Сталинград

Вячеслав Суханов
Наша страна богата на таланты, на события культуры – в Москве и Сергиевом Посаде проходят одна за одной выставки замечательных художников, радуют зрителей новые  театральные постановки, но одно событие ушедшего года хотелось бы отметить особо... 

С удовлетворением хочу заметить, что отечественный кинематограф постепенно выбирается из ямы, в которую он угодил в эпоху безвременья 90-х годов прошлого века. Конечно, хороших фильмов пока маловато, чтобы конкурировать в прокате с многочисленными серенькими творениями заокеанского Голливуда, но первые робкие ростки нового этапа в развитии отечественного кинематографа все-таки пробиваются сквозь асфальт, в который закатало нашу культуру годы безразличие государства к народу и его потребностям в сфере своей родной отечественной культуры.

К таким вселяющим надежду на возрождение росткам я бы отнес замечательный фильм Павла Лунгина «Остров» (2006) с потрясающим Петром Мамоновым (как ни странно, лидер андеграундовой рок-группы «Звуки Му») в главной роли. За ним последовал просто шедевриальный, на мой взгляд, фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) режиссера Петра Буслова по сценарию Никиты Высоцкого, с Сергеем Безруковым в главной роли.
Следующим этапом стала глубоко патриотичная, очень профессионально выстроенная спортивная драма о великом советском хоккеисте Валерии Харламове – «Легенда №17» (2013) режиссера Николая Лебедева с Данилой Козловским в роли Харламова и Олегом Меньшиковым в роли тренера Анатолия Тарасова.

И вот, наконец, в конце 2013 года по кинотеатрам страны прошел еще один поистине выдающийся фильм. На этот раз о войне. И снял его Федор Бондарчук.

Признаться, к творчеству семейства Бондарчуков я всегда относился с осторожностью. Отец Федора, Сергей Бондарчук, на мой взгляд, снял только одну великую картину – это «Судьба человека» по рассказу писателя Михаила Шолохова. Недаром до сих пор в народе живет фраза из этого фильма о солдате, попавшем в немецкий плен и выпившем стакан водки перед расстрелом, ставшая народной: «Русские после первой не закусывают». И эта картина, как ни странно, была его режиссерским дебютом.
Остальные «эпохальные» картины, отснятые Бондарчуком-отцом, типа «Война и мир», «Ватерлоо», были многозатратными, но не выдающимися с точки зрения воздействия на психорецепторы зрителя. Вот и Википедия говорит, что Сергей Бондарчук считается мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой.
Лично на меня эти фильмы впечатления не произвели, душу мою не задели. Сергей Бондарчук был великим актером – это безо всякого сомнения, но никак не режиссером с большой буквы…

Сын поначалу и актером был никаким, достаточно вспомнить его довольно блеклую роль снайпера в фильме «Сталинград» (1990), где он играл в дуэте с Оксаной Фандерой. Я даже, помнится, посмотрев этот очередной военный  фильм Юрия Озерова, с грустью подумал: подтверждается истина, что природа на детях великих людей отдыхает…
А вот первые режиссерские  работы Федора Сергеевича были незаурядными – «9 рота» (2005)  о войне в Афганистане, номинировавшаяся на «Оскар», и  «Обитаемый остров» (2008, 2009) по роману братьев Стругацких.
Постепенно Федор Бондарчук вырос и как актер – посмотрите, например, его игру в фильме «Шпион» (2012) по роману Бориса Акунина, и, что особенно приятно, как режиссер. И я подумал: наконец-то!
И вот его новый фильм «Сталинград» (2013) снова номинирован на «Оскар». Как будто в награду за ту неудачную роль в том, старом, фильме «Сталинград».
А этот, новый, фильм Бондарчука-младшего просто потрясающий! Давно я не видел таких искренних, таких пронзительных кинокартин о войне. И снято это было явно не в мгновенном озарении, как, например, пишется гениальное стихотворение. Осязаемо видна тяжелая кропотливая вдумчивая работа. Недаром, Бондарчук признался, что сценарий писался несколько лет и переписывался чуть ли не раз пятнадцать, пока он не стал таким, как его видел и чувствовал автор. Вот так из беспощадной требовательности к себе и к своей работе ковался будущий почерк МАСТЕРА.

Зрительный зал в нашем кинотеатре «Люксор» весь фильм сидел не шелохнувшись. Как сказала мне потом одна моя знакомая: «Мне «Сталинград» очень понравился. Я весь фильм проплакала…»
Вот поэтому «Сталинград» - замечательный фильм. Фильм о том, чтобы мы не забывали свои корни и всегда помнили, что мы – русские.
И, отбросив все моднючие 3D-эффекты, не особо повлиявшие на восприятие киноленты, и выделив ее художественные достоинства, можно из всего этого вывести сухой остаток. Как здорово, что появляется молодая поросль режиссеров и актеров, которым не безразлична судьба Отечества. Его великая История.
Да здравствует ТАКОЕ кино!

PS. Теперь с нетерпением жду в феврале появления на экранах фильма «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего, снятого по роману братьев Стругацких. Фильм этот, как известно, снимался и монтировался почти пятнадцать лет. Не дождавшись окончания работы, режиссер умер, и фильм готовила к показу его семья – сын и жена.
Мировая премьера уже состоялась 13 ноября прошлого года на Римском кинофестивале, посмертно присудившем Герману премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в мировое киноискусство...