Психологическое оружие. Часть 3

Михаил Врачевский
Первая оранжевая.

До того, как сформированное 8 февраля 1950 года Министерство государственной безопасности ГДР (Ministerium f;r Staatssicherheit, неофициально сокращенно «Штази»), встало на ноги, а впоследствии выросло в одну из самых эффективных спецслужб в мире, груз ответственности за общественную безопасность в Восточной Германии лежал на СССР, и в частности на командовании Западной группы войск. Холодная война началась, напомню в 1946 году, но и до этого не было спокойно. Если с вооруженными выступлениями и прямыми провокациями было ясно, подавлять быстро и жестко, то, что делать с мирными выступлениями?

Каждый человек имеет право выражать свое мнение. Но мы живем в сложном мире, когда наши устремления могут беззастенчиво использовать люди жаждущие власти, умеющие манипулировать, так повелось, наверное, со времен возникновения первых государств, 6 тысяч лет назад. Да и близкие люди, ради каких-то своих целей могут грешить этим.

В публичной же политике акции протеста это не только обозначение своей позиции, демонстрация флага, средство подъема духа, отвлечение от прочих проблем, но и призыв к всевозможным единомышленникам, точка сбора. И тут очень важно не упустить момент, когда консолидирующиеся массы распаляемые агитаторами и провокаторами в условиях активного воздействия проводимого спецслужбами из-за бугра подойдут к точке невозврата в своем неприятии противной стороны.

То что ситуация в Восточной Германии  была не в пример хуже  Украины 2013-2014 показали события 17 июня 1953 года, пахло новой большой войной. Это очень хорошо описано в материале Александра Фурса «Оранжевое лето 1953г» - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1184220300 . Приведу некоторые выдержки.

К лету 1953 года в ГДР сложилась взрывоопасная ситуация, причиной тому были экономические проблемы и раскол в руководстве правящей партии, да и враг не дремал. В ФРГ расположились крупнейшие пропагандистские центры, штаб-квартиры разведслужб и подрывных организаций. Помимо сбора информации ими создавались подпольные вооруженные группы для действий на территории ГДР. Непосредственная подготовка ко "Дню икс" началась весной 1953 года сразу после того, как Бундестагом был ратифицирован договор о вступлении ФРГ в НАТО.

В ночь с 16 на 17 июня радиостанция РИАС начала передавать призывы к организации всеобщей забастовки в ГДР. Пограничная охрана ФРГ была приведена в состояние повышенной боеготовности. Американские танковые подразделения заняли исходные районы в Баварии по всей границе с ГДР. На территорию ГДР было введено большое количество сотрудников спецслужб, в том числе и вооруженных.

17 июня 1953 года в Берлине и других городах многие промышленные предприятия прекратили работу. Начались уличные демонстрации. Западногерманские власти предоставляли транспорт для переброски демонстрантов. Они входили на территорию Восточного Берлина колоннами до 500-600 человек. Использовались даже специальные американские военные звуковещательные машины.

В ходе манифестаций особую активность проявляли специально подготовленные группы, которые оперативно управлялись из Западного Берлина. У демонстрантов появились политические лозунги: свержение правительства и ликвидация СЕПГ.
Были организованы погромы партийных учреждений, осквернение партийных и государственных символов. Толпа расправилась с некоторыми функционерами партийного и государственного аппарата, активистами рабочего движения. В ходе уличных беспорядков имели место поджоги и мародерство, а также нападения на полицейские участки и тюрьмы.

Как результат с 09 по 29 июня в ГДР бастовало свыше 430 тысяч человек. В условиях тогда еще слабости Штази и позиций СЕПГ в стране, решающую роль в срыве июньского путча сыграла твердая позиция Советского Союза, а также быстрые и решительные действия командования группы советских оккупационных войск в Германии во главе с главнокомандующим генералом армии А.А. Гречко.

 Организаторам июньского выступления не удалось добиться главной цели – ЗАБАСТОВКИ И ДЕМОНСТРАЦИИ НЕ ПЕРЕРОСЛИ В ВОССТАНИЕ против правящего режима. Основная масса населения дистанцировалась от политических лозунгов, выдвигая лишь экономические требования (снижение цен и рабочих норм). В ходе беспорядков было убито 40 (по другим данным 55) человек. Погибли 11 полицейских и партийных активистов ГДР. Ранено было 400 человек.
 
Данные цифры можно признать минимальными для волнений такого масштаба, так уже в другой ситуации в октябре-ноябре 1956 года в Венгрии по официальным данным потери только советских военнослужащих, составили 669 человек убитыми, 51 пропавшими без вести. Здесь я особо  хотел обратить внимание на следующие слова Александра Фурса - Сработала ли это знаменитая немецкая любовь к порядку – орднунгу, слишком ли близка была память о поражении в войне или существовали другие причины, о которых мы не имеем представления, но только напряженность ВДРУГ стала спадать.

Директор ЦРУ А. Даллес, специальный советник госсекретаря США по Западному Берлину Э. Лэнсинг-Даллес, начальник штаба СВ США генерал Риджуэй, министр по внутригерманским проблемам Я. Кайзер, председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге X. фон Брентано и председатель СДПГ Э. Олленхауэр столько готовились и даже специально собрались вместе, чтобы руководить «рабочим» восстанием, а тут возьми ВДРУГ и спади напряженность.  Они прекрасно знали, что в тот момент ГДР была самым слабым звеном среди стран «народной демократии». Последующие события в Венгрии 1956 года показали, что память о поражении в недавней войне тоже не причина, хотя конечно венгры не немцы.

Были другие причины. Повторюсь. Понимаете, мало было перекрыть советскими войсками границу, мало было выставить блокпосты на дорогах и танки на перекрестках городов, надо было обязательно в короткие сроки прекратить пока еще мирные протесты, в условиях тогда еще слабости спецслужб и отсутствия таких атрибутов нашей современности, как водометы и слезоточивый газ. При этом надо было быть совершенно безумным, чтобы выполнить наставление Лаврентия Берия, стрелять на поражение в безоружных людей. По воспоминаниям Верховного комиссара Семёнова, приказ Берии расстрелять двенадцать зачинщиков он лично заменил распоряжением «стрелять поверх голов демонстрантов». Наши генералы и офицеры кожей чувствовали, чем это может обернуться в еще недавно воевавшей стране. Ошибки экономистов и политиков пришлось расхлебывать советским солдатам, и они… справились! Приключилось обыкновенное, как  было не раз в нашей истории, русское чудо.
 
БЫЛИ ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ. В чью золотую голову пришло, как всегда в таких случаях интуитивное решение, мы, наверное, никогда не узнаем. Если б он знал, сколько спас этим сотен, если не тысяч жизней. Оно одновременно оказалось очень простым и эффективным, как и все гениальное. Был отдан смелый приказ (риск, но против немцев сработало) - безоружным советским солдатам без применения какого-либо насилия равномерно рассеиваться среди демонстрантов и митингующих немцев. В результате антагонизм составляющих сборищ моментально фрагментировал толпы, лишал их целостности, и как показала практика, делал уличные манифестации бессмысленными. Это великолепный  образец применения психологического оружия, так как простое запугивание, как стрельба поверх голов не решала ПРОБЛЕМУ КОНСОЛИДАЦИИ противостоящих масс (как раз, наоборот), в то время, как мирное рассеивание в толпе ребят связанных присягой, у многих, из которых отцы погибли в недавней войне, убивало моральный дух толп напрочь, избавляя от рецидивов повтора подобных акций.
 
Со стороны это выглядело даже забавно хоть и нервно. Пусть люди разговаривают на разных языках, когда над тобой стебаются это и так понятно. Глаза в глаза, хорошо освежает притупившийся страх. Солдат подходит к фрау – «Вам плакат не подержать милочка?»

Или вот бюргер злой и недовольный, плюется. А в ответ ему сержант Бердыев, - Э, акция мирная, где хочу там и стою.

Или вот группа ребят кричат лозунги к ним подходят рядовые Петров и Сидоров, - А давайте кричать вместе? Иван, вон отсюда! Домой, домой! Иван, пошёл домой!

А ведь действительно дембелям домой хочется, а тут такая каша заварилась, и ведь будут кричать.

- Слушай Петров, а чего это мы одни орем? Немцы то где?
А немцев уже и след простыл.

Вот так, обломался Ален Даллес. А, наверное, считал себя очень крутым, во всяком случае, Голливуд преуспел в лакировании своих мэнов.

Элементы данной тактики впоследствии использовал КГБ против акций диссидентов, когда по агентурным данным за четверть, полчаса до начала флэшмоба в назначенном месте начиналась совершенно другая массовая акция, например митинг «За мир во всем мире!», собрание по награждению передовиков производства или посвящения в пионеры.

Выводы. Говорил и снова повторю, если в нашей стране отсутствуют структуры которые занимаются исследованием и отслеживанием применения психологического оружия, то это преступление перед страной и народом. Уже просто сбор имеющихся фактов интуитивного разрешения кризисных ситуаций дает ценнейший материал для анализа. То, что этот драгоценный опыт и знания игнорируются, утрачиваются и забываются, приводит меня в негодование. Я надеюсь, мне удалось (в который раз) показать насколько эффективными бывают средства психологического воздействия. Сторона, что в своей тактике умело, использует психологическое оружие, выигрывает бой еще до его начала.

Как послесловие к данной главе. Большое спасибо за помощь при подготовке данного материала Вячеславу Михайловичу Лисину, что проходил в то время службу в Германии, помимо того, что он был свидетелем применения тактики распыления нашими военнослужащими, как он говорил «впустили солдат в немцев», он еще оказался участником знаменитой шпионской операции «Берлинский туннель» в 1956 году. Во главе материала я поместил фотографию со схемой этого туннеля. Буду надеяться, что он поведает и эту историю. 

Природа информационного вброса.

Очень интересная тема для изучения, механизмы распространения информации в человеческом сообществе? Все эти тряпочные телефоны, слухи, сплетни, да и журналистика этим сыта. 

Примеров можно привести очень много, в политику лезть не хочется, дело грязное и неблагодарное, лучше рассмотрим, что-нибудь нейтральное. Возьмем короткий анекдот. Взят с ресурса http://anekdotov.net/.

Через 38 лет на встрече одноклассников сразу видно, кто как учился и кто чего добился!
У двоечника 2 вещи: квартира и машина.
У троечника 3 вещи: квартира, машина и дача.
У отличника 5 вещей: очки, долги, лысина, головная боль и золотая медаль из нержавеющей стали!

Странный анекдот, не смешной, но звучащая в нем тема в обиходе довольно живуча. Можно и даже не так уж и редко услышать к отсылкой к авторитетным источникам - «Да что там отличники со своим заформализованным сознанием». Начнем разбор.

1. Ложь деструктивное оружие она себя и того, кто ею пользуется, всегда выдает. При внешней крепости формулировок информационный вброс с логикой не дружит. Количество троечников в природе намного превышает количество отличников, они просто берут массой, если взять и вычислить процент успешных людей вышедших из отличников и троечников, по каждой группе отдельно, то, к сожалению, выяснится, что формализация сознания тут, ну совсем ни при чем. А если посчитать, сколько спилось в той и другой группе за указанное время, то боюсь, возникнет много вопросов к автору этого спича.  Другое дело, что жизненная неудача медалиста заметнее для окружающих, ведь на троечника особых надежд никто не возлагал.

2. Вопрос, если нелогичность является рабочей характеристикой информационного вброса, можно сказать фирменным штампом, который практически невозможно спрятать, то почему это живет и прокатывает через наши головы?
Информационный вброс всегда ориентирован на интересы определенной группы, или на страхи и ожидания максимального количества людей. Эмоции и чувства являются движущей силой слухов и сплетен от человека к человеку, будучи закодированными в словах. Вот в каких словах так называемого «анекдота» вы слышите больше ненависти, в слове – «лысина» или  «золотая медаль из нержавеющей стали»? То есть в данном случае использовались элементы внутривидовой человеческой конкуренции (стравливания), когда  настоящая истина никому не нужна, «СВОЯ ПРАВДА» удобнее. Удобная правда, начинаясь с попытки оправдания своих действий отдельным человеком, может дорасти до размеров идеологии. Это флаг, призыв, сбор союзников, банды если хотите (ничего не напоминает?). Задачи информационного вброса если не нанести удар, то собрать единомышленников, прозондировать почву. Вброс это средство информационной войны, когда боевые действия ведутся опосредственно, через ощущения других людей думающих также, как автор вброса.


Средства борьбы с информационным вбросом.

Все просто. Отвечу притчей.

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
- Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
- Ну, я слышал это от других.
- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
- Совсем нет.
- И, наконец, третье сито это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
- Сомневаюсь.
- Вот видишь, ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

   Все три фильтра можно использовать в разной последовательности для своего удобства. И если бы люди в своей деятельности еще не забывали бы про фильтр добра, честное слово этот мир стал бы лучше.

С уважением Врачевский М.П.