Генерал в багажнике

Николай Старорусский
Городские реки вошли в мою жизнь с самого детства.  Вот на картинке вдали – большое угловатое здание морского экипажа.  А справа, отделенная только Крюковым каналом, Новая Голландия. С дальней стороны ее омывает река Мойка.  Наш дом был третьим по улице от нее. Почти игрушечные буксиры таскали по реке баржи с дровами, углем…  Перед мостом матрос тянул за специальную веревку, и половина трубы ложилась горизонтально.

А иногда маленький, как лодка, катерок доставлял нас прямо ко гранитному спуску на Мойке.  Моему отцу  приходилось  проверять плавучие краны, работавшие летом на всех реках, и он брал меня с собой.   По Неве мы подымались далеко загород.  В устьях малых рек были военные судостроительные заводы, надписи «Проход запрещен», «Стой! Стреляют» или что-то похожее.  Но наш водитель смело  рвался вперед.  Знаю: надо бы сказать «рулевой», но уж больно похож был катерок на открытую легковушку.

На Неве – сойти с моста и чуть направо -  в наводнение 1955 года едва не выскочил на сушу огромный английский военный корабль. 

А в угловое здание справа на набережной – управление Главного морского начальника – входили с маленькой деревянной плавучей  пристани принимавшие морской парад.  Очень, очень давно видел я здесь Ворошилова и военно-морского министра Юматова…

А что за парады были! – сейчас они кажутся сказкой.  Вдоль всей  Невы корабли разных рангов – от крейсеров до подлодок, со временем – атомных.  Под флагами расцвечивания выстроены команды.  Принимающие подходят на большой скорости на двух пассажирских катерах, переделанных из торпедных. Не знаю, как удавалось точно и быстро  останавливаться.  Приветствие, троекратное ура – и катера с ревом срываются к следующему кораблю.  И, конечно, идут по правому борту.

На картинке слева – большой дом, в котором располагался Гастроном.  Сюда мы часто заходили с мамой.  Мне казалось вполне естественным, что в нем есть большой, в рост человека, аквариум с большими рыбами.  Тогда рыбные отделы нередко так выглядели; я думал, что у Начальника он тоже есть, и еще больше.

От Морского начальника выходили генералы и адмиралы – их было легко отличить по лампасам – и садились в машины. Каких только трофейных автомобилей тогда не было!   Даже мне довелось ездить в БМВ.  Так что наблюдать было интересно, и я нередко задерживал маму.

Да, были и открытые, довольно высокие  Виллисы без дверей, и легковушки с двумя дверями, где   ручка спереди; реже –  с четырьмя узкими, и длинные солидные машины с тремя окнами с каждой стороны.  В каждую из них заходили по-своему: редко генералы оставались рядом с шофером.  Шутя я говорил: видел все, кроме адмирала в багажнике.  И даже представлял себе, как бы он забирался туда.

Но вот однажды  заметил очень изящную обтекаемую открытую машину всего с одним сиденьем. Сейчас я бы сказал – спортивную.  Упросил маму подождать – что-то будет? 

Наконец вышел высокий генерал. Но он не направился к месту рядом с водителем! Наоборот – тот выскочил и поднял крышку большого багажника.  Видимо, там было запасное сиденье.  Генерал сел спиной вперед, подтянул ноги, так что колени остались видны, положил на них портфель, -  и чуднАя машина укатила в облаке  выхлопных газов.

Странно: уж сколько лет прошло, тогда еще и родители у половины читателей не успели родиться, - но движение, которым солдат дернул крышку багажника, помню до мелочей.  Быть может, потому, что тогда впервые задумался о силе мысли и связи настоящего и будущего.

Фото из Яндекса