  Еще один  вопрос. Вот, Вы бывали в Японии, читали  лекции студентам, аспирантам и ученым, а эти самые японские ученые как-то существенно  отличаются от наших?

-  В Японии после 12 лет в школе молодежь обычно поступает в университеты или технические институты, есть еще и колледжи. Самое лучшее образование дают университеты. В основном,  в них  учатся 4 года, но это дает только диплом типа «бакалавра». После этого, проучившись еще два года, японец может стать «мастером», что  примерно равно западному «магистру».  Это -  как бы наш студент – дипломник, и,  закончив через 3 года аспирантуру (формально - докторантуру), он может защитить диссертацию и стать  Ph.D.  Формально это -  «доктор философии (наук)», но, фактически -  как бы наш кандидат наук, и все.  У них это больше похоже на американскую систему, чем на нашу потому,  что у нас есть еще и доктор наук, а у них нет такого. У японцев  есть просто «кандидат наук»,  так же, как в Америке. 

- А общий уровень, широта или, наоборот, «зашоренность» взглядов их студентов и ученых, что-то в этом роде Вас в Японии удивляло?

- Меня удивляло другое, а именно то, что японские студенты по сравнению с нашими студентами (которым приходится  не столько учиться, сколько  еще и на жизнь себе зарабатывать), посвящают себя исключительно научной работе и ухитряются подрабатывать. Так что, они, несомненно,  более трудолюбивы в плане учебы, чем наши студенты, а также, чем любые студенты западных стран.

- Если я Вас правильно понимаю, то  знаменитый «японский характер», он у них сказывается буквально во всем? А, вот, образовательная система Японии, она очень  отличается  от нашей системы или нет?

- Я в советское время учился. У нас тогда были спецшколы, математические, физические, химические. Было много олимпиад. Но все это у них в Японии совсем недавно стало появляться. И они сейчас, подобно нам, тоже спохватились и развивают  олимпиады школьные и так далее. Еще не так давно у них было такое,  как бы гимназическое в целом образование, а  точные науки всерьез начинались уже только в институтах и университетах.

- Значит, раньше  всем  детям и подросткам там давалось как бы, в целом,  гуманитарное образование? А какой процент молодежи у них получает университетские дипломы?

- Там  университетский диплом  вообще очень трудно получить. Как говорится – «кто прорвался, тот и получил», да и выплачивать-то  за высшее образование в Японии стоит очень даже недешево.

- Получается, что, так же как и у нас в России, образование, особенно высшее университетское,  это для японской молодежи – очень большая ценность?

- Да! Но я-то общался там преимущественно с университетскими учеными, преподавателями, аспирантами и студентами, поэтому не очень хорошо знаю, что думает об образовании остальная часть населения.

- А в астрономии и астрофизике, японцы нас опережают  по количеству,  качеству ученых и научных работ?

- Ученых в нашей астрономии, астрофизике и сейчас хватает, но японцы, все же, дают в наши дни несравненно больше в наблюдательной астрономии, да и в теории у них тоже делается много интересного. А, вот,  вся российская наука, в том числе астрономия и астрофизика,  сейчас находятся в ужасающем положении, и  поэтому новые  Эйлеры или Ломоносовы у нас пока не появляются. 

- Ученым у нас в России  все еще  никак не хотят платить... Но,  думается, что весь этот сковавший наши российские науку и образование «ступор» продлится не слишком долго? 

- Хотелось бы в это верить!

Беседовал - Александр Зинковский.

Рисунок - коллаж автора.


Мои произведения на сайте:

Бессмертие - фэнтези (7) http://www.proza.ru/2014/01/29/1634

Полная неуязвимость - фантастика (6) http://www.proza.ru/2014/02/06/1357

Мегахрямсек - фантастика (7) http://www.proza.ru/2014/03/17/1975

Магия - Сила - фэнтези (6) http://www.proza.ru/2014/03/27/149

Спасти Юлия Цезаря - фантастика (7) http://www.proza.ru/2014/04/02/151

Желалка - фэнтези (10) http://www.proza.ru/2014/04/09/962

Зазеркалье и Ясав Вокибуд - фэнтези (10) http://www.proza.ru/2014/04/23/103

Настоящая машина времени - фантастика (4)  http://www.proza.ru/2014/05/13/129

Семеро смелых - фэнтези (13) http://www.proza.ru/2014/06/01/103

Человек - оружие - фантастика (12)  http://www.proza.ru/2014/07/10/77

Перемещалка - фантастика (10) http://www.proza.ru/2014/07/26/210

Бойтесь Альканта - фантастика (15) http://www.proza.ru/2014/08/01/1124

Мастернюх - детектив в фантастическом ключе (27) http://www.proza.ru/avtor/alzin747&book=52#52

Тоннель - фантастика - мини-повесть (16) http://www.proza.ru/avtor/alzin747&book=53#53

Гарантия безопасности - фантастика - мини-повесть (14) http://www.proza.ru/2014/10/13/177

Тихая война миров - фантастика - мини-повесть (12) http://www.proza.ru/avtor/alzin747&book=63#63

Деревня коолдунов - фэнтези (15)  http://www.proza.ru/2014/12/14/141

Студенты и машина времени - фантастика-повесть (34)  http://www.proza.ru/2014/01/16/1482

Тайна Мухомора. Вступление - фантастика-детектив  (2)  http://www.proza.ru/2016/04/11/3

Тайна Мухомора. Гл-1 Две головы - фантастика (3) http://www.proza.ru/2016/04/14/99