Буддийская экономика

Александр Наумоф
Буддийская экономика. Некоторые авторы полагают, что религии Востока --
буддизм, индуизм, ислам -- вполне могут способствовать
социально-экономическому прогрессу. Однако механизм этого
<<способствования>> своеобразен, а экономическое развитие приобретает
специфические формы, которые не были ранее известны ни
<<индустриальному капитализму>>, ни <<индустриальному социализму>>.
Создателем концепции <<буддийской экономики>> стал австрийский экономист
и социолог Е. Шумахер. Поскольку, отмечает этот автор, существует
понятие <<буддийский образ жизни>>, то должно существовать и понятие
<<буддийская экономика>>, которая отличается тем от других систем, что
буддист усматривает суть цивилизации не в умножении потребностей, а в
очищении самого человека, ставит его творческую деятельность как
таковую выше производства и потребления, которые не являются
самоцелью. Смысл <<буддийской экономики>>, по Е. Шумахеру, лежит в
простоте и отсутствии принуждения. В основе <<буддийской экономики>>,
как и в основе <<промежуточной технологии>>, лежит производство из
местных ресурсов и для местного потребления. <<Буддийская экономика>>--
против неразумного использования материальных и природных ресурсов,
что зачастую характеризует современную индустриальную экономику.
Безрассудное использование невосполняемых природных богатств, полагает
Е. Шумахер, -- <<акт насилия по отношению к природе, приводящий к
насилию в отношениях между людьми>>, поэтому неразумное использование
материальных ценностей, а особенно природных ресурсов, с точки зрения
буддиста, аморально. Благоговейное отношение к природе пронизывает не
только священные книги буддийского канона, но и государственные указы
тех правителей, которые с древних времен поощряли буддизм. Примером
этого могут служить эдикты индийского царя Ашоки. (Старостин)

В сущности, концепция «буддийской экономики» есть призыв к поиску альтернатив разрушительным последствиям капиталистического прогресса.