Я сам себя... до конца не знаю!

Игорь Гудзь
Работая выпускающим редактором объединенного театрального блога
NRGblog.com автор часто встречается с актерами московских театров. Возможно некоторые их мысли, истории покажутся интересными.

Актер театра Сатиры  Юрий Борисович Нифонтов

.... В нашей жизни мы всегда надеваем маски и существуем в них – дома вы один, на работе другой, с друзьями вы третий, много-много масок, притом они все такие … произвольные. Порой эти маски к вам прицепляются, и вы уже совершенно не знаете, кто вы есть на самом деле! В человеке заложено все, в принципе – от Бога до дьявола, все в нем есть. Сцена, театр, некоторые куски, оазисы всего этого кино, именно и позволяют тебе быть, хотя бы там, самим собой. И вот в тот самый момент, когда человек – сам собой, он начинает понимать, почему мы все время одеваем маски – это самозащита, на самом деле. И скажу откровенно, по секрету, если все это по-настоящему, не прикидываясь – какое же это несказанное удовольствие хоть на секунду побыть самим собой! Ты можешь плакать, ты можешь смеяться, ты можешь быть искренним, потому что в реальной жизни, такая вещь как искренность, я говорю о чувственной искренности, не словесной – вещь очень опасная. Мой учитель всегда говорил, что во время репетиций старайтесь не смеяться, даже, если у человека что-то не получается, можно в человеке все убить, он в этот момент пытается открываться, а вы, своим смехом все это закрываете в нем….! Беда нашей профессии в том, что в ней как бы разбираются все, кому не лень. Я иногда читаю некоторые статьи, работы по поводу психологических аспектов работы актера. На мой взгляд – многие из них неверны!

Скажу честно, иногда, когда спектакль идет долгие годы, я вижу и по себе, и по своим партнерам, что ты садишься уже на какие-то «колки», на выработанные за все эти годы актерские приемы, на технику. Потому спектакли и снимаются из репертуара, они просто умирают, умирают, как и всякий живой организм, как умирает…любовь, например! Театральный актер – это, пожалуй, единственная профессия, что называется, «без результата». Ну, есть, конечно, вот тот скорбный, и, пожалуй, единственный «результат», когда ты … «лежишь в фойе и …пахнет хвоей». А так, сыграл спектакль и все – его больше нет! Потом будет уже что-то другое, может быть похожее, но другое! Человек снял фильм – он остался, человек написал картину, книгу – все это осталось, у нас ничего такого нет! И каждый раз, выходя на сцену, ты думаешь об этом!

Когда работаешь над ролью, очень много отдается душевной и психической энергии. Ты влияешь на своего персонажа, и он…тоже влияет на тебя. Это как реставрация картины, знаете, как икону замазывают, по каким-то причинам, а потом очищают, слой за слоем. Так и роль – очищаешь слой за слоем от всего лишнего, наносного, ненужного. Тут кусочек появился, еще вот там и там, и потом, дай Бог, из этих случайных кусочков проявляется целая картина, роль. Ты и сам себя этим как-то очищаешь! И это нормально в репетиционный, начальный период. Ну, а потом, от этого излишнего влияния твоего образа на тебя самого как-то надо избавляться, иначе трудно будет себя сохранить как личность.

Нужна ли честность в наше буйное и вороватое время? Легко ли жить сегодня честному человеку? Для меня важнее всего быть честным с самим собой, ты научись сначала вот этому, а уж потом учи других. Мало того, что надо мыслить по-честному, по-честному надо и поступать, что особенно трудно сейчас. Бернард Шоу сказал замечательные слова: «Люди были бы значительней лучше и умнее, если бы хоть на пять минут в день задумывались о своей жизни!» По-настоящему честные люди всегда вызывали у меня уважение. Мы все время врем по мелочам и не считаем это чем-то зазорным, наверное, привыкли уже. А бывает ложь и во благо, когда смертельно больному говорят, например, что он обязательно поправится! Это тоже есть. Вот почему очень важно, хотя бы иногда приходит в церковь и исповедоваться! Иногда, просто необходимо совершить какой-то честный поступок …, а ты уже начинаешь думать, а что мне будет, если я это сделаю!? И решаешь так, по-тихому: «Да ладно, не буду я этого делать…!». Так комфортней! Вот это самое страшное вранье, на самом деле!
Для меня счастье, я не первый это говорю, когда у меня есть желание приходить на работу и есть желание, потом возвращаться домой. Наверное, нельзя быть всегда счастливым, но вот я лично почти постоянно ощущаю себя счастливым человеком! Это мое нормальное состояние – состояние счастья! Я занимаюсь профессией, которую люблю, я люблю свою…жену! У меня есть очень дорогие мне друзья. У меня есть дом, который я тоже очень люблю. Конечно, все бывает, но если говорить в общем, то я – счастливый человек! Нужно или стремиться к счастью, или в этом счастье жить, а иначе нет никакого смысла жить вообще! Я научился, поверьте – это очень сложно, принимать все так, как оно есть. Однажды в Америке был конкурс на самое страшное слово. И выиграло слово «никогда»! И это действительно очень страшное слово – НИКОГДА! Я никогда не приду в свой дом, никогда не увижу кого-то, никогда не будет чего-то, никогда ты не поедешь куда-то, не полюбишь кого-то, не сделаешь что-то…! Это по-настоящему страшно! Просто ужас, если вдуматься! Из всех семи грехов, а они все равнозначны, для меня самый страшный – уныние! Мне кажется, что именно от уныния и все несчастья происходят! И всю свою жизнь, я пытаюсь именно с этим, с унынием бороться. Оттого и счастлив, наверное!

Блог Юрия Нифонтова
http://www.nrgblog.com/blogger/blog-5-134.htm