Отстранеие от себя Лирический герой

Галина Щекина
о книге "Лирический герой" Наты  Сучковой

Отстранение

Лирический герой  (в  одноименной  книге) первого плана очерчен  наиболее  явственно  после сильного отстранения от личного  взгляда поэта. Читатель уже  будто  привык что вызительное  средство поэта  это его Я. А между тем взыскательный взгляд коллеги по перу сразу  отметит в  книге Сучковой «Личрический герой»  минимальное  присутсвие  этого  самого  Я.
Ярославский поэт Сергей Баталов то пишет, что Сучкова  «не идет проторенным (традиционным) путем», то «пишет традиционно». Но это же ровно наоборот! Надо выбирать или то, или другое. Что же главнее? Вопрос номер раз.
Потом идет раскрытие своеобычности. То она ищет скрытые смыслы слов, что есть чудо. Но это есть и у других авторов. А что есть в книге такого, чтоб не повторялось нигде? Отличительные черты автора Сергей все же не выстроил. А надо выделить хоть одну-две черты! Каковы они? Вопрос номер два.
Теперь мое скромное мнение. Начну с заголовка. Он хрестоматийно скучен.Сравните с предыдущими -«Нежнейшая пытка», «Ланолиновый блюз», «Камень-Рыба-Облако»…Как было все молниеносно и ошеломляюще, и как стало простенько. Да и градус снизился – после горячих протуберанцев самиздата – почти ледяной Каин новых времен. Не в ее духе.
Единство в книге наверно есть, хотя тоже условное. Следите - носитель бельма и Бендер первых страниц сильно контрастируют с детски наивным глотателем шмеля. Тут пересекаются мир изломанный и первозданный.
Есть серия женских набросков – откуда взялась марина – наташа -ксения, но эта линия вкючая «еву» - изолированная, не связана с остальными. Ясно одно, что женские обрпазы  стоят поэтическом мире Сучковой  особняком, они часто только обозначены, но одно  только  женское имя - это печать инакости. Что до литературный аллюзий, так  там они вообще  главные героини. Есть  линия – литературных персонажей – Дубровский, Кай и Герда, жена Бунина,  сама  Марина Цветаева – это очень красиво, но придумано до  Наты в чужих книжках… Только сросшись с ними, трудно отделить их от мира  личного.

Главный литературный герои этой новой книги - ребенок с карамелью за щекой. Он более разнообразен, более обьемен, чем другие. Он разный. От ребенка  прогловившего  шмеля до замерзшего  трогательного гимназиста. Он как  ожидание.Возможно – да, это само детство как вечный источник вдохновения. Но время –то идет и требует новых героев…
Думаю главное достоинство книги этой – не в содержательной части а в стилевой. Самиздат был полем поиска, и вот произошло утверждение и демонстрация стиля. Так  что относительно традиционности   - Сучкова  пишет оригинально относительно  других и традиционно относительно  себя  прежней.  Она продолжает искать новый предметный мир  и он  ярче и ярче в деталях природного  характера  ( мед пчелы дымарь ранец  тетрадки речные поплавки карамели  ягодный  сок) После  ковролинов и  сигаретных  дымков московского  периода это представляется неким утверждением  вечных истин.
В книге «Личрический герой»   даже интонация автора  стала  иной -  спокойоной и  плавной,  без истерики – за исключением   разве что  «евы». Видимо,  другой  уровень не  только отражения, но и понимания. Вот этого  раньше точно не  было. Наступил момент  гармонии. И  даже пришедшая заново  грубая  среда в  виде стирки бабы  Гали и ее  красных рук и  даже она естественна. Что там особенное можно найти в  такой глуши как  Вологда - когда-то иронизировала над  собою Сучкова. Но  вот она,  похоже, нашла…
Речь стала узнаваемой, а это рождает новые ожидания.