Призрак Студентки Запорожского гидротехникума

Татьяна Малыш
Запорожская зима и накануне нового девяносто восьмого года не подкачала: на улице помесь ранней весны с поздней осенью, плюсовая температура, небо, сплошь затянутое тяжелыми тучами, мелкий противный дождичек и грязь под ногами. Что и говорить, как нелепо и совсем не по-праздничному смотрелись ёлки, игрушки и всяческие новогодние атрибуты, а уж настроение приподнятым можно было назвать только в кавычках. Уныло думалось о Новогодней ночи, обязанности рубить оливье, украшать зачем-то ёлку - хорошо бы просто выпить шампанского и лечь спать под уютный шум дождика за окном.

Но никуда не денешься – формально все положенные праздничные процедуры следовало выполнить, а к таковым новогодним мероприятиям и относился вечер и дискотека для студентов строительного техникума, в котором я преподавала украинскую литературу. Как куратор группы, просто обязана была дежурить на оном мероприятии, не стоит и говорить о том, как мне этого хотелось. Но от обязанностей никуда не денешься – и вот я потолкалась у входа в спортзал, где дёргалась под, по моему мнению, совершенно дикую музыку, толпа студентов из разных курсов, увидев, что в зале достаточно мужчин-преподавателей, решила, что моё присутствие излишне, и направилась на третий этаж к своему кабинету.

В полумраке коридора у окна стояла чья-то фигура, поначалу я даже немного испугалась, но потом узнала одного из своих студентов. Поневоле залюбовалась стройной высокой фигурой и тонкими чертами лица юноши. Андрей недавно перевёлся в мою группу из гидротехникума, вёл себя тихо (как по мне, уж чересчур тихо для своего возраста), учился средне, ни с кем тесной дружбы не водил, держался несколько особняком, и на толкания и гогот ребят отвечал какой-то, не по годам, грустной улыбкой, как будто взрослый человек, снисходительно глядящий на глупые забавы детей.  Я подошла, стала рядом с ним у окна и пошутила, что, мол, отражаемся оба в оконном стекле, значит не вампиры и не призраки. А вот реакция Андрея на мою, в общем-то, банальную шутку, меня просто поразила: он дёрнулся, как от разряда тока, с ужасом уставился на меня и срывающимся голосом проговорил: «А вы-то откуда об этом знаете?» Дальше наш разговор выглядел приблизительно так:
- Да в основном, по фильмам и книгам.
- А Вы в призраков верите?
- Ну, как сказать…
- Я вот сам лично видел, да и не только видел, а и говорил.
- С призраком?!!!
Тут я открыла кабинет, пригласила Андрея, поставила чайник, понимая, что парню нужно выговориться. Налила чай, раскрыла подаренную студентами коробку конфет, выключила верхнее освещение, решив, что достаточно будет и тусклого света из коридора. Разговор первой не начинала, и через некоторое время Андрей стал рассказывать, сжимая в руке чашку. Его рассказ я привожу почти дословно, как он мне запомнился в этот странный туманный предновогодний вечер.

Вы же знаете, что я перевёлся к вам в строительный из гидротехникума, но вот почему это произошло, даже представить себе не можете.
 
Справка: город Запорожье расположен по берегам реки Днепр, соединяют его части плотина Днепрогэса и два моста Преображенского, соответственно и называют районы Левобережный и Правобережный, в народе именуемый Левый и Правый. В Левобережном районе находятся все центральные органы управления, кинотеатры, торговые центры, а Правый – это старый, малоэтажный тихий район, утопающий в зелени частного сектора, прославившийся тем, что именно там снимали знаменитый фильм «Весна на Заречной улице», чем очень гордятся все запорожцы. В 1952 году там было построено здание Запорожского гидротехникума или гидрака (так его окрестили местные), здание помпезное, с колоннами и прочими архитектурными излишествами того времени, больше смахивающее на дворец или богатую дворянскую усадьбу прошлого века. Вокруг высадили прекрасный дендропарк, остатки которого сохранились до нашего времени. И рядом возвели странную четырёхугольную башню неведомого назначения, соединяющуюся  с коридорами основного здания. Студенты быстро приспособили её в качестве места для прогулов, перекуров и встреч влюблённых парочек.

Продолжу рассказ Андрея. Время от моего поступления до первой зимней сессии промчалось быстро, группа у нас подобралась хорошая, дружная, учиться мне нравилось, так что всё было просто замечательно. Вот только препод по информатике попался такой вредный, что ему сдать зачёт с первого раза почти ни у кого не получалось. Так случилось и со мной, пришлось идти на пересдачу, студентов было много, зачёт затянулся до самого вечера, а я так ещё и не заходил, но повторять материал уже сил не было, поэтому я потихоньку брёл по пустым коридорам левого крыла, а потом остановился у окна посмотреть, как красиво и торжественно пролетали снежинки, падали на землю, запорошив деревья парка. Загляделся и задумался так, что не услышал, как кто-то подошел ко мне, встрепенулся от тихого голоса: «Как красиво!» Я повернулся и увидел рядом девушку, которая тоже смотрела на заснеженный парк. Разговорились, я посетовал, что никак не могу сдать зачёт по информатике, девушка ответила, что не знает такого предмета, вот у неё проблемы с начерталкой, но с нею у всех, как правило, проблемы, особенно у девушек. Мне показалось странным, что она не знает об информатике, ведь её учат не только в техникуме, но и в школе, а потом вообще присмотрелся к девушке и удивился ещё больше: одета она как-то не по сезону легко – белое ситцевое платье в мелкий цветочек, за колено длинной, короткие рукава, белые носочки под босоножками, на лице ни капли косметики, и причёска очень смешная – две косы, перекрещенные на затылке, а над ушами подхваченные голубыми ленточками. Её облик мне кого-то напоминал, но я всё не мог вспомнить, кого. Поболтали ещё немного, и тут я вспомнил, кого же напоминала мне эта девушка своим нарядом и причёской – выцветшее фото моей бабушки в юности, пылившееся в старом домашнем альбоме, но сказать об этом девушке я не решился, чтобы не обидеть её, может, она любительница винтажных вещей. Разговаривая, я повернулся снова к окну, чтобы посмотреть на снегопад, и тут уж вовсе почувствовал неладное: в тёмном стекле отражалось только моё лицо, отражения девушки там не было. Я резко отпрянул от окна и развернулся лицом к девушке, наверное, выражение испуга и недоумения выдали меня, девушка попятилась, а потом стремглав бросилась бежать прочь, я – за ней. Вот мелькнуло её платье за поворотом коридора, ведущего в башню, но когда я подбежал к двери, там никого не было, да и дверь была заперта, видно было, что её не открывали очень давно.

Я оббежал все прилегающие коридоры, дёргал двери аудиторий, но все они были закрыты, когда я несколько пришёл в себя и вернулся к кабинету информатики, то там уже никого не было, а сторожиха тётя Рая обходила здание и кышнула меня на выход. Домой я пришёл растерянный, в сотый раз прокручивал произошедшее и никак не мог найти объяснение.

Сессию я кое-как сдал, но и во время каникул меня снова и снова тянуло в тот коридор к тому окну, где я встретил странную девушку. Потом я стал думать, а почему она побежала к башне, может, именно там надо искать разгадку, не хочу говорить, чего мне стоило проникнуть туда, но кроме старой мебели, пыли и паутины я ничего не нашёл.

Тогда я пошёл в техникумовскую библиотеку, потому что там библиотекарем с незапамятных времён работала Надежда Петровна, старушка лет семидесяти, которая знала всё и про всех, сама когда-то закончила наш техникум, и которую уважало и побаивалось начальство всех лет.

Я прикинулся, что мне задали написать реферат об истории техникума, попросил подобрать литературу и осторожно заикнулся, что, дескать, не могли бы Вы сами вспомнить какую-нибудь интересную историю, особенно связанную с башней. Проницательность Надежды Петровны повергла меня в шок! Она внимательно посмотрела на меня, отложила в сторону стопку литературы и спросила: «Так ты тоже видел её?» «Кого?» - в испуге пролепетал я.

И Надежда Петровна рассказала, что когда она сама училась в техникуме, в параллельной группе занималась Ольга, девушка тихая и скромная, прилежная ученица, ничем не привлекающая к себе внимания. А вот Костя - балагур, весельчак и всеобщий любимец девушек всего техникума. И уж как так получилось, что Костя обратил внимание на сохнущую от любви к нему Олечку, всем было очень непонятно. Оля просто расцвела, летала, как на крыльях, а Костя только снисходительно усмехался. Костик тащился в хвосте по успеваемости и Олечка – добрая душа, помогала ему сдавать зачёты и экзамены, не жалея ни времени, ни сил, буквально дотащив его до последнего курса. Но случилось то, что должно было случиться: Костик, подтянув свою успеваемость, накануне защиты диплома, бросил Олечку и стал встречаться с бойкой красавицей Анечкой. Оля просто не могла поверить в такое предательство, ведь она так искренне любила. И вот на переменке, не найдя Костика в аудитории и коридоре, Оля побежала в башню, где и увидела своего любимого в обнимку с Аней. На свои укоры, она услышала ужасное: никогда Костя её не любил, а нужна она ему была, чтобы помочь закончить техникум, а теперь всё, пока. Анечка ехидно хихикала. В слезах Оля убежала вверх по лестнице и бросилась вниз с башни.
 
С той поры дверь в башню заколотили наглухо, о случившемся особо не распространялись (позор на весь техникум и слава скверная), да только многие, кто задерживался в техникуме допоздна, накануне  и во время сессии,  стали видеть печальную девушку в старомодном платье и причёске пятидесятых годов. Видно, не может её душа смириться с предательством любви и найти покой.

И понял я тогда, кого же я видел и с кем говорил тем зимним вечером. А со мной стало совсем плохо: я бродил вечерами по коридору рядом с башней в надежде снова встретить Олечку, мне так хотелось поговорить снова с ней, сказать, что не все парни предатели, что вот я бы никогда так не поступил…Иногда среди дня мне мерещилось, что вот мелькнуло её белое платье в цветочек, вот голубая ленточка, я бросался стремглав за нею, но… В общем, учёбу я запустил, почти не спал, есть не хотелось, родители запаниковали и повели меня к врачу, который диагностировал нервное истощение и в итоге я оказался на Седова (на этой улице у нас находится психдиспансер). После лечения меня перевели в Ваш техникум.
 
Андрей закончил свой рассказ, остывший чай стоял на столе, я не знала, что и сказать, мне так жаль было этого юношу, нашедшего свою любовь в призраке далёкого прошлого. В коридоре послышались весёлые голоса студентов, дискотека закончилась, в суматохе даже толком не попрощалась с Андреем. Больше мы с ним не говорили на эту тему, через некоторое время я уволилась из техникума и никогда больше не встречала Андрея, не знаю, как сложилась его судьба. Хотелось бы верить…