Маленькая мама

Герцева Алла
               
               

Конец пятидесятых годов прошлого столетия.

В четыре года я чувствовала себя взрослой. Если кто-нибудь скажет, «маленькая», начинала ругаться, топать ногами, плакать и кричать: «Я большая, я большая!»

— Не называйте ее маленькой. — подмигивала мама, отцу и бабушке. — Знаете, что  не любит. Зачем  нервировать.

Лето в Ташкенте жаркое. Уже с утра градусов под тридцать. Наша комната, выделенная хладокомбинатом, где работала бабушка, одной стеной уходила в барак. Папа пристроил веранду, сделав отдельный ход, и  небольшой дворик. Между стеной веранды и забором соседей, оставался угол шириной в полтора и длиной два метра. Мама натянула брезент, соорудив крышу.  Установили старую железную кровать, положили матрац,  поставили маленький столик. Получился уютный уголок для меня и брата. Во дворе,  стояла большая цинковая ванна. Мама наполняла ее подогретой водой, рядом на земле стелила старое байковое одеяло. Вот и пляж.
 
Рано утром папа и бабушка уходили на работу, мама занималась домашними делами. Семью из пяти человек не просто накормить, обстирать. Времени на общение с соседками не оставалось. Я и  брат, моложе на год,  играли в своем уголке.  В куклы я не играла. Кошки, собаки, цыплята.  Моя страсть, все живое. 
Однажды,  позавтракав,  я нарезала бумажки, вроде денег, и послала брата «на базар»,  к маме за помидорами, огурцами, и молодой отварной картошкой.  Взяв веник, старательно подметала двор, громко напевая «На крылечке вдвоем…» из любимого кинофильма «Свадьба с приданым».   Приблизившись к деревянному забору, увидела в щели,  пристально смотрящие на меня глаза.  Толкнула калитку. Мальчик полутора лет, вытаращив  глаза, смотрел на меня, не  мигая.

— Ты чей? — малыш не ответил. Маленькие босые ножки вызвали у меня жалость. Я взяла ребенка за руку и повела за собой.
— Юрка, смотри какой маленький мальчик, ножки у него грязные, помоги,   его надо помыть.
Вдвоем усадили малыша в ванну.

Каково было удивление мамы, когда она вышла во двор, и увидела. В ванне сидит ребенок, а мы с братом его купаем.  Он  улыбается, и хлопает ладошками по воде.
— Кто это? Где вы его взяли? Зачем купаете? — удивлению мамы не было предела.
— Под калиткой стоял. У него ноги грязные. — бойко ответила я. — Мама, свари,  манную кашку.  Я его покормлю.
Ребенка  накупали,  завернули в простынь, принесенную мамой.
— Мы сами. — я не разрешила маме помочь. — Это я его нашла. Он наш.
Мама   улыбнулась, наблюдая за нами.

— Юрка; держи  за ноги, а я за руки.
Ребенка вытащили из ванны, положили на кровать. Трусики и маечку я выстирала под краном.
— Мама повесь, пожалуйста, на веревку, а то мне не достать.
Мама повесила вещи ребенка  сушить, и ушла в комнату, готовить обед.

Малыш был очаровательный. Белые, коротко подстриженные, волосы,  голубые глазки, пухлые розовые щечки.  Живая кукла. Я от него не отходила.  Покормила кашей, с ложечки. Потом дала  стакан с молоком. И уложила спать на кровать для куклы, сделанную папой. Папа не умел делать  маленькие вещи, и  ребенок удобно на ней уместился.

В обед поели и накормили ребенка супом с почками. Я вспомнила, как мама кормила меня маленькую яблоком. Сделав в яблоке дырочку, маленькой ложкой набирала яблочное пюре, и подносила ко рту.
Ребенок с удовольствием ел.

Мама встретила бабушку, пришедшую на обед домой.
— Посмотри,  с кем они играют.  Внучка твоя любимая, меня не подпускает, говорит, у калитки ребенка нашла.
Бабушка, увидев малыша, расхохоталась.

— Это Гриши Бородая  сынок, Гена. Гриша в пельменном цехе работает. Нина беременная вторым, наверное, прилегла отдохнуть, он и сбежал. Услышал детские голоса,  подошел к калитке.   Пойду на работу, зайду к Нине.  Она с ног, поди, сбилась, ищет непослушника.

Папа, придя с работы, смеялся до слез.
—Усыновили ребенка?

— Зачем смеешься? Он  маленький! О нем надо заботиться. — обиделась я. Ребенку полтора, он маленький, а мне скоро пять, я большая.

Вечером Гену забрал его отец.
— Спасибо, Лидочка, что приглядели за моим Генкой.
— Говори, спасибо, детям. Они его нашли у калитки. — смеялись мама с папой.

На следующее утро, едва открыв глаза, Гена убежал из дома и прибежал к нам. А я уже дежурила у калитки.

Все лето, мы с братом ухаживали за Геночкой. Кормили, купали. Он не сопротивлялся. Похоже, ему нравились такая чрезмерная забота и внимание.

Через месяц Нина родила второго мальчика.  Ее вполне устраивало, что Гена пропадал у нас.  Возвращаясь  после рабочего дня, Гриша  забирал сынишку.

Родители Гены прожили в Ташкенте всего несколько месяцев. Приехали весной, а осенью уехали  в Россию. Жаркий климат им не понравился.

— Увезли твоего приемного сына. — шутил отец.
Отворачивая лицо, я  вытирала слезы. Так закончился мой первый  материнский опыт.