Как я саяны покоряла и как саяны покорили меня

Странница Любовь
Сразу скажу, что я не скалолаз, и не альпинист, и даже не разбираюсь во всех этих приспособлениях для покорения вершин.Но в горы я лезу и если встречу на пути скалу с трудным подъемом не отступлюсь. Сяду напротив нее, как подобает буддисту или просто верящему в живую природу человеку, совершу обмен энергиями…если скала отвечает, значит заберусь,а если молчит то и пытаться не стоит…не пустит скала, а может и покалечить.Ведь у скал, как и у людей есть свой характер, да и плохое настроение тоже бывает…
Я, когда впервые Саяны увидела, обомлела…Мощь…Суровая красота…Заснеженные вершины, бурлящие горные реки, орошающие долину,остроконечные пики цепляющие облака…
Я напротив пика Любви, что за Аршаном, прожила шесть незабываемых дней… и всегда этот пик передо мной был:утром, чуть свет, я распахиваю дверь и любуюсь, как выплывающее из-за гор солнце окрашивает сначала каменную макушку пика, похожую на египетскую пирамиду… потом ласково проводит своими лучами по верхушкам сосен, обрамляющих эту скальную пирамиду… а потом льет свой свет вниз по склону, выгоняя остатки ночного тумана из расщелин и впадин… Тучки проплывая садятся отдохнуть на вершинах гор и снова отправляются в путь…А вечером заходящее солнце освещала гору так, что видно каждое деревце на ее склоне, каждый выступ и расщелину… Вот так бы сидела и созерцала бесконечно…
Надо сказать, что я не выбирала место своего пристанища,просто мне захотелось пожить в комфорте несколько дней.Вот значит, иду я по Аршану… а Аршан это небольшой поселок, около знаменитого одноименного курорта…с одной стороны постой предлагают, с другой зазывают…иду…вижу девчонка-буряточка шишки продает, веселая, улыбчивая, вот я к ней и обратилась:
- Я бы хотела поселиться у такой веселой девчонки!
- Так селитесь, место для хорошего человека всегда найдем. Угощайтесь шишкой и вон по улице ступайте, второй поворот на лево, синие воротца.
Вот так я и очутилась в «апартаментах» с видом на пик Любви. Надо же…вот такие сюрпризы судьба мне всегда преподносит! Имя-то мое Любовь, вот и решил Аршан, пусть Любовь рядом с Любовью поживет.
А про пик Любви мне та девчонка легенду рассказала…«Давно это было…Жили в наших местах девушка и парень с детства вместе росли, дальними родственниками были…и вот решили они соединить свою судьбу, пожениться одним словом…пришли к старейшинам, но выслушав их старейшины сказали, что такой брак противоречит их обычаям…негоже родственникам, пусть даже дальним в брак вступать. Но молодые решили не слушать старейшин, а убежать из селения в другие места,где их никто не осудит. И вот настал день побега. Прежде, чем уйти из селения, молодые решили подняться на Саяны, что бы в последний раз увидеть родные места…и вот они на вершине, смотрят на долину, на свой поселок… И вдруг юноша увидел то от чего он бежал: от своей настоящей любви, которую он должен встретить в своем родном крае… А девушка увидела своего будущего суженного, которого должна полюбить всей душой… Посмотрели молодые друг на друга и поняли, что они любят друг-друга, как брат и сестра…обнялись и спустились с горы отправившись по своим домам навстречу своей судьбе… А ту вершину, на которой они судьбу свою увидели назвали люди Пик Любви. И взбираются на тот пик влюбленные пары, что бы судьбу свою узнать»
Много легенд на Саянах, много…А о самом Саянском хребте говорят, что это воины-гессеры призванные охранять мир Тункинской долины от злых сил. Уже тысячелетия охраняют… А если зло придет в долину, очнуться воины от тысячелетнего сна и будет битва…
Я как всегда к главному окольными путями иду…Итак, я поселилась у подножия Саян…созерцаю…горы манят, зовут… а если меня зовут значит идти надо! Высота примерно 2500 метров, ерунда по-моим меркам, часа за три управлюсь…С утра выйду, не по-росе, а когда обсохнет, это примерно в десять…до подножья час, итого одинадцать…наверх три…наверху три…и вниз три, плюс-минус часа два…отлично засветло управлюсь! В рюкзак дождевик , кусок хлеба, ну и бутылочку с водой…вот так налегке и побежала… Правда не на пик Любви, туда ведь надо парой идти, а пары у меня нет при себе,решила на соседнюю вершину, там, как говорят озеро Жемчужное во впадине на вершине…думаю искупаюсь, воды наберу, красотами с высоты полюбуюсь…
Приключения начались с самого начала…по дороге не знаю почему, завернула в поселке на выставку китайских художников, понравилось, но это минус полтора часа из маршрута…А уж когда я в лес у подножия Саян зашла, все…башню снесло! Я ж грибник заядлый,а когда я вижу ладненькие, крепенькие грибочки, конец,пока все не соберу, меня нет…короче, очнулась я с полным рюкзаком подберезовиков, подосиновиков и с минус тремя часами… Вот так с рюкзаком набитым грибами кило на пять, я в гору поперла… иду, зверепею… понимаю, что грибы я не брошу, это для меня просто нереально, но и ползти в гору с таким грузом безполезняк, сорвусь на подъеме, ей богу сорвусь!
А тут небольшая площадка для привала.С права слышу река горная бежит, гремит,с лева…Надо сказать, что в горы всегда можно тропки найти:охотничьи, звериные, туристические…Вот и я шла по тропке, которая вела к вершине и на этой вот площадке явно привал был, бревно лежало и даже место от костерка… Присела я на бревно, чтоб решить свою проблему, которую от жадности своего организма, себе и создала… сижу, думаю… стараюсь по-сторонам сильно не смотреть, а вдруг грибы увижу? Каюк тогда мне и моей вылазке в горы! И вот пришло мне в голову гениальная идея…я грибы в мешок целлофановый переложила и среди огромных, как у лопухов листьев бадана спрятала…Уф…одна проблема решена!Теперь надо спешить времени в обрез…
Вот-так налегке и посайгачила…нелегкий маршрут оказался.Я ведь со свойственным мне легкомыслием от тропы уклонялась, чтоб расстояние сократить.То на курумник заросший мхом вылезу…ступаешь по ковру из мха и проваливаешься между камней…пока чертыхаясь вылезешь… То над обрывом балансируешь, где гремит внизу горная река…«А горы все круче, а горы все выше…» ну, это я из Айболита вспомнила карабкаясь ввысь уже по совсем крутым подъемам.Скорость моего передвижения была нешуточная…медленно и печально я не умею, порой это и спасет меня, а порой…Воду я уже к середине своего пути почти выпила…не рассчитала с водой и кусок хлеба схомячила, но это полбеды…беда была в том, что я одела треккинговые сандалии в которых я не одну скалу поизлазила, но видно они уже поизлазились… Карабкаясь вверх, я не один раз свои виды видавшие красочи вспомнила, когда пальцы ног по камням ударяли…
И вот я почти у вершины, пот заливает глаза, майка мокрая хоть выжимай, ноги трясутся и руки ходуном ходят…
А какой вид открылся предо мной!Только за лицезрением такого вида я лезу в заоблачные дали… Прямо передо мной, как на ладони, простиралась безкрайняя Тункинская долина с лужицами озер и ниточками рек, и только леса лежали огромными коврами… правда эти ковры были изрядно подпорчены «молью»-т.е. гомосапиенсом, мать его ети! Леса только по краям похожи на леса, а внутри целые туннели вырубок!!! А ведь это природный заповедник, где даже травинку сорвать нельзя!!!! Да когда ж этот гомосапиенс нажрется, а? Хуже моли ей богу!!!
Ну, а сама вершина, куда я забралась была нереально хороша: живописнейший курумник, как каменная река струился между вековых сосен…ковры душистых горных трав, причудливый валежник…и тут я растерялась, а в какую сторону дальше? Тропа исчезла дойдя до курумника… Солнце медленно спускалось за горы…вот тут я и поняла, что в горы наобум лезть нельзя! На подъем у меня ушло пять часов, телефон показал, что уже восемь часов вечера и отключился…в голову пришла шальная мысль «Ночую здесь» ведь через часа два начнутся сумерки и за такое время нереально спуститься в долину!
И тут появились они…и они разрешили все мои сомнения! Да, нет, не духи…гнус… Откуда взялась эта туча мошкары я не знаю! Ее я не видела всю свою дорогу наверх…и какое-то время наверху я ее тоже не ощущала…и вдруг…меня облепили со всех сторон тысячи мушек, лезущих везде: уши, нос, как только я открывала рот, чтоб вздохнуть десяток сразу залетал в глотку и я кашляла, как чахоточная, а уж глаза… видно было что это их любимое лакомство.Они забивались сотнями между очками и глазами и я просто была ослеплена…Господи, зачем я сюда полезла! Как я теперь…ни в перед, ни назад…. На кой мне эти вершины? Кому и что я пытаюсь доказать? Ну что, что мне теперь делать?... А ничего! Я накинула на голову юбку…нет, не как в фильме «Белое солнце пустыни», где женщины гарема прячут свои лица задрав юбки, нет… Мне когда-то подарили замечательную буддистскую юбку, такое полотнище, которое можно обмотать вокруг себя и это юбка, накинуть на плечи и это палантин и пр. и пр. Вот я ее накинула, предварительно пробежавшись, мухи отстали, я села и накрылась, как в палатке…теперь можно было обмозговать ситуацию. Итак я без воды и еды, на вершине Саян, скоро ночь, будет холодно, а одежды у меня: шорты, мокрая майка, дождевик и юбка…негусто… И тут по голове мне что-то прилетело,и так больнехонько.Я выглянула из своего укрытия…ага, шишка…кушать подано…Значит не все потерянно, мне здесь рады, раз кормят.Вот так, сидя под юбкой ,и жуя сочную, еще молодую, молочную шишку я решила…характер у меня такой, я никогда не отступаю…вот и сейчас, доев шишку, я скинула юбку и рванула…вверх! Плевать, что вечереет, плевать, что нет воды и еды, плевать что будет холодно… плевать, плевать, плевать! Я лезла сюда, что бы встать во весь рост на вершине, раскинуть руки и орать миру о том, какое это счастье – ПРЕОДОЛЕНИЕ! Какое это счастье быть частичкой этого мира! Какое это счастье жить – вопреки всему! И если я отступлю,я потеряю свое лицо…кажется, так индейцы говорили в момент выбора!
Гнус наверное просто был сбит с толку.Я скакала как бешеная по курумнику, по этой каменной реке к вершине, камни срывались из-под моих ног и неслись вниз увлекая другие камни, ветер свистел в ушах, а внутри меня росло и ширилось чувство восторга…Я уже не бежала, я летела…И на верху, на самой вершине, я замерла едва касаясь ногами камней…раскинув в стороны руки отдавшись во власть ветру, живущему и безраздельно властвующему на этой высоте… Я не знаю сколько мы там были…я и ветер…Там не было времени, там не было привычных для нас ощущений…там было другое измерение…
Вдруг все стихло…Благодать опустилась на горы…в такие мгновения человек, даже самый непробиваемый понимает, что он частица этого мира и от него многое зависти в этом мире…и мы зависимы от этого мира…Благодать!
Мое время истекло, об этом мне напомнил гнус прилетевший за мной на вершину…Я посмотрела в сторону пика Любви, он был рядом…Я прокричала «Привет пик Любви!» в ответ услышала «Люби…люби…» … «Спасибо!» и в ответ «Ибо…ибо…» в голове возникла фраза «Ибо в этом смыл!»
Дорога обратно была быстрой и стремительной. Я летела…видели, как обезьяны по веткам перелетают от дерева к дереву…примерно так, но в ускоренном темпе.Я летела от дерева к дереву не разбирая дороги и чувствовала, как рядом со мной летят…нет не гнус. Летят духи гор, оберегая меня от падения, помогая мне, направляя меня… К той стоянке, где я оставила грибы я «прилетела», когда уже смеркалось…часть грибов утащили белочки, но я только порадовалась этому…через лес я бежала в сумерках на ходу успевая обнимать елочки и березки, рукой поглаживать высокую траву…из меня рвалась Любовь…и мне казалось, что если я не буду дарить ее всему вокруг, она просто разорвет меня!
Вот так я пыталась покорить Саяны, а получилось, что Саяны покорили меня…