Критику никто не любит, но она нужна всем.
Классическая модель творческого союза: генератор идей, эрудит и критик.
Исследовать психологию не принимающих критику авторов оказалось интереснее, чем разбирать их творения.
Потому как человек способный к творчеству это живая мыслящая душа, а тексты, рожденные ими – это производная искусственная среда.
Если автор пишет: «я еще начинающий поэт и прошу извинить на сбои в ритме и размере», то обижать его рецензией из-за какой-то синкопы не хочется.
Но вот, если он сообщает о себе, что Он - член «организованной писательской группировки» и выкладывает дипломы, значки, фотографии где Он на вручении...,говорит, что у него уже вышло десять книг… то, то это наш клиент. Звездная болезнь у творческой личности это наш профиль.
Мы всегда поможем автору сделать шаг от великого до смешного
Этика отношения важнее, чем эстетика написанного.
В рецензии стараешься не касаться личности, говоришь только по тексту , мол стихи ваши, сударь, похожи на кирпичную кладку в стиле «пъяного мастера». Все равно обиженный автор переходит на обороты кащенизма и флуда, начинает кидаться бананами и жечь тебя глаголом:
- "Злопыхатель!" "Бездарный завистник!"" Редакторская моська!"
Инвективная * лексика, конечно, бывает и среди мастеров художественного слова.
Встречаются как-то нобелевский лауреат Иосиф Бродский и тонкий эстет сцены Михаил Казаков. И поэт говорить актеру - своему соотечественнику: "Ты, какого хрена читаешь мои стихи!?"
Наше суждение о стихах и прозе , конечно, очень субъективное.
На сервере разместили стихи Андрея Вознесенского. На одной странице - его стихи под ЕГО именем. На другой - его же стихи - под другим именем. На первую страницу пришло куча восторженных откликов, на вторую - НИЧАГО.
Многие авторы заходят на страницы читают, любопытствуют, но не оставляют рецензий.
Хочется им сказать, что безусловная рефлексия, иже с ней эмпатия**, а также катарсис - один из основных признаков состоятельной творческой личности, что прочитать и ничего не сказать это расписаться в собственной импотенции.
Но авторы все же не рискуют откликаться. Возможно, правильно делают. Что услышишь в ответ от «мастера слова» неизвестно.
Поэтому - разбились на группировки.
Иногда группировки сходятся и тогда у подножья стихотворного Олимпа идет рубка « деревенских» с «городскими»
Если ты «чужак» то хоть расшибись, как рыба об лед…. Если свой, то ляпай что хошь - овации от своих тебе обеспечены.
На «прозе» не так, там народ степенный.
А поэты личности очень амбициозные,ранимые, чувственные и я бы сказал нервные.
Критическую рецензию авторского текста воспринимают как личное оскорбление.
Подобное рвение по защите своих ценностей встречаешь в лесу у медведицы.
Идешь по лесу, а на поляне Она со своими медвежатами и ты начинаешь ей сразу, прямо в лицо выговаривать, что дети у неё косолапые, что она не так их воспитывает и вообще неизвестно с кем нагуляла…
....вот и получай.
Многим авторам явно льстит звание поэта.
Сложив в конце строфы рифму «розы»- «морозы»,"рассвет"-"букет" автор быстро формирует в себе иллюзию непризнанного гения и очень неохотно и болезненно с ней расстается. Ожидая дискуссии о смысле и задачах современной поэзии, незадачливый рецензент получает грозный ультиматум: «больше никогда не заходи на мою страницу!»
Конечно автору обидно. На работе начальник заедает, дети не слушаются, у жены все время «голова болит», новые ботинки жмут. Одна отдушина – "Поезия".
Выкладывает он на сервере свои бессонные ночи, муки творчества, лебединую песню и ждет аплодисментов, цветов, признания… а заходит к нему виртуальный критик, неудачник, спойлер и топчется на твоей клумбе …
Творческая личность от этого начинает уже не шедевры творить, а фрустрировать**: впадать в состояние «конгитивного диссонанса» и действует по принципу «кто не хвалит меня – подлежит уничтожению»
И это еще вы хорошо отделались. Обычно сразу посылают к психиатру, да еще и заранее высказывая тому сочувствие.
Это как раньше (в брежневское время) право на критику государственных органов было записано в конституции и те, кто поверил написанному, там и оказывались. Товарищи по цеху были раньше, а теперь - господа, а мы вокруг них холопы.
Какая тут критика!
Есть правда такие «критики», которые не воспринимают прочитанное, если там обнаружат нарушение святого для них, и условного для всех творческих, правила именуемое «орфография». Ты сочинил новые метафоры, образы; выдал сложные смысловые построения и тут к тебе заходит «рецензент» и сообщает, что вы милейший, забыли поставить запятую…..мало того приклеивает ярлык «безграмотный».
И все. Вот и я оставил здесь пару непоставленных запятых - для любителей.
* Инвективная - значит оскорбительная
** Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека
*** фрустрировать - нервное состояние обманутое неудачей
**** "состояние конгитивного диссоснанса» - эмоциональная реакция дискомфорта вызванное столкновением своих представлений, идей, верований, ценностей конфликтующих с реальностью
**** Кащенизм — стиль язвительного общения на форумах с насмешкой над собеседником.