Аттракцион

Светлана Громова 2
 - Аттракционы! Аттракционы! В парк привезли новые аттракционы! – по улице сновали вездесущие мальчишки и громко делились со всеми последней новостью. Был воскресный день, и народ толпой валил в городской парк. В их захолустном городишке редко происходило что-то новое, поэтому посмотреть на диковинные аттракционы люди шли целыми семьями, ведя за руку нарядных и возбуждённых ребятишек.  А посмотреть действительно было на что! Чего там только не было! И красивые электрические автомобильчики, и головокружительные горки, и забавные зверушки, бегущие по кругу. Но больше всего народу собралось у одного аттракциона. Он представлял собой желоб на манер водяной горки, только второй конец этого желоба тонул в плотном тумане и люди не видели, что происходило там, за туманом. Два клоуна в смешных рыжих париках зазывали народ отправиться в увлекательное путешествие. Люди с интересом наблюдали за происходящим, но желающих испытать аттракцион на себе почему-то не находилось.
 Тут от толпы отделилась девушка и решительным шагом направилась к аттракциону. – Можно прокатиться на вашей горке? -  обратилась она к клоунам. Они загадочно переглянулись и утвердительно закивали головами. – Конечно можно. Вы не пожалеете, что выбрали именно наше развлечение. Клоуны подвели девушку к желобу, помогли сесть в специальное кресло и нажали на рычаг. Кресло медленно, а потом всё быстрее и быстрее понеслось по желобу в сторону тумана и вскоре исчезло в нём.
 Ирина сидела в кресле и с интересом поглядывала по сторонам. Страха она не испытывала, ей нравилось всё необычное. Сначала вокруг был только плотный густой туман. Потом туман стал редеть и движение замедлилось. Вдруг желоб резко закончился, и Ирина поняла, что падает. Сознание на мгновение отключилось. Ирина открыла глаза и увидела, что находится на улице незнакомого ей города. Она огляделась, ничего страшного не происходило. Ирина медленно направилась во двор близстоящего дома. Во дворе она увидела песочницу и в ней маленького мальчика. Он сидел и горько плакал. Лицо мальчика показалось Ирине смутно знакомым. Она подошла к нему и присела рядом.
 - Малыш, тебя кто-то обидел? Почему ты плачешь?
 Мальчик протёр глаза грязными кулачками и доверительно посмотрел на Ирину.  – Я строил большой замок из песка и почти закончил его, но тут пришла девочка и сломала его! Я так старался, так старался… - обида с новой силой захлестнула мальчика, и он опять разрыдался. Ирина снова вгляделась в лицо малыша и всё внутри сжалось. Она узнала его. Это был пятилетний Вовка. Её сосед из далёкого детства. Она вспомнила этот день. Ей было восемь. С самого утра всё пошло не так. Сначала она просыпала муку, потом долго искала потерявшийся бант и в довершение ко всему – разбила мамину вазу. Мама отругала маленькую Иришку, назвала безрукой и велела убираться с глаз долой. Вот с таким настроением Иришка вышла на улицу. На глаза ей попался сосед Вовка. Он увлечённо копался в песочнице и чего-то строил. Иришка подошла поближе и увидела, что мальчик возводит стены вокруг песочного замка. Замок получился очень красивым, но обида настолько клокотала в девочке, что ей захотелось сделать какую-нибудь гадость. С криком «Кто так строит?», она бросилась топтать замок. Глаза мальчика сначала удивлённо округлились, а потом он громко заревел. Довольная собой Иришка направилась дальше...
 Ирина встряхнула головой, словно прогоняя видение. Ей стало стыдно. Вовка сидел рядом и тихо всхлипывал.
 - Не плачь, малыш, - девушка ласково погладила мальчика по головке. – Знаешь, а давай построим с тобой новый замок!
 Вовка перестал всхлипывать и удивлённо взглянул на Ирину. – А Вы умеете?
 - Конечно, умею, я же тоже была когда-то маленькой. Давай не будем терять время и примемся за строительство.
 Прошло не менее часа, прежде чем в песочнице вырос большой красивый замок. Его вершину венчали остроконечные башенки, вокруг замка был глубокий ров с перекинутыми через него мостами. Глаза мальчика возбуждённо сияли. – Как красиво!!! Получилось даже лучше, чем у меня было! Спасибо Вам огромное!!!
 Ирина растрепала Вовке его светлые волосы и улыбнулась. – Не за что. Мы же вместе его построили. Будь счастлив, малыш и никогда больше не плачь.
 Ирина отряхнула руки от песка и, не оглядываясь, пошла прочь.
 Она шла по безлюдным улицам и разглядывала дома. Вдруг внимание Ирины привлекла стайка девочек-подростков. Они сбились в кружок и о чём-то оживлённо спорили. Ирина подошла к ним ближе. Подростки явно кого-то обвиняли. В центре кружка стояла девочка с  испуганными глазами. Это была её подружка Танюшка. Они дружили с первого класса и были «не разлей вода». Перед глазами Ирины поплыли картинки из детства. Вот они с Танюшкой сбегают с последнего урока, чтобы искупаться в речке, вот они тайком лезут в соседский сад за яблоками, а вот они бросили всю свою неуемную энергию на прополку огорода – сначала у Тани на участке, а потом у неё. Так было всегда. Они всё делали вместе. До того самого дня. Всё началось с того, что в девятый класс пришёл новый мальчик. Высокий, стройный, с большими карими глазами. Все девчонки сходили от него с ума, а он обратил своё внимание на восьмиклассницу Таню. Она привлекла его своим задорным нравом, отменным чувством юмора и лёгкостью в общении. Это, конечно же, не понравилось девочкам из его класса, и они устроили Тане разборки после уроков. Ирина видела, что подружка попала в беду, и бросилась было к ней на помощь, но в последний момент струсила. Девочек было человек шесть – семь, силы были явно неравны, да и строгая мама вряд ли одобрила бы такое поведение. Поэтому, опустив от стыда голову, Ирина стороной обошла эту компанию и побрела домой. Краем глаза она успела увидеть, что Танюшка её заметила и смотрит ей вслед… После того дня они ещё оставались подружками, но в их отношениях словно что-то сломалось. Исчезла прежняя теплота и доверие…
 Ирина решительно направилась к группе подростков. –  Девочки, как же так? Вас много, а вы нападаете на одну?
 - А Вам какое дело? – девочки хмуро уставились на Ирину.
 - Какое мне дело? Да просто вижу – девочки такие красивые и лица такие добрые, а совершаете некрасивый поступок. За что вы на неё напали? Что она вам сделала?
 Девочки переглянулись и наперебой стали рассказывать о своём однокласснике. Все их обвинения сводились к «А чего она с чужими мальчишками встречается!!!»
 - Я вас правильно поняла? Вы обвиняете её в том, что ваш одноклассник обратил на неё внимание, а она не стала его отталкивать?  Вы поймите, - продолжила Ирина, - ведь чувствами нельзя управлять, а тем более чужими. Вы действительно считаете, что если она, - Ирина кивнула в сторону Тани, - перестанет с ним общаться, то он сразу обратит своё внимание на вас? А если и так, то не сможет же он встречаться с вами со всеми. Он же кого-то одну выберет. А остальные снова не у дел останутся. И снова обиды начнутся. Девочки, милые, каждая из вас встретит свою любовь. Настоящую, ту, которую не надо будет ни у кого отбивать, а которой только вы будете нужны.
 Девочки молчали, опустив головы. Одна из них посмотрела на Ирину и сказала: - Извините. Мы, пожалуй, пойдём. Пойдёмте, девочки. Ну её. Связываться ещё с ней. Пусть встречается, с кем хочет. 
 Девчонки повернулись и молча направились в сторону школы.
 Таня подняла голову и посмотрела Ирине в глаза. – Спасибо Вам большое, – тихо сказала она.
 У Ирины от стыда запылали уши. Она взглянула на Танюшку: - Да не за что. Ты не бойся. Они больше тебя не обидят.
 Попрощавшись с Таней, Ирина направилась дальше по улице. Проходя мимо вокзала, она заметила одинокую фигуру юноши. Он сидел на скамейке и, не мигая, смотрел перед собой. Подойдя ближе, она удивлённо вскинула брови. – Это же Игорь! Он был влюблён в Ирину с десятого класса, постоянно находился рядом и всегда старался чем-нибудь помочь ей. Но Ирина воспринимала его только как товарища. Поэтому, когда Игорь принял решение уехать из города, она удивилась, но особо не расстроилась.
 Ирина подошла к скамейке: - Привет! – она улыбнулась молодому человеку.
 – Здравствуйте.
 Ирина поняла, что Игорь не узнал её. Она слегка смутилась, но продолжила разговор.
 – Ты чего тут в гордом одиночестве? Меня Ирина зовут.
 Она заметила, как у Игоря дрогнули уголки губ, и пальцы сжались так, что побелели костяшки. Он немного помолчал, а потом сказал: - Так зовут мою любимую девушку. Я ждал, что она придёт проводить меня, но она не пришла. Видимо нашлись более важные дела.
 Ирина почувствовала укол совести. Она действительно знала в тот день, что Игорь уезжает, но закружилась, а когда вспомнила – поезд уже ушёл.
 Ирина присела рядом с Игорем на скамейку.
 - Не возражаешь?
 - Нет. Сиди. – Игорь тоже перешёл на «ты».
 - Ты очень её любишь? – Ирина посмотрела на Игоря. Он помолчал несколько минут, а потом начал говорить.
 - Понимаешь, иногда мне кажется, что я не смогу прожить без неё и дня, а иногда я понимаю, что ничего хорошего из этой любви не получится. И тогда я пытаюсь её забыть, но у меня это не выходит. Я снова и снова возвращаюсь к ней. Только я ей совсем не нужен. Она воспринимает меня как предмет интерьера. Привыкла, что я всегда нахожусь в поле зрения. А поменяй меня на другого, она и не заметит. Я решил уехать из города. Мне будет легче, если я не буду видеть её. Она знает, что я сегодня уезжаю и очень надеялся, что она придёт проводить меня…
 Игорь вздохнул и снова замолчал. Ирина тоже молчала. Ей было нестерпимо стыдно. Стыдно перед Игорем. Стыдно за то, что она не нашла времени, чтобы выслушать его, поговорить с ним.
 - Ты сильно на неё обижен? – Ирина постаралась взять себя в руки и говорить ровным спокойным голосом.
 - Да нет. Я совсем не обижаюсь на неё. Просто мне немного больно от осознания собственной ненужности.
 - Знаешь, - Ирина посмотрела Игорю в глаза, - ты не держи на неё зла. И постарайся простить. Знаю – она виновата, но обида тяжкий груз. Не тащи её на себе. Любовь ведь хороша, когда она взаимна. А если взаимности нет – то любить больно. Так всегда было, есть и будет.
 - Спасибо тебе за то, что выслушала меня, - Игорь с благодарностью посмотрел на Ирину. – А вот и мой поезд, - он с лёгкостью запрыгнул на подножку подошедшего поезда и, махнув рукой, скрылся в вагоне. Ирина ещё какое-то время постояла на опустевшем перроне. В голове был туман, и мысли наползали одна на другую.
 - Вот ведь как бывает, – подумала она, - живёшь себе и не замечаешь, что рядом есть люди, которые нуждаются в твоей помощи. А ведь порой достаточно просто тёплого слова,  участия…
 Постояв ещё немного, Ирина отправилась дальше. На душе словно кошки скребли. Она никогда раньше не задумывалась о людях, которых чем-то обидела. И не потому, что была чёрствой и жестокой. Нет. Просто не придавала этому значения. Она привыкла замечать обиды, нанесённые ей, это было больно. А то, что она сама делает порой больно другим людям – ей это просто не приходило в голову.
 Ирина дошла уже почти до конца улицы и вышла к окраине города, когда она заметила знакомый дом. Это был дом её детства. Она подошла ближе и увидела во дворе сидящую на скамейке женщину. Ирина пригляделась и вздрогнула. Это была её мама. Задыхаясь от волнения, Ирина вошла во двор. Мама подняла голову и их глаза встретились. Она, как и все остальные, не узнала Ирину. Она приветливо улыбнулась, но в её глазах была такая тоска, что Ирина невольно поёжилась.
 - Добрый вечер! – женщина жестом пригласила Ирину пройти.
 - Добрый вечер! – ответила Ирина. – Можно я с Вами присяду?
 - Да, конечно. Присаживайтесь. Может чаю?
 Ирина отрицательно покачала головой. – Спасибо, не надо. Не беспокойтесь. У Вас что-то случилось? У Вас глаза очень грустные.
 Женщина тяжело вздохнула и начала говорить. – Понимаете, даже не знаю, как Вам сказать. У Вас есть дети?
 - Нет. – Ирина покачала головой.
 - Тогда Вам, наверное, будет трудно меня понять. У меня дочка есть. Умница, красавица. Самостоятельная очень. Мы так редко с ней видимся…  Я скучаю по ней. Да я сама, наверное, виновата во всём. Строгая я была очень. Считала, что я лучше на ошибки укажу, а похвалить и так найдётся кому. Дочка выросла и уехала из родного дома. А я так её в гости жду, или хотя бы звонка…
 Только очень редко это бывает. Времени у неё совсем нет. Да и обижается она на меня, наверное…
 Женщина замолчала. Ирине захотелось броситься перед матерью на колени, обнять её и сказать, как сильно она её любит. Вместо этого она обняла её за плечи, прижала к себе на мгновение. – Я уверена, что Ваша дочка Вас любит. Очень любит! Вы даже не сомневайтесь в этом! – в горле у Ирины защипало, и глаза предательски наполнились слезами. Она поспешила отвернуться. – Она обязательно к Вам приедет, Вы только верьте в это. Я пойду, пожалуй? – Ирина поднялась со скамейки.
 - Да, конечно. Я и так Вас задержала. Спасибо Вам за поддержку. У Вас, наверное, самая счастливая мать!
 Ирина опустила голову и вышла за калитку. На сердце у неё висел такой камень, что трудно было дышать. Ирина дошла до конца улицы и остановилась. Она не знала, куда идти дальше. Вдруг невдалеке Ирина заметила двух знакомых ей клоунов. Они стояли и молча смотрели на неё. Как же она им обрадовалась! Ирина поспешила к ним навстречу.
 - Здравствуйте! Я так рада вас видеть. Вы можете мне объяснить происходящее и помочь вернуться домой? – Ирина с надеждой посмотрела на клоунов.
 - Да, мы поможем тебе. Ты, наверное, заметила, что город населён людьми, которых ты когда-либо обидела? Встреча с ними заставит тебя переосмыслить свою жизнь. Заставит взглянуть на многие вещи другими глазами. То, что город почти безлюден, говорит в твою пользу. Значит ты хороший человек. Ты можешь этим гордиться. А ведь некоторые попадают в город с такой плотностью населения, что трудно передвигаться. И тогда они «зависают» тут надолго. Мы поможем тебе вернуться домой. Просто закрой глаза и досчитай до трёх.
 Когда Ирина открыла глаза, вокруг было шумно от работающих аттракционов. Бегали довольные дети, чинно прогуливались взрослые. Но Ирина решительно направилась к выходу. Она знала, куда сейчас пойдёт. Сначала она заглянет в кулинарию и купит самый вкусный торт, а потом поедет к маме. Ирина совершенно точно знала, что мама очень любит её и ждёт, а она очень любит маму. И никогда не поздно ей об этом сказать. – Ты только подожди, мамочка. Только подожди. Я скоро приеду.