Г-н Рыжков и история Отечества

Георгий Захарченко
Владимир Рыжков            сопредседатель РПР-ПАРНАС
НОВАЯ СТАРАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
17 января 2014, 11:36
Концепция нового учебника российской истории, фактически утвержденная вчера президентом Путиным на совещании в Кремле, и по которой уже в этом году ученики будут сдавать ЕГЭ, на самом деле не несет в себе ничего принципиально нового.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Ее основа - все та же «история царей и генералов», против которой гневно восставал еще Лев Толстой в романе «Война и мир».
Вопреки провозглашенным в тексте ценностям свободы, конституционализма, высшей ценности человеческой жизни, и обещанию рассказать учащимся школ и студентам про «человека в истории», главной ценностью для авторов (и заказчика учебника – В. Путина) учебника традиционно остается государство.

Самоценность государства – вот что проходит красной линией через всю концепцию. Новые учебники будут учить детей все тому же, чему учили детей в царские и советские времена – безусловному приоритету интересов государства над интересами человека. Тому, что государство может как угодно жертвовать людьми и их свободой во имя своих интересов. Продуктом нового учебника видится не самостоятельный свободный гражданин демократической России, а покорный подданный государства, госслужащий – в широком смысле этого слова.Господданный.

«Новая» концепция российской истории на деле крайне консервативна. Она механически объединяет старую (официальную) «царскую» историю до 1917 года и советскую историю, почти не отходя от официального канона идеологов дома Романовых и сталинского «Краткого курса».Попросту говоря – все цари и генсеки были молодцы, что бы они там не вытворяли со своим народом.

Главная заслуга царей и генсеков – вовсе не улучшение жизни народа или прогресс экономики, права и свобод. Главное – это укрепление и расширение государства!

Поэтому кровавое правление Ивана Грозного названо «реформами», а взятие им Казани и Астрахани мягко поименовано «присоединением». Реформы Петра Первого названы модным словом «модернизация», при этом вообще не упоминается цена петровских войн, реквизиций и строительства новой столицы, когда население империи за бурное правление первого императора сократилось почти на четверть.

Николай Первый «Палкин», чье правление началось с казни и каторги декабристов и продолжилось тягостным казенным самодержавием, тоже смотрится в новом учебнике большим молодцом, несмотря на то, что привел Россию прямиком к постыдному поражению в Крымской войне. Оказывается, что и он – модернизатор, который «пытался проводить «экономическую модернизацию авторитарными методами». Контрреформы и унификационная политика по отношению к нацменьшинствам Александра Третьего уважительно именуются «политикой консервативной стабилизации».

Советский период истории также в целом описан в исключительно позитивных тонах. Большевикам ставится в заслугу (опять - таки!) восстановление государства, широкие социальные реформы, индустриализация и т.д. При этом признаются огромные жертвы, понесенные народом – массовый голод 20-х и 30-х годов, массовые репрессии и ГУЛАГ, депортации целых народов, внутренние причины поражений первых месяцев войны. Но все это выглядит как неизбежные и в общем оправданные издержки того, что авторы называют «советской модернизацией». Террористический сталинский режим, стоивший России многих миллионов жизни, назван «сталинским социализмом», а сам чудовищный террор 30-х в атмосфере страха и ненависти – «свертыванием реальной демократии»!

Советская система описана как успешная, с массой сильных сторон и заслуг. Из новой концепции решительно нельзя понять, почему же и царская Россия, и великий Советский Союз рухнули с такой легкостью, буквально «слиняли в три дня» (В. Розанов).

Так, экономические проблемы позднего СССР объясняются низкой производительностью труда и качества продукции, низкой мотивацией работников, а преимущество Запада объясняется загадочной «способностью к эволюции». Из такого объяснения ребенок никогда не поймет, какие принципиальные преимущества имеет рыночная экономика и частная собственность над планом и госсобственностью, и почему Советский Союз так безнадежно проиграл экономическое и технологическое соревнование с Западом.

Молодцы у авторов и цари/генсеки-реформаторы. Прежде всего –архитектор Великих реформ 19 века Александр Второй. Ведь, помимо реформ, он еще и преумножил мощь, славу и территорию России.

А вот со знаком минус идут те, кто ослабил или, еще того хуже – не удержали и потеряли государство. Это Николай Второй,Михаил Горбачев, Никита Хрущев. Никаких плюсов в горбачевской «перестройке» авторы концепции не видят, делая упор на кризисах и ошибках.Ничего хорошего дети не узнают и о 90-х годах, о правлении Бориса Ельцина. Весь период описан в логике рассказа о разного рода ужасах, о «лихих 90-х». Ничего нет про свободу, свободные выборы, парламентаризм, федерализм, становление демократических институтов и рыночной экономики. Война в Чечне названа «военно-политическим кризисом», а об огромных потерях среди военных и мирного населения не говорится ни слова.

Зато период правления заказчика нового «единого учебника» Владимира Путина описан в превосходных степенях. Он сумел стабилизировать ситуацию в стране и выстроить вертикаль власти. Он запустил экономический рост и лучше всех прошел шторм мирового кризиса. При этом в концепции вы не найдете слов «Беслан», «Курск», «коррупция», «капитализм для друзей», «монополизация экономики» и «Ходорковский» - во многом определяющих период правления Путина.

Помимо неупоминания Ходорковского и Березовского, учебник имеет много других многозначительных умолчаний – например о разделе Польши по пакту Молотова-Риббентропа и вообще о позиции СССР в первые два года второй мировой войны (1939-1941). Описание советского периода истории следует традиции сталинско – брежневских учебников, за исключением абсурдного смешивания Февральской и Октябрьской революции в одну Великую Российскую революцию (при полной противоположности их целей и программ).

Вопреки декларациям об опоре на историческую науку и «общественный договор», новая концепция отечественной истории насквозь политизирована и неисторична. Она точно так же служит интересам действующей власти, как царские учебники обслуживали интересы Романовых, а советские – большевиков. По старому принципу «чего изволите обосновать?»

КОММЕНТАРИЙ.
Что тут говорить. В рассуждениях русских интеллигентных дилетантов по поводу исторической науки и , особенно, ее преподавания  всегда (подчеркиваю – ВСЕГДА) присутствует стремление превратить эту самую историю в некую беспощадную последнюю исповедь. В саморазоблачение и публичное покаяние во имя неких идеалов правильного будущего освобожденного от публично разоблачаемых ошибок и преступлений. В интерпретации этой публики история всегда есть, прежде всего, сочетание мечтаемого, планируемого, желаемого и намечаемого к исполнению. Позволю себе заметить, что это далеко не так.
История всегда в ходе ее изучения есть взаимосочетание и взаимодействие трех уровней существования исторического факта.
1 Первый уровень- это объективное прошлое проживаемое людьми единым временным потоком минута за минутой, час за часом, год за годом. Для исследования большая часть объективного прошлого недоступна по той простой причине . что она никогда не фиксируется  и перестает быть доступной сразу после проживания определенного события.
2. Второй уровень- это  в том или ином виде зафиксированное,  в описании некоего временного промежутка,  событие прошлого. Ясно, что уже процесс документирования вне зависимости от используемых средств всегда более чем субъективен и несет в себе отбор из всего непрерывного потока событий лишь тех , которые представляются документирующему их наиболее значительными и важными.На данном уровне объективная непрерывность потока исторического времени заменяется субъективной, многовариантной .
3 Третий уровень  - это уже описанная, исследованная , анатомированная история. Она , при всех усилиях представить ее в качестве подлинно научной истины, всегда гораздо ближе к мифологии  чем это может казаться.
 
Какое же место в этой системе уровней занимает школьная история, учебник?  ЭТО  ВСЕГДА И ВСЮДУ , при социализме, коммунизме, капитализме, до и после страшного суда лишь официально утвержденный для освоения  на массовом уровне МИФ по поводу прошлого страны , общества и государства санкционировавшего процесс школьного изучения прошлого.  Посмотрите школьные учебники любой страны  и вы легко этот миф обнаружите. Обнаружите вы , кроме того и социально- политические корректировки этого мифа соответствующие текущему политическому моменту проживаемому данной страной. Так что все интеллигентские охи и ахи по поводу правды и неправды  есть лишь досужие благоглупости  праздного желания порассуждать по поводу  и больше ничего. Наше школьное образование просто переходит от одного базового исторического мифа к другому.